Методическая разработка урока английского языка "День матери"

Разделы: Иностранные языки

Класс: 5

Ключевые слова: английский язык, День матери


Пояснительная записка

С каждым годом все большее внимание уделяется теме воспитательного аспекта на учебных предметах. Требования нового Федерального образовательного стандарта основного общего образования предусматривают разработку рабочих программ по учебным предметам с учетом рабочей программы воспитания и включением в тематическое планирование раздела «Целевые приоритеты».

Новый стандарт предполагает развитие и воспитание личности, мотивированной к обучению, способной к саморазвитию, имеющую ценностно-смысловые установки, личностную и гражданскую позицию, антикоррупционное мировоззрение, умеющую строить жизненные планы, владеющую определенными предметными знаниями, ключевыми понятиями, методами и терминами, а также осознающую российскую гражданскую идентичность в поликультурном социуме.

Для достижения данной цели необходимо исключить одну из главных причин снижения мотивации к обучению - монотонность. Для многих обучающихся изучение иностранного языка - тяжелый труд, так как они должны научиться правильно употреблять слова, понимать прочитанное, устное высказывание и - что самое трудное - говорить на иностранном языке. Внедрение в урок активных методов обучения поможет разнообразить, оживить урок и облегчить как усвоение нового материала, так и закрепление изученного. Одним из таких методов и является игра. Ролевые же игры помогут преодолеть боязнь и поддержат интерес к общению на иностранном языке.

Ролевые игры могут использоваться на любом этапе обучения иностранному языку, т.е. правильно подобранная игра может заинтересовать и младшего и старшего школьника. Материал к уроку «День матери» подобран в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 5-х классов и их возможностями на данном этапе обучения: представленный урок-игра предполагает закрепление знаний по темам «Мой дом» и «Взаимоотношения в семье». На уроках систематически уделялось внимание взаимоотношениям между всеми членами семьи, но накануне Дня матери хотелось бы уделить особое внимание самому главному человеку в жизни каждого ребенка - маме. Учитывая тот факт, что возрастная категория обучающихся 5 классов - 11-12 лет, а это младший подростковый возраст, нельзя оставить без внимания и трудности во взаимоотношениях детей и родителей (зачастую первые трудности возникают на бытовой почве именно во взаимоотношениях с мамами, т.к. именно они «больше требуют», «больше контролируют», «больше исправляют»).

Разработанная игра направлена не только на образовательную деятельность, но и на воспитание уважительного отношения к своей семье.

Методическая разработка урока английского языка

Класс: 5.

УМК: Spotlight 5.

Место урока в КТП: 35.

Модуль: Семейные узы.

Тема урока: День матери.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Форма урока: ролевая игра "Mom's helpers".

Цель:

  • Образовательная - формирование коммуникативной компетенции обучающихся и актуализация знаний по теме «Взаимоотношения в семье»;
  • Воспитательная - работа над формированием уважительного отношения к своей семье.

Задачи:

  • мотивировать обучающихся на игру;
  • организовать и провести ролевую игру, в процессе которой, участники игры смогут проявить коммуникативные умения в области говорения, аудирования, чтения и письма;
  • создать условия, в которых ребенок проявит себя как активную и творческую личность, умеющую работать в команде;
  • обобщить знания по теме «Взаимоотношения в семье», «Домашние обязанности», «В магазине», сделать выводы о необходимости получения новых.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознание значения семьи в жизни человека, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  • формирование уважительного отношения к труду;
  • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками;

Метапредметные:

  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и учителем;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебной задачи;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств.

Предметные:

  • развитие культуры владения иностранным языком, в соответствии с требованиями к устной речи, правилами речевого этикета;
  • формирование коммуникативной иноязычной компетенции необходимой для социализации, умение изъясняться в Present и Past Simple, распознавание притяжательного падежа существительных и их связь с притяжательными местоимениями;
  • актуализация лексики, связанной с домашними делами, а также лексики необходимой для ведения диалога по теме «В магазин

Форма урока: ролевая игра.

Суть игры: Накануне Дня матери обучающимся предлагается создать поздравительную открытку для своих мам: разделившись на команды, участники выполняют различные задания, направленные на развитие умений в области говорения, аудирования, чтения и письма и основанные на изученном материале по теме «Взаимоотношения в семье». В процессе выполнения заданий участники зарабатывают украшения для открытки (приложение1): цветы для букета - за правильность выполнения заданий, кусочки торта - за слаженную командную работу при выполнении заданий. Соревновательная мотивация обуславливается тем, что каждый ребенок, стремится сделать для своей мамы самый лучший подарок (если же по каким-то причинам у некоторых обучающихся такое желание отсутствует, то в процессе командной работы, оно, безусловно, появится).

Участники:

  • Три команды пятиклассников, состоящих из 5 человек в роли «маминых помощников» (количество участников может варьироваться: ±1 человек в команду).
  • Учитель в роли ведущего и эксперта при оценивании заданий. Задача учителя в процессе игры поддерживать интерес обучающихся, мотивировать их на слаженную командную работу и безошибочное выполнение заданий.

