Пояснительная записка
С каждым годом все большее внимание уделяется теме воспитательного аспекта на учебных предметах. Требования нового Федерального образовательного стандарта основного общего образования предусматривают разработку рабочих программ по учебным предметам с учетом рабочей программы воспитания и включением в тематическое планирование раздела «Целевые приоритеты».
Новый стандарт предполагает развитие и воспитание личности, мотивированной к обучению, способной к саморазвитию, имеющую ценностно-смысловые установки, личностную и гражданскую позицию, антикоррупционное мировоззрение, умеющую строить жизненные планы, владеющую определенными предметными знаниями, ключевыми понятиями, методами и терминами, а также осознающую российскую гражданскую идентичность в поликультурном социуме.
Для достижения данной цели необходимо исключить одну из главных причин снижения мотивации к обучению - монотонность. Для многих обучающихся изучение иностранного языка - тяжелый труд, так как они должны научиться правильно употреблять слова, понимать прочитанное, устное высказывание и - что самое трудное - говорить на иностранном языке. Внедрение в урок активных методов обучения поможет разнообразить, оживить урок и облегчить как усвоение нового материала, так и закрепление изученного. Одним из таких методов и является игра. Ролевые же игры помогут преодолеть боязнь и поддержат интерес к общению на иностранном языке.
Ролевые игры могут использоваться на любом этапе обучения иностранному языку, т.е. правильно подобранная игра может заинтересовать и младшего и старшего школьника. Материал к уроку «День матери» подобран в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 5-х классов и их возможностями на данном этапе обучения: представленный урок-игра предполагает закрепление знаний по темам «Мой дом» и «Взаимоотношения в семье». На уроках систематически уделялось внимание взаимоотношениям между всеми членами семьи, но накануне Дня матери хотелось бы уделить особое внимание самому главному человеку в жизни каждого ребенка - маме. Учитывая тот факт, что возрастная категория обучающихся 5 классов - 11-12 лет, а это младший подростковый возраст, нельзя оставить без внимания и трудности во взаимоотношениях детей и родителей (зачастую первые трудности возникают на бытовой почве именно во взаимоотношениях с мамами, т.к. именно они «больше требуют», «больше контролируют», «больше исправляют»).
Разработанная игра направлена не только на образовательную деятельность, но и на воспитание уважительного отношения к своей семье.
Методическая разработка урока английского языка
Класс: 5.
УМК: Spotlight 5.
Место урока в КТП: 35.
Модуль: Семейные узы.
Тема урока: День матери.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
Форма урока: ролевая игра "Mom's helpers".
Цель:
- Образовательная - формирование коммуникативной компетенции обучающихся и актуализация знаний по теме «Взаимоотношения в семье»;
- Воспитательная - работа над формированием уважительного отношения к своей семье.
Задачи:
- мотивировать обучающихся на игру;
- организовать и провести ролевую игру, в процессе которой, участники игры смогут проявить коммуникативные умения в области говорения, аудирования, чтения и письма;
- создать условия, в которых ребенок проявит себя как активную и творческую личность, умеющую работать в команде;
- обобщить знания по теме «Взаимоотношения в семье», «Домашние обязанности», «В магазине», сделать выводы о необходимости получения новых.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание значения семьи в жизни человека, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- формирование уважительного отношения к труду;
- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками;
Метапредметные:
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и учителем;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебной задачи;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств.
Предметные:
- развитие культуры владения иностранным языком, в соответствии с требованиями к устной речи, правилами речевого этикета;
- формирование коммуникативной иноязычной компетенции необходимой для социализации, умение изъясняться в Present и Past Simple, распознавание притяжательного падежа существительных и их связь с притяжательными местоимениями;
- актуализация лексики, связанной с домашними делами, а также лексики необходимой для ведения диалога по теме «В магазин
Форма урока: ролевая игра.
Суть игры: Накануне Дня матери обучающимся предлагается создать поздравительную открытку для своих мам: разделившись на команды, участники выполняют различные задания, направленные на развитие умений в области говорения, аудирования, чтения и письма и основанные на изученном материале по теме «Взаимоотношения в семье». В процессе выполнения заданий участники зарабатывают украшения для открытки (приложение1): цветы для букета - за правильность выполнения заданий, кусочки торта - за слаженную командную работу при выполнении заданий. Соревновательная мотивация обуславливается тем, что каждый ребенок, стремится сделать для своей мамы самый лучший подарок (если же по каким-то причинам у некоторых обучающихся такое желание отсутствует, то в процессе командной работы, оно, безусловно, появится).
