Программные задачи:
- Развивать умение определять пространственное расположение предмета, используя предлоги на, под, в, за и т.д.
- Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.
- Совершенствовать умения сравнивать палочки по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный - короткий, длиннее - короче, одинаковые по длине.
- Развивать умение самостоятельно находить решение проблемы с опорой на имеющиеся знания.
Дидактический наглядный материал
- Демонстрационный материал. Массажный мяч, магнитофон, аудиозапись: мяуканье кота, фоновая музыка, деревянный домик, конусные куклы (кот, петух, лиса) по р.н. сказке «Кот и петух», карточка-образец - аппликация «Волшебная дорожка» из картонных полосок голубого, красного, желтого цветов, равных по длине палочкам голубого, красного, желтого цвета, мешочек, в котором лежат голубые, красные желтые палочки Кюизенера по количеству детей для выкладывания дорожки, воздушные шарики желтого и голубого цветов.
- Раздаточный материал. Аппликация «Домик лисы» из картонных полосок красного цвета, равных по длине палочке красного цвета, по количеству детей, палочки Кюизенера (10 голубых и 10 желтых палочек на каждого ребенка) для построения заборчика.
Ход занятия
Организационный момент
- Доброе утро, (Дети передают по кругу друг другу массажный мяч, называя имя рядом стоящего)
- Доброе утро солнце,
- Доброе утро небо,
- Доброе утро всем нам!
Мотивационно-ориентировочный этап
(Включается аудиозапись: мяуканье кота).
- Ребята, я слышу какие-то звуки. Как вы думаете, кто так жалобно плачет? (Ответы детей)
- Где же спрятался кот? (Дети ищут куклу кота и находят за домиком в настольном кукольном театре по сказке «Кот и петух»).
- Ребята, кот плачет, потому что лиса унесла петушка и обещает вернуть его только тогда, когда кот построит ей заборчик. А коту трудно это сделать, он ведь только охотиться умеет.
Поисковый этап
Педагог организует обсуждение вопроса о том, как можно помочь коту.
- Что же делать? (Ответы детей)
- Котик, а как нам попасть в лес? По волшебной дорожке (Педагог показывает карточку-образец: голубая палочка, красная палочка, желтая палочка, голубая палочка)
- Ребята, из чего можно выложить волшебную дорожку (Ответы детей)
- Палочки какого цвета надо взять, чтобы выложить волшебную дорожку (Ответы детей)
Практический этап
Тогда за работу. Игра «Чудесный мешочек» (Дети достают по одной палочке и называют ее цвет)
-А теперь давайте выложим палочки в той же последовательности, что и на карточке.
- Сначала какого цвета положим палочку? (Ответы детей)
- Затем какого цвета (Ответы детей)
- После палочки красного цвета, какого цвета приставим палочку? (Ответы детей)
- И вновь кладем палочку какого цвета? (Ответы детей) (Педагог обращает внимание, чтобы дети плотно прикладывали края палочек друг к другу).
- Волшебная дорожка привела нас к домику лисы. Присядьте за столы. Всем удобно? (Ответы детей). Спина прямая, ноги стоят на полу.
- Перед вами аппликация «Домик лисы», а рядом палочки для заборчика.
- Из полосок какого цвета сделаны стены и крыша домика? (Ответы детей).
- Какого цвета палочки перед вами? (Ответы детей).
- Палочки одинаковой длины или разной? (Ответы детей). Проверьте, правильно ли вы ответили на вопрос (прием приложения или наложения).
- Какого цвета длинная палочка? (Ответы детей)
- Какого цвета короткая палочка? (Ответы детей)
- Какого цвета палочка длиннее, короче? (Ответы детей)
- Какого цвета палочки одинаковой длины? (Ответы детей)
(Педагог подводит к выводу, что все палочки одинакового цвета - одинаковые и по длине).
- Отберите палочки одного цвета и постройте из них заборчик (фоновая музыка). (Педагог обращает внимание детей на то, чтобы заборчик был ровный, из одинаковых палочек, палочки выровнены по нижней стороне листа).
- Какие красивые, ровненькие заборчики у вас получились. Какого цвета у тебя заборчик? А у тебя? (Ответы детей). Думаю, лисе очень понравятся ваши заборчики, а цвет постройки пусть сама себе выбирает. Да вот и она (появляется кукла лисы).
Лиса сдержала свое обещание -отпустила петушка (Воспитатель показывает куклу петушка)
- Коту мы помогли, но нам пора возвращаться в группу. Дети, встаньте в круг.
Физминутка
По дорожке мы идем, (Идут по кругу друг за другом).
Не спешим, не отстаем. (Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, машут указательным пальчиком вправо-влево).
Что умеют наши ножки? (Наклоняются, хлопая по ножкам).
Могут прыгать по дорожке. (Прыгают на двух ногах на месте)
Что еще умеют ножки? (Наклоняются, хлопая по ножкам).
Шагать дружно по дорожке. (Маршируют по кругу друг за другом).
- Ребята, мы вновь в своей группе. Посмотрите котик грустный или веселый (Ответы детей). Он благодарит вас за помощь.
Рефлексивно-оценочный этап
- Ребята, если у вас веселое настроение, было сегодня интересно, все понравилось - подойдите к шарику желтого цвета, если грустное, было скучно - подойдите к шарику голубого цвета.
Список литературы
- Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие и игры с палочками Кюизенера», Москва Мозаика-Синтез, 2010г.
- Финкельштейн Б.Б «Волшебные дорожки», «На золотом крыльце», СПб, «Корвет».