Цели урока:
- совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований.
- обобщить материал по культуре поведения за столом.
- воспитывать общую культуру.
Задачи урока:
- Познакомить с понятием «Сервировка стола», предметами сервировки. Научить правилам сервировки стола, приемам складывания салфеток.
- Развивать эстетический вкус при сервировке стола, складывании салфеток внимательность. Творческую активность, навыки общения, умение высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию.
- Воспитывать аккуратность, чувство прекрасного, культуру поведения за столом.
Тип урока: Комбинированный урок.
Методы обучения:
- Словесный.
- Наглядный.
- Практический.
Учебно-методический комплекс:
- карточки с правилами,
- фото сервировки стола,
- салфетки,
- посуда и приборы.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Актуализация ЗУН
1. Вступительное слово учителя
Вы подрастаете, придет время и вам придется общаться с разными людьми, может, быть путешествовать а, значит, есть вне дома - в кафе, ресторанах. И, как порой неудобно себя чувствует человек, приглашенный, к примеру, в кафе, не зная назначения многих из разложенных пред ним приборов. Особенно если на одну персону приходится не одна вилка и нож, а две или три… и все разные - вот тут утрачивается чувство комфортности, и, возможно испорчен весь вечер. Да и дома нелишне умело орудовать вилкой и ножом, правильно пользоваться салфеткой.
Хотя, вы можете и возразить, что можно обойтись и без ножа, и без салфетки. Но знаете, сейчас столько много вкусной еды, которую удобно есть при помощи ножа и вилки. Очень трудно порой сказать человеку, что он не умеет правильно и красиво есть. Такое замечание часто вызывает обиду. Поэтому лучше, если человек сам овладеет этой несложной наукой.
Как вы думаете, о чем сегодняшний урок? Итак, тема сегодняшнего урока: "Сервировка стола и правила поведения за столом".
2. Целевые установки на занятие
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с правилами этикета, некоторыми приемами сервировки стола, научимся красиво оформлять его при помощи салфеток, и я надеюсь, что полученные на уроки знания помогут вам в жизни.
3. Формирование новых ЗУН
Обратимся немного к истории. Что же такое этикет?
Само слово «этикет» вошло в международный обиход в XVII веке. Как-то на одном придворном приеме во времена правления французского короля Людовика XIV гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От их французского названия и произошло слово «этикет», позднее вошедшее в языки многих стран. Высшие круги французской аристократии предначертанием судьбы считали право диктовать изящество своих манер другим европейским странам.
Раздача карточек с правилами поведения и выбор только правильных с последующей демонстрацией и разбором у доски.
- Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.
- Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.
- Во время еды не прихлебывай громко, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.
- Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.
- Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками.
- Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.
- Гарнир - овощи, картошку, макароны - набирай на вилку с помощью хлебной корочки или ножа.
- Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.
- Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо - их легко разломить вилкой.
- Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку - в левой.
- Косточки из компота не выплевывай прямо на блюдо. Поднеси ложку ко рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.
- Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.
- Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая.
- Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади.
- Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо
- Не ешь с ножа - это некрасиво и можно поранить рот.
- Когда сидишь за столом обязательно поставь локти на стол.
- Косточки из компота выплевывай прямо на салфетку или блюдце.
- Если тебе нужно что - ни будь достать, встань и обойди всех или дотянись до нужного тебе блюда.
- Из общего блюда выбирай самый привлекательный кусок.
- Окончив еду, столовые приборы оближи или вытри салфеткой.
- Нож держи в правой руке, а вилку в левой.
- Нож держи в левой руке, а вилку в правой.
Что же такое сервировка стола?
Сервировка стола - это подготовка и оформление стола для приёма пищи.
Предварительная сервировка создаёт не только приятную обстановку, но и определённый порядок на столе, обеспечивая присутствующих всеми необходимыми предметами и приборами. Красиво убранный стол, на котором удобно расставлены все необходимые предметы и оформленные блюда, вызывает приятное чувство и повышает аппетит. Сервировать стол надо повседневно, а не только для гостей и в праздничные дни. Это поможет выработать привычку кушать опрятно, правильно пользоваться ножом, вилкой, ложкой, что является необходимым для каждого культурного человека.