Участники:
- Три команды пятиклассников, состоящих из 5 человек в роли «маминых помощников» (количество участников может варьироваться: ±1 человек в команду).
- Учитель в роли ведущего и эксперта при оценивании заданий. Задача учителя в процессе игры поддерживать интерес обучающихся, мотивировать их на слаженную командную работу и безошибочное выполнение заданий.
Ролевая игра «Mom's helpers» состоит из трех основных этапов урока и семи игровых этапов, в ходе которых обучающиеся, взаимодействуют друг с другом, выполняют предложенные задания, играя роль помощников (помогать всегда интереснее, если ты НЕ один и есть на кого положиться). Важное решение, которое обучающимся необходимо принять на этапе формирования групп «с кем объединиться в команду». Для формирования групп разработано две вариации проведения метода «Букет цветов»:
1 вариант: учитель самостоятельно распределяет обучающихся (вручает каждому ребенку цветок, заведомо определив какую расцветку получит тот или иной ученик), т.е. обеспечивает будущим командам равный интеллектуально-познавательный потенциал, и в то же время у обучающихся есть возможность объединиться в группы на основании межличностных интересов (но есть вероятность того, что эти интересы могут быть разные у «сильных» и «слабых» учеников и это является главным минусом, т.к. эмоциональный дискомфорт не может обеспечить продуктивную деятельность).
2 вариант: После того как обучающимся сообщаются условия деления они самостоятельно выбирают себе цветок той или иной расцветки и формируют группы в которых им будет комфортно работать. В таком варианте формирование групп происходит с учетом межличностных интересов обучающихся, а учитель не может повлиять на общий уровень познавательных и интеллектуальных способностей группы, что несомненно является минусом в том случае, если в классе мало «сильных» учеников и их может просто не оказаться в одной из команд.
Поскольку на параллели 5-хклассов высокое качество знаний (более 85%) и хорошая сплоченность коллектива, то в ходе данной игры будет использоваться второй вариант для того, чтобы работа в группах была максимально комфортной.
Результатом прохождения каждого этапа являются баллы, которые выражены в виде цветов для букета, а также элементы торта, который каждая команда, словно настоящий кондитер, собирает для своей мамы.
Работая в команде у обучающихся лучше закрепляются сформированные коммуникативные навыки по теме «Взаимоотношения в семья», в ходе обсуждения и подготовки заданий формируются навыки коллективной деятельности, а также чувство ответственности за результат и умение управлять процессом обучения.
Роли, которые предложены обучающимся, на первый взгляд могут показаться достаточно банальными, однако в них заложен воспитательный момент: посмотрев на ситуацию непринужденно, а в процессе игры, многие обучающиеся меняют свое отношение к своим домашним обязанностями: с позиции «это скучно и никому Ненужно», на «МОЯ помощь очень важна и бесценна». Также бытовые обязанности - незаменимый тренажер ответственности. Чем больше подросток будет отвечать за чистоту, тем быстрее он наведет порядок в своих делах и взаимоотношениях.
Технологическая карта урока английского языка «День матери»
Этапы
|
Описание деятельности |
Мотивация 1.Оргмомент |
Good morning, dear boys and girls.
|
2. «Flowers for mom» |
Firstly, we shall divide into three groups using the colored flowers. Each bouquet consists of yellow, red, pink, orange and white flowers. Secondly, you shall name your group and then read the poem.
|
Актуализация изученного 3. «Household chores» |
Thank you for your reading. Your mothers are very pleased with you. Get your flowers.
|
4. «At the shop» |
Thank you for your work. Well, I hope you help your mothers every day, because she is need to do the shopping. You have a shopping list but there are Russian letters. You have to decipher it using keyboards. After that, you will be able do the shopping.
|
5. «Little brother's room» |
I knew you could do it! You are super helpers!
|
Рефлексия 6. «Postcard» |
That's the way to go! You did it. It's time to sign the card. Let's write cinquain "My mother".
|
7. Подведение итогов |
Обучающимся предлагается оформить поздравительную открытку: приклеить все заработанные цветы, собрать торт, сделать копии по количеству обучающихся.
|