Написание частицы НЕ со словами, называющими действия

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование представления о написании частицы НЕ со словами, называющими действия.

Задачи:

  • предметные: формировать умение правильно писать частицу НЕ с глаголами;
  • метапредметные:
    • регулятивные: развивать умения самостоятельно формулировать тему и цель урока, определять успешность своей работы;
    • познавательные: выделять необходимую информацию, строить рассуждения, развивать самостоятельное мышление, внимание, память;
    • коммуникативные: формулировать свои мысли в устной форме.
  • личностные: формировать интерес к русскому языку

Ход урока

I. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Сергеевна. Сегодня я у Вас проведу урок русского языка.

- А что будем изучать сегодня, узнаем открыв содержание. Найдите тему урока.

II. Определение темы, цели и плана урока

Тема: Написание частицы НЕ со словами, называющими действия. (Прочитай - ребенок) Слайд 2

- Какая будет цель урока? Сформулируйте ее, используя слова: Слайд 3

  • я узнаю…
  • я буду учится…

- Чтобы достичь поставленной цели, давайте посмотрим план работы.

(на доске вывешиваю план работы + магнит круглый)

План:

  1. Узнать о какой частице и что говорит Анишит Йокоповна?
  2. Практическое применение нового правила.
  3. Немного отдохнуть.
  4. Выполнить упражнение № 67.
  5. Работа с карточками.
  6. Подведение итогов.

III. Изучение нового материала

Приступим.

- Какой 1-й пункт плана? (отвечает ребенок)

- Где будем искать ответ на этот вопрос? (в учебнике)

- Прочитайте диалог Миши и Анишит Йокоповны (читают про себя).

- О какой частице говорит Анишит Йокоповна? (о частице не)

- Как пишется частица «не» со словами, называющими действия? (Раздельно)

- Приведите свои примеры.

- Какие слова можно вставить между частицей НЕ и словом-действием? (очень, просто, только)

- Справились с первым пунктом плана? (да).

- Чтобы справиться со следующим пунктом плана, нам понадобятся тетради. Откройте их, запишите дату: ____, классная работа.

- Посмотрите на слайд.

На слайде слова: Торопись, ленись, скучай!

- Что объединяет эти слова? (слова-действия)

- Могут они стать девизом урока?

- Как должен звучать девиз? (Не торопись, не ленись, не скучай!)

Давайте его запишем.

- Какое правило нужно помнить?

Списывают, применяя правило: 1 ребенок пишет у доски.

(Не) торопись, (не) ленись, (не) скучай!

- Попробовали поработать с новым правилом? Справились со вторым пунктом правила? (да).

- Значит приступаем к третьему.

Физминутка

- Молодцы, а у нас следующий пункт нашего плана.

IV. Работа по учебнику

Стр. 64, упр. № 67

- Прочитайте отрывок из стихотворения Ю.Мориц (упражнение 67).

- Какое новое правило нужно знать, чтобы записать текст правильно? (Написание «не» со словами-названиями действий.)

- Устно попробуйте вставить между частицей «не» и каждым словом, называющим действие, одно из данных слов. (Не очень ловит, не только моет, не просто выроет и т.д.)

- Какие уже изученные правила надо знать, чтобы записать текст правильно? (Один случай жи-ши под ударением; два случая на безударный гласный в корне и 6 слов на парный согласный в середине слова, на -шка.)

Подберите проверочные слова. (Ленивая - лень; ко[ш]ка - кошечка; мальчи[ш]ка - мальчишечка; мы[ил]ка - мыши; му[ш]ка - мушечка; летать - полет.)

- Давайте запишем первые 8 строчек в тетрадь, остальные вы запишете дома.

(Дети выходят к доске и записывают по 2 строчки - объясняя орфограммы. На слайде после написания появляются данные строчки. Сравнивают написанное с образцом.)

Молодцы, ребята. Справились и с этим пунктом нашего плана.

- По нашему плану, чем мы теперь будем работать? (с карточками.)

Чтобы справиться с заданием, вам нужно быть очень внимательными. У каждого ряда будет свое задание. Но по окончанию все должны ответить на мой вопрос. И если ряд ошибается, другой может помочь исправить ошибки.

1 ряд. Сформулируйте правила поведения в школе

За партой

На уроках

Малышей

Взрослых

НЕ лежи.

НЕ кричи.

НЕ обижай.

НЕ перебивай.

Прочитайте, что у вас получилось.

- Кто составил своё правило?

- Как написали частицу не со словами? Почему?

2 ряд. Вставь в предложения частицу Не, только там, где это необходимо.

Петя пошел в лес за земляникой и ____ заблудился. Он ___ мог найти дорогу, ____ знал в какую сторону идти. Ему было очень___ страшно.

3 ряд. Дополните пословицы.

  • Ошибается тот, кто ничего ____. делает.
  • Кто любит трудиться, тому без дела ____ сидится.
  • Волков бояться - в лес ____ ходить.

Какое правило использовали при выполнении заданий?

V. Итог урока

Дополни предложения:

  • Сегодня я узнал….
  • Я понял, что….
  • Я научился….
  • Мне было трудно…..

VI. Рефлексия

Вы хорошо сегодня поработали и дружно справились со своей задачей.

Оцените себя и свою работу на лесенке успеха.

VII. Домашнее задание

Доделать упражнение № 67.

Презентация

Карточки к уроку