Цель урока: формирование представления о написании частицы НЕ со словами, называющими действия.
Задачи:
- предметные: формировать умение правильно писать частицу НЕ с глаголами;
- метапредметные:
- регулятивные: развивать умения самостоятельно формулировать тему и цель урока, определять успешность своей работы;
- познавательные: выделять необходимую информацию, строить рассуждения, развивать самостоятельное мышление, внимание, память;
- коммуникативные: формулировать свои мысли в устной форме.
- личностные: формировать интерес к русскому языку
Ход урока
I. Оргмомент
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Сергеевна. Сегодня я у Вас проведу урок русского языка.
- А что будем изучать сегодня, узнаем открыв содержание. Найдите тему урока.
II. Определение темы, цели и плана урока
Тема: Написание частицы НЕ со словами, называющими действия. (Прочитай - ребенок) Слайд 2
- Какая будет цель урока? Сформулируйте ее, используя слова: Слайд 3
- я узнаю…
- я буду учится…
- Чтобы достичь поставленной цели, давайте посмотрим план работы.
(на доске вывешиваю план работы + магнит круглый)
План:
- Узнать о какой частице и что говорит Анишит Йокоповна?
- Практическое применение нового правила.
- Немного отдохнуть.
- Выполнить упражнение № 67.
- Работа с карточками.
- Подведение итогов.
III. Изучение нового материала
Приступим.
- Какой 1-й пункт плана? (отвечает ребенок)
- Где будем искать ответ на этот вопрос? (в учебнике)
- Прочитайте диалог Миши и Анишит Йокоповны (читают про себя).
- О какой частице говорит Анишит Йокоповна? (о частице не)
- Как пишется частица «не» со словами, называющими действия? (Раздельно)
- Приведите свои примеры.
- Какие слова можно вставить между частицей НЕ и словом-действием? (очень, просто, только)
- Справились с первым пунктом плана? (да).
- Чтобы справиться со следующим пунктом плана, нам понадобятся тетради. Откройте их, запишите дату: ____, классная работа.
- Посмотрите на слайд.
На слайде слова: Торопись, ленись, скучай!
- Что объединяет эти слова? (слова-действия)
- Могут они стать девизом урока?
- Как должен звучать девиз? (Не торопись, не ленись, не скучай!)
Давайте его запишем.
- Какое правило нужно помнить?
Списывают, применяя правило: 1 ребенок пишет у доски.
(Не) торопись, (не) ленись, (не) скучай!
- Попробовали поработать с новым правилом? Справились со вторым пунктом правила? (да).
- Значит приступаем к третьему.
Физминутка
- Молодцы, а у нас следующий пункт нашего плана.
IV. Работа по учебнику
Стр. 64, упр. № 67
- Прочитайте отрывок из стихотворения Ю.Мориц (упражнение 67).
- Какое новое правило нужно знать, чтобы записать текст правильно? (Написание «не» со словами-названиями действий.)
- Устно попробуйте вставить между частицей «не» и каждым словом, называющим действие, одно из данных слов. (Не очень ловит, не только моет, не просто выроет и т.д.)
- Какие уже изученные правила надо знать, чтобы записать текст правильно? (Один случай жи-ши под ударением; два случая на безударный гласный в корне и 6 слов на парный согласный в середине слова, на -шка.)
Подберите проверочные слова. (Ленивая - лень; ко[ш]ка - кошечка; мальчи[ш]ка - мальчишечка; мы[ил]ка - мыши; му[ш]ка - мушечка; летать - полет.)
- Давайте запишем первые 8 строчек в тетрадь, остальные вы запишете дома.
(Дети выходят к доске и записывают по 2 строчки - объясняя орфограммы. На слайде после написания появляются данные строчки. Сравнивают написанное с образцом.)
Молодцы, ребята. Справились и с этим пунктом нашего плана.
- По нашему плану, чем мы теперь будем работать? (с карточками.)
Чтобы справиться с заданием, вам нужно быть очень внимательными. У каждого ряда будет свое задание. Но по окончанию все должны ответить на мой вопрос. И если ряд ошибается, другой может помочь исправить ошибки.
1 ряд. Сформулируйте правила поведения в школе
За партой На уроках Малышей Взрослых |
НЕ лежи. НЕ кричи. НЕ обижай. НЕ перебивай. |
Прочитайте, что у вас получилось.
- Кто составил своё правило?
- Как написали частицу не со словами? Почему?
2 ряд. Вставь в предложения частицу Не, только там, где это необходимо.
Петя пошел в лес за земляникой и ____ заблудился. Он ___ мог найти дорогу, ____ знал в какую сторону идти. Ему было очень___ страшно.
3 ряд. Дополните пословицы.
- Ошибается тот, кто ничего ____. делает.
- Кто любит трудиться, тому без дела ____ сидится.
- Волков бояться - в лес ____ ходить.
Какое правило использовали при выполнении заданий?
V. Итог урока
Дополни предложения:
- Сегодня я узнал….
- Я понял, что….
- Я научился….
- Мне было трудно…..
VI. Рефлексия
Вы хорошо сегодня поработали и дружно справились со своей задачей.
Оцените себя и свою работу на лесенке успеха.
VII. Домашнее задание
Доделать упражнение № 67.