Как устроен голос? Физиология певца и голосовые связки

Разделы: Музыка


А вы знаете, как устроен голос? Почему мы поем и как получается звук? Знать физиологию голоса необходимо, чтобы управлять голосом и петь красиво. Педагоги по вокалу советуют чувствовать голос в животе, на диафрагме, на кончике носа… Где угодно, но только не в горле, где расположены голосовые связки.

А ведь голос рождается на связках. Это главное знание про устройство голосового аппарата. От того, как работают голосовые связки, зависит, как вы будете петь - громко и звонко или тихим зажатым вокалом. Эта статья поможет вам лучше понять ваш голос и сделать первый шаг к тому, чтобы научиться петь правильно.

Голос - это волна звука. Откуда берутся звуковые волны? Они появляются, когда воздух давит на «тело», оно колеблется в пространстве и образует волну из вибраций. У певцов производят колебания голосовые связки. Они вибрируют так быстро, сотни раз в секунду, что воздух вокруг них начинает звучать.

Звук постоянно движется, как и любая волна. У него есть направление. Поэтому методики вокала советуют посылать голос вперед, даже когда вы поете тихо. Иначе звуковая волна быстро угаснет, затихнет. В голосе не будет силы.

Голосовые связки легко тянутся и меняют форму во время пения. Становятся тоньше и длиннее на высоких звуках. Смыкаются краями. Внизу - они короткие и толстые, смыкаются более плотно. На этих механизмах связок построено большинство техник пения и вокальных приемов.

Процесс пения - это когда мы превращаем воздух в звук. Он задействует все части голосового аппарата : диафрагму, связки, гортань, глотку, рот, язык и небо.

Мы делаем вдох, легкие увеличиваются в объеме. На выдохе ребра плавно сужаются и диафрагма выводит воздух из легких. Воздух поднимается из легких к горлу, где прикреплены голосовые связки. От потока воздуха начинают колебаться: смыкаться и размыкаться сотни раз в секунду и создают вибрацию в горле. Звуковые волны от колебания голосовых связок расходятся по телу, как круги по воде. А дальше мы направляем рожденную звуковую волну в резонаторы - в нос, рот, чувствуем вибрации в глотке, груди, лице. Резонирующую волну звука мы оформляем в гласные и согласные буквы языком и губами, с помощью дикции и артикуляции. Заполняем звуком рот, выпускаем его вперед и поем.

Устройство голосового аппарата складывается из всех вышеописанных этапов. Если возникнут проблемы хотя бы на одном из них, вы не получите свободный и красивый голос. У новичков ошибки возникают на первом этапе - вокального дыхания.

Одна из частых вокальных ошибок - совсем не экономить воздух и очень много выдыхать во время пения. Если диафрагма не контролирует поток дыхания, воздух выходит большой волной. Голосовые связки не могут удержать давление воздуха. Произойдет несмыкание. Ведь чем плотнее смыкаются связки, тем громче голос. На слишком большом выдохе звук будет тихим, либо его не будет вовсе. Иногда такое нарушение подсвязычного давления переходит в болезнь и называется гипотонусом вокальных мускулов. Связки свисают как две безвольные тряпочки и не могут сомкнуться. Тембр голоса - сиплый, звук вялый. Часто такие люди считают, что не умеют петь громко, хотя решается эта проблема легко: меньше выдыхайте, смыкайте связки плотнее.

И наоборот, если вы слишком задерживаете выдох при пении, диафрагма находится в постоянном гипертонусе. Происходит зажим ложных связок, что случается всегда, если вы не выпускаете воздух. Без потока дыхания связки пытаются разомкнуться с силой самостоятельно. Они прижимаются друг к другу, из-за чего стирается слизистая и образуются мазоли, узелки на связках.

При этом во время пения возникают болезненные ощущения - жжение, першение, трение. Если в таком режиме работать постоянно, голосовые связки теряют эластичность. Как только вы почувствовали дискомфорт при пении - сбавьте громкость и спойте тихим полушепотом. Когда мы шепчем, связки размыкаются, воздух свободно выходит. Пение на тихом звуке снимает напряжение.

За движение связок отвечает около 15 мышц гортани - в ее устройстве есть хрящи, которые управляют вокальными мускулами, а те, в свою очередь, обеспечивают правильное смыкание связок. Мы не можем контролировать связки непосредственно - смыкать их, когда пожелаем. Мы их даже не ощущаем. Вокальные мускулы состоят из гладкой мускулатуры, из которой так же состоят мышцы сердца и желудка - такой тип мускулов не подчиняется нервной системе напрямую, то есть мы не можем сжать сердце или желудок силой мысли. Эти механизмы «вшиты» в физиологию и работают самостоятельно.

То же происходит с голосовыми связками. Рычаги управления для них - это выдох и мышцы гортани. Выдох должен быть ровным. Голосовые связки смыкаются от давления воздуха и натягиваются от движений гортани. Поэтому тембр голоса меняется от того, какое положение гортань примет при пении. Например, голос станет выше, если вы поднимете гортань.

В мире нет двух одинаковых голосов. Потому что у каждого из людей разная длина и толщина голосовых связок. У мужчин длиннее связки, и голос поэтому звучит ниже. Голоса детей зачастую похожи на голоса родителей по тембру, так как из-за генетики у них похожая физиология. Но все-таки их голоса хоть немного, но различаются.

Длина голосовых связок зависит от размера гортани, поэтому у мужчин связки более длинные и толстые в отличии от женщин с короткой гортанью. Так если вы видите человека впервые и шея у него длинная, возможно предположить, что у него будет низкий тембр голоса.

Связки могут тянуться и укорачиваться, становиться толще или тоньше, смыкаться только краями или по всей длине благодаря особому строению вокальных мышц одновременно продольных и косых - отсюда получается разная окраска тембра и сила голоса.

Вокальные упражнения тренируют такую подвижность связок на уровне мышечной памяти, чтобы они были эластичными, а голос свободным и гибким. С эластичностью связок голосовой диапазон увеличивается. В разговоре мы задействуем лишь одну десятую диапазона, то есть голосовые связки способны растягиваться в десять раз больше у каждого человека, а голос звучать в десять раз выше разговорного, это заложено самой природой. Если это осознать, будет проще брать высокие ноты.

Чтобы узнать, какой у вас голоси строение связок, отправляйтесь к фониатору. Если вы решили учиться петь с педагогом, сходите на прием к врачу до уроков вокала. Убедитесь, что у вас нет проблем с голосом, нет узелков на связках и на занятиях вам будет комфортно.

Список используемой литературы

  1. Вербов A.M. Техника постановки голоса. Л.: Музгиз, 1961.
  2. Геллат П.П. Дыхание и положение гортани. СПб.: Монтвид, 1905.
  3. Работнов Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов. - М.: Музгиз, 1932.