Урок по окружающий миру "Ориентирование на местности". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир, ориентирование на местности, компас


Цель: познакомить с прибором для определения сторон горизонта - компасом и с приёмами ориентирования с помощью компаса.

Задачи:

Образовательные: познакомиться с прибором для определения сторон горизонта - компасом, научиться ими пользоваться;

  • Регулятивные умение сохранять заданную цель, контроль, самооценка.
  • Познавательные: постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез, развитие логического мышления, речи, внимания.
  • Коммуникативные:умение взаимодействовать в группе.

Личностные:

  • формирование мотивации к обучению;
  • формирование способности к самооценке.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формирование умения работать с информацией, выполнять задание по заданной инструкции, ориентироваться на свой опыт.

Разновидность функциональной грамотности: работа с текстом(деформированный текст, инструкция)

Технология обучения: кейс-технология

Методы обучения: практическое занятие

Средства обучения, в том числе интерактивные: прибор (компас)

Ситуационная задача

Сегодня мы поиграем в кладоискателей. (4 команды по 3-4 чел)

Что нам предстоит сделать?

В процессе поиска клада нам предстоит узнать много нового и интересного. Давайте настроимся на работу. Закройте глаза, подумайте о чем-то хорошем и мысленно произнесите: «У меня все получится!».
Наш урок будет обязательно успешным для каждого из вас! Я желаю вам удачи.

Найти клад

Проблема

От места, где вы стоите, идите на СЕВЕР…… пока не увидите одушевленный предмет

Что же вас смутило в моем задании?

Прошу определить тему урока.
Какую задачу мы ставим перед собой?

А как же искать клад без карты…

У каждой группы на столе лежит рабочая карта урока

Личностно-значимый вопрос По каким природным признакам мы сможем ориентироваться на местности? - ночью - полярная звезда, самая яркая
- мох на северной стороне деревьев
- муравейник - строится с южной стороны дерева, пологий склон муравейника обращен на юг
- тень человека - в полдень встать лицом к солнцу, тень сзади - север
Ориентация на жизненный опыт

Задание 1

Но запомните, что природные признаки не всегда бывают надежными, поэтому, чтобы правильно определить направление, нужно одновременно использовать несколько признаков.

Можем ли мы сейчас использовать перечисленные признаки?

Что же нам понадобится для определения сторон горизонта?
У вас на столе есть этот прибор.

Компас

Тексты

Задание 2. Найдите в рабочей карте урока задание 2 и сформулируйте его

Проверка с моим вариантом

Укажите на схеме части компаса.

Решение проблемы

Компас - это прибор для определения сторон горизонта. Он состоит из корпуса, магнитной стрелки и предохранителя.

В задании 3 вы видите алгоритм определение сторон горизонта по компасу.
Можно ли им воспользоваться?

Внесите необходимые изменения.

Проверим результат: 1 команда читает 1 шаг алгоритма, 2 команда…работаем по цепочке

Задание 3

2.Аккуратно оттяните предохранитель(если имеется) и подождите, пока стрелка остановится.
4.Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель (если имеется).
1.Положите компас на ровную поверхность.
3.Поверните компас так, чтобы указатель стрелки совпал с буквой С.
Помните: стрелка всегда направлена на Север!

Компас состоит из корпуса, магнитной стрелки и предохранителя.

Физминутка

Проверка усвоенного материала

Все благополучно справились с заданием. Определили стороны горизонта. Их четыре: север, юг, запад, восток.

Повернитесь на север и кивните головой.
Повернитесь на юг и хлопните в ладоши.
Повернитесь на запад и топните ногами.
Повернитесь на восток и крикните УРА!

Решение проблемы

Как вы думаете, можно ли сделать самодельный компас?

Перед вами необходимые материалы (тарелка с водой, листок бумаги, иголка, магнит) и инструкция.

Приступаем к работе Задание 4

Инструкция:
1. Концы иголки прикрепите к краям магнита (дайте несколько минут для намагничивания)
2. На воду в тарелке положите аккуратно листок бумаги, не замочив его.
3. На лист бумаги положите намагниченную иголку.
4. Внимательно посмотрите: иголка начала двигаться, подождите, когда она остановится.
Теперь один конец иголки показывает на север (N), другой на юг (S)
У вас получился компас.

Сравните показания готового прибора и самодельного компаса.
Сделайте вывод.

Задания

Проверка усвоенного материала

А теперь ищем клад.

Он находится…..(работа по индивидуальным картам)
Клад найден.

Рефлексия

В каких ситуациях мы можем использовать полученные на уроке знания?

Оцените свою командную работу на уроке. (звезды)
Спасибо за работу!

Подводим итоги урока.