Данную технологию разработал педагог-исследователь Евгений Евгеньевич Шулешко.
Она представляет собой способ развития ребенка в игровом общении со сверстниками. Целью её является формирование у детей коммуникативных навыков. Главный принцип социоигровой технологии - снятие с педагога оценивающей судейской роли детского коллектива в целом и каждого ребёнка в отдельности. Достигается это путём организации детской деятельности как игры - жизни между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин "социоигровая").
Эта технология основывается на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом), оказывать помощь друг другу и принимать её, когда это необходимо, выполнять различные совместные задания.
Социоигровая технология: понятие, сущность, принципы реализации.
Человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В развитии данных качеств личности у детей дошкольного возраста может помочь социоигровая технология.
Только общение делает ребёнка воспитуемым.
Л.С.Выготский
"Социоигровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлечённости (они, прежде всего, воспитывают ребёнка, а потом развивают). Социоигровая педагогика - группо-игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о "правах" на ошибку и "обязанностях" слышать и видеть окружающих".
Основа социоигровой технологии - равноправие детей и взрослых. По мнению авторов технологии, равноправные отношения между участниками педагогического процесса - это такая общность, в которой каждый ребёнок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими сверстниками), может справиться с любой адекватной его возрасту задачей.
Данная технология предполагает, что игра присутствует в жизни ребёнка постоянно, дети имеют возможность не только играть в процессе познания нового материала или закрепления уже пройденного, но и ходить, а в случае необходимости петь, смеяться, танцевать и т.д.
Социоигровая технология:
- Помогает детям научиться эффективно общаться;
- Делает образовательный процесс более увлекательным для детей;
- Способствует развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
- Воспитывает в дошкольниках желание узнавать новое.
Общение детей в рамках данной технологии целесообразно организовывать в три этапа.
На первом этапе необходимо учить детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит, слушать и слышать партнёра, развивается собственная речь).
На втором этапе ребёнок на практике осознаёт, как ему надо организовать своё общение в микрогруппе, чтобы выполнить поставленную задачу.
На третьем этапе обучение-это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.
В социоигровой технологии упор делается на формирование ровеснических отношений (ровесничество - категория, которая требует признать условие, что у детей есть своя жизнь, свои тайны, свои интересы, привычки, предпочтения).
Суть социоигровой технологии её авторы раскрывают в шести самых основных правилах и условиях.
Первое правило: используется работа малыми группами, или, как их ещё называют, группами "ровесников". Оптимальным для продуктивного общения и развития является объединение детей младшего дошкольного возраста в малые группы по 2-3 человека, в старшем дошкольном возрасте - по 5-6 человек. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
Второе правило: смена лидерства. Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек-оркестр, которого дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.
Третье правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.
Четвертое правило: смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности.
Пятое правило: социоигровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, используются различные игры, которые развивают у детей внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
Шестое правило: ориентация на принцип полифонии "За 133 зайцами погонишься - глядишь - и наловить с десяток". Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети получают новые знания, только кто-то больше, кто-то поменьше.
Авторы социоигровой технологии предполагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
- игры-жизни для рабочего настроя.
- игры для социоигрового приобщения к делам, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей друг с другом.
- игровые разминки объединяют своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
- задания для творческого самоутверждения - это задания, выполнение которых подразумевает художественно- исполнительский результат.
При использовании игровых заданий педагогическое мастерство педагога в первую очередь включает в себя мастерство создания игр для конкретных детей, с которыми он работает в настоящий момент. Одно из главных условий - в итоге должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому.
Социоигровая технология используется как при организации совместной деятельности детей и педагога, так и при организации самостоятельной деятельности детей. Это даёт возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную.
Для того чтобы настроить детей на совместную деятельность, целесообразно играть с ними в социоигры: "Дружба", "Разведки", "Стою, на кого-то смотрю", предложенные авторами технологии и т.п. Цель данных игр: положительный эмоциональный настрой, развитие внимания, ориентирование детей друг на друга и на воспитателя.
Игра "Дружба"
Дети стоят в кругу, все вместе произносят слова и делают движения по тексту: " Повернись к соседу - улыбнись соседу, Повернись к соседу - пожми руку соседу, повернись к соседу - обними соседа. Я, ты, он, она - вместе дружная семья!"
Игра "Радио"
Играющие дети садятся полукругом, так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий (для первого раза это может быть воспитатель), он выбирает для описания одного из сидящих, поворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)…(даёт описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдёт к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идёт речь. Затем роль диктора исполняет ребёнок, которого описывали.
Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам.
Более подробно ознакомиться с играми по данной технологии и их применением в ходе занятий можно в методической литературе.
Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию у них коммуникативных навыков. У детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, они знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами природы, развиваются воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Используя правила социоигровой технологии, дети учатся слушать и слышать друг друга, выражать своё мнение, договариваться, приходить к согласию.
Творческих успехов. Играйте и получайте удовольствие.
Список литературы
- Ершова А.П., Букатов В.М. «Возвращение к таланту: педагогам о социоигровой стиле работы», - Красноярск, АКМЭ: 1999.
- Хабарова Т.В. «Социоигровая технология в работе со старшими дошкольниками. Издательство Детство-Пресс: ФГОС», 2017.