Застежки. История пуговицы. Изготовление аппликации

Разделы: Технология

Ключевые слова: аппликация


Тип урока: Открытие нового (урок-практикум).

Цель: познакомиться с техническими сведениями о пуговицах, с техникой пришивания пуговиц.

Задачи:

  • Развивающая: познакомить учащихся с техническими сведениями о пуговицах, с технологией пришивания пуговиц.
  • Обучающая: научить учащихся пришивать пуговицы со сквозными отверстиями, подбирая нитки в зависимости от пуговиц.
  • Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе, внимательность.

Оборудование: коллекция пуговиц, ножницы, иголки, нитки, пуговицы, фетр, ноутбук, презентация


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Здравствуйте!
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу, класс наш хоть куда,
Начинаем наш урок труда.

Мотивация учебной деятельности

- Я держу в руке очень необходимый предмет, который часто встречается в нашей жизни.
- А как этот предмет называется, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Очень нужная вещица
Всем на свете пригодится
Для костюма и для юбки
Для пальто и полушубка.
Ловко в петельку ныряет
Что открыто, закрывает.

- Конечно, это пуговица. - Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Целепологание урока. Тема урока. Постановка целей и задач

- Кто уже догадался, чем мы сегодня будем заниматься?
- Правильно, мы будем работать с пуговицами. Чему должны научиться?
- Ребята вспомните, а для чего нужны пуговицы?
- Вы правы, тема нашего урока: «Застежки. История пуговицы. Изготовление аппликаций». (слайд № 2)

- Ответы учащихся.

Цель нашего урока: познакомиться с техническими сведениями о пуговицах, с техникой пришивания пуговиц. (слайд № 3)

- Научиться пришивать пуговицы.
- Застегнуть одежду, для отделки.

Актуализация знаний - Но прежде чем приступить к работе, давайте ближе познакомимся с пуговицей.
- Каждый день мы застегиваем их на рубашках, юбках, брюках, не задумываясь над тем, что когда-то пуговиц совсем не было. Одежда просто запахивалась и перетягивалась поясом. Иногда ее скрепляли кусочком дерева или кости, шипами растений. Затем люди стали использовать завязки, шнурки, булавки, пряжки. (слайд № 4)
- Интересно происхождение самого слова «пуговица». Что оно может обозначать?
- Вслушайтесь в его произношение: пу-го-ви-ца. Оно происходит от слова «пугать». Наши предки совмещали приятное с полезным. Пуговицы скрепляли края одежды, а заодно отпугивали злых духов. На них изображали заговорные орнаменты, а внутрь клали камешек или дробинку, так что на ходу пуговица гремела, как погремушка. (слайд № 5)
- История пуговицы началась примерно в III тысячелетии до н.э. На раскопках в долине реки Инд найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками. В Европе первые пуговицы появились в IV веке до н.э. у греческих воинов.
- Ответы учащихся.
- Из чего изготавливали первые пуговица? (слайд № 6)
- В 19 веке их изготавливали также из рога, фарфора, стекла и других материалов.
- Первые пуговицы были привилегией богатых особ. О знатности и достатке человека судили по количеству пуговиц на одежде. Порой цена этого аксессуара была выше, чем стоимость самого костюма. Поэтому пуговицы не выбрасывались - они переходили по наследству их давали невестам в приданое. (слайд № 7)
- Из металла, золота, железа, серебра, меди, драгоценных металлов.
- Самые приметные пуговицы были у военных. Почему?
- По их пуговицам можно было определить, к какому роду войск они относились. Некоторые эмблемы используются и в настоящее время. Например, дубовые ветки у лесничих, якорь у служащих флота и т.д. (слайд № 8)
- Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

- Какие отличительные признаки пуговиц вы знаете? (слайд № 9)
- Какие бывают виды пуговиц? (слайд № 10)

- Способы пришивания пуговиц? (слайд № 11)

- По размерам, форме, назначению
- На ножке, с 2-мя отверстиями, с 4-мя отверстиями.

Первичное усвоение новых знаний

- Пуговицы можно использовать для воплощения самых разных дизайнерских идей.
- А сможете ли вы их показать на выставке?

- Картины, панно, сувениры, украшения.

Первичная проверка понимания

- На нашем стенде представлена коллекция пуговиц. Рассмотрите панно и ответьте на вопросы:

1. Какие пуговицы бывают по форме? Покажите. - Круглые, овальные, квадратные, прямоугольные.
2. Какой материал используют для изготовления пуговиц сейчас? - Металл, дерево, пластмассы, стекло, обтяжные из ткани, кожи.
3. Назовите и покажите пуговицы по назначению? - Плательные, пальтовидные, костюмные, брючные, детские, рубашечные.

Физминутка

А теперь немного отдохнем. Встаньте все рядом со своими местами и повторяйте движения. (слайд № 12)

Первичное закрепление Сказка.
Давным-давно в одной деревне жили дед да бабка, и была у них дочка Машенька. Дочь была и умница и красавица, совсем не умела рукодельничать: ни шить, ни вязать, ни вышивать не умела, за что не возьмется - все у нее из рук валится, все испортит, все порвет.
И решили дед с бабкой ее отдать в соседнее село к мастеру в учение, чтоб научилась она какому-нибудь рукоделию. А идти ей надо было через лес. Лес тот был волшебным и жил в нем дед Лесовик и никто через лес не пройдет, пока задания не выполнит, которые дед Лесовик давал.
Девочка Машенька очень хотела научиться шить и решила пройти этот лес, хотя и страшно ей было, и боялась она не справиться с заданиями. Поэтому, чтобы ей не было так страшно, давайте, ребята, поможем ей выполнить всю работу, что задаст ей дед Лесовик.
Конверт №1
Вопрос: Какую технику безопасности нужно соблюдать при ручных работах?
- Ножницы и иголки должны лежать в определенном месте, передавать ножницы в закрытом в виде, кольцами в сторону товарища. Нельзя вкалывать иголки в одежду, нельзя отрывать зубами нитку.
Конверт №2
Вопрос: Как завязывать узелок?
- Сделать на пальце 2-3 оборота нитки, закрутить и затянуть.
Конверт №3
Вопрос: Какие инструменты и материалы нужны, чтобы пришить пуговку к ткани?
- Нитки, иголка, пуговица, ножницы, наперсток.
Конверт №4
Вопрос: Как правильно пришивают пуговицу со сквозными отверстиями?
- Вдвое сложенное нитью, катушечными нитками под цвет пуговицы.

Конверт №5
Задание: Изготовить яблоко с косточками для волшебного дерева (пришивание пуговиц)

Рефлексия и оценка

Какое у вас настроение?
Удалось ли помочь Машеньке?
У кого вызвала затруднения эта работа?
Когда в жизни пригодиться умения пришить пуговицу?
Что вам больше всего понравилось?
Что узнали?
Оцените работу соседа по парте.

Анализ работ. Итог

Какую цель мы ставили в начале урока? Удалось ее решить? Каким способом ?
Пуговицы пришиты прочно?
Нитки аккуратно и прочно закреплены?
Всем спасибо! Молодцы! (слайд № 12)