Основная цель сервировки - удобство, опрятность и приятный вид стола.
- Как вы думаете, какие требования предъявляют к сервировке стола?
Сервировка стола должна отвечать следующим требованиям (образец):
- Соответствовать мероприятию
- Строго сочетаться с едой и напитками
- Быть эстетичной - гармонировать с общим интерьером
- Соответствовать тематической направленности (Новый год, День рождения)
- Все предметы сервировки расположены в соответствии с принятыми правилами
Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол?
Давайте подумаем в какой последовательности необходимо расставлять предметы при сервировке?
Последовательность сервировки праздничного стола (образец):
- Накрывают стол скатертью
- Расставляют посуда (тарелки)
- Раскладывают столовые приборы (нож, вилка, ложка)
- Расставляют стеклянную и хрустальную посуду (бокалы, фужеры)
- Складывают и расставляют салфетки.
- Ставят цветы, расставляют наборы для специй (перец, соль).
Стол рекомендуется застелить скатертью.
Все на столе должно размещаться таким образом, чтобы можно было, не задевая других предметов, взять то, что вам нужно. На столе не должно быть лишних предметов.
Сервировка праздничного стола на одну персону.
Начинаем с основной тарелки, то есть подстановочной. Далее следует закусочная тарелка. Слева, на расстоянии 5-7 см от основной, помещаем пирожковую тарелку (для хлеба, булочек, тостов, гренок и других хлебобулочных изделий, предназначенных каждому участнику застолья).
Теперь приборы с правой стороны: столовый нож (для мяса, птицы, дичи) кладём лезвием к тарелке, чтобы ее край на пару миллиметров прикрывал отточенный край. Далее в 2 мм - столовая ложка. Ручки приборов и тарелки должны находиться на расстоянии 2 см от края стола.
Приборы с левой стороны, начиная от края тарелки: столовая вилка. Сверху - десертный нож, ручкой вправо. И ложки, и вилки кладут выпуклой стороной вниз.
С каждой стороны должно быть не больше трёх приборов. (В обеденном варианте столовая ложка и столовый нож считаются как единое целое.) Подстановочную тарелку убирают перед подачей второго блюда, которое подаётся на подогретой тарелке. Но при подаче десерта подстановочная тарелка нам вновь понадобится. В зависимости от перемен блюд тарелки меняются, но подстановочная всегда остаётся на своём месте.
На званом обеде столовые приборы раскладываются так, чтобы ими можно было пользоваться, беря один за другим "извне к себе", а стаканами - справа налево (в соответствии с последовательностью подачи блюд).
Отработка механизма складывания салфеток для сервировки стола
- Сложите салфетку в прямоугольник.
- Сложите гармошкой половину прямоугольника.
- Сложите полученную заготовку пополам, придерживая «гармошку», чтобы она не расправилась.
- Придерживая «гармошку», загните свободный конец по диагонали и заправьте кончик вовнутрь.
- Поставьте композицию на тарелку, держась за треугольный кончик. Гармошка расправится в красивый веер.
4. Практическая работа
Давайте попробуем накрыть стол на одну персону. Как мы расположим тарелки и приборы?
(Учащиеся делятся на 2 команды, каждая команда накрывает стол на одну персону).
Давайте посмотрим, что получилось. Ваши замечания и предложения?
Прокомментируйте.
(Ребята из команд соперников высказывают свою точку зрения о том, как накрыт стол, делают замечания, исправляют ошибки, помогают друг другу).
5. Подведение итогов, оценки
Сегодня, ребята, мы с вами узнали, как красиво и правильно сервировать стол, рассмотрели один из вариантов оформления стола. Данные знания пригодятся вам в дальнейшем при организации и проведении семейных праздников или встреч с друзья.