Ролевая игра «Mom's helpers» состоит из трех основных этапов урока и семи игровых этапов, в ходе которых обучающиеся, взаимодействуют друг с другом, выполняют предложенные задания, играя роль помощников (помогать всегда интереснее, если ты НЕ один и есть на кого положиться). Важное решение, которое обучающимся необходимо принять на этапе формирования групп «с кем объединиться в команду». Для формирования групп разработано две вариации проведения метода «Букет цветов»:

1 вариант: учитель самостоятельно распределяет обучающихся (вручает каждому ребенку цветок, заведомо определив какую расцветку получит тот или иной ученик), т.е. обеспечивает будущим командам равный интеллектуально-познавательный потенциал, и в то же время у обучающихся есть возможность объединиться в группы на основании межличностных интересов (но есть вероятность того, что эти интересы могут быть разные у «сильных» и «слабых» учеников и это является главным минусом, т.к. эмоциональный дискомфорт не может обеспечить продуктивную деятельность).

2 вариант: После того как обучающимся сообщаются условия деления они самостоятельно выбирают себе цветок той или иной расцветки и формируют группы в которых им будет комфортно работать. В таком варианте формирование групп происходит с учетом межличностных интересов обучающихся, а учитель не может повлиять на общий уровень познавательных и интеллектуальных способностей группы, что несомненно является минусом в том случае, если в классе мало «сильных» учеников и их может просто не оказаться в одной из команд.

Поскольку на параллели 5-хклассов высокое качество знаний (более 85%) и хорошая сплоченность коллектива, то в ходе данной игры будет использоваться второй вариант для того, чтобы работа в группах была максимально комфортной.

Результатом прохождения каждого этапа являются баллы, которые выражены в виде цветов для букета, а также элементы торта, который каждая команда, словно настоящий кондитер, собирает для своей мамы.

Работая в команде у обучающихся лучше закрепляются сформированные коммуникативные навыки по теме «Взаимоотношения в семья», в ходе обсуждения и подготовки заданий формируются навыки коллективной деятельности, а также чувство ответственности за результат и умение управлять процессом обучения.

Роли, которые предложены обучающимся, на первый взгляд могут показаться достаточно банальными, однако в них заложен воспитательный момент: посмотрев на ситуацию непринужденно, а в процессе игры, многие обучающиеся меняют свое отношение к своим домашним обязанностями: с позиции «это скучно и никому Ненужно», на «МОЯ помощь очень важна и бесценна». Также бытовые обязанности - незаменимый тренажер ответственности. Чем больше подросток будет отвечать за чистоту, тем быстрее он наведет порядок в своих делах и взаимоотношениях.

Технологическая карта урока английского языка «День матери»

Этапы

Описание деятельности

Мотивация

1.Оргмомент

Good morning, dear boys and girls.
Tell me, Who helps you, when you are sick? Who helps you, when you are sad? Who helps you, when you don't know what to do? Certainly, that all do your mother.
Today I offer you to take part in the game "Mom's helpers". For the right answer you`ll get some flowers and pieces of cake to make a postcard and wish your mother a happy Mother's Day. Our stations will help you.
Are you ready to start? Three, two, one - go!
Учитель объясняет обучающимся правила и особенности игры, результатом которой станет поздравительная открытка ко дню матери. Приложение 1, Приложение 2
Время проведения: 2 мин. ±1 мин.

2. «Flowers for mom»

Firstly, we shall divide into three groups using the colored flowers. Each bouquet consists of yellow, red, pink, orange and white flowers. Secondly, you shall name your group and then read the poem.
Название метода: «Flowers for mom»
Цели и задачи метода: деление обучающихся на группы, создание условий для подготовки, внутреннего настроя обучающихся и погружения в языковую среду.
Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода: Приложение 3
вырезанные цветы для формирования групп (15 шт. - 5 расцветок: желтый, оранжевый, красный, розовый, белый) со стихотворными строками «Mommy, I love you! These flowers are for you!», цветы для открытки.
Предварительная подготовка: распечатать и вырезать цветы двух видов, распечатать стихотворные строки на оборотной стороне цветов.
Технология проведения: Учитель сообщает обучающимся правила деления на группы.
1 вариант: Учитель самостоятельно распределяет цветы между обучающимися и предлагает сформировать букет цветов разных расцветок. В таком варианте учитель может влиять на формирование группы, на ее интеллектуальный потенциал, учитывая познавательные особенности обучающихся, а у обучающихся есть возможность объединиться в группы на основании межличностных интересов (три ребенка имеют цветы одной расцветки).
2 вариант: Обучающиеся самостоятельно выбирают себе цветок той или иной расцветки и формируют группы (разноцветный букет, в одной группе не цвета не должны повторяться.). В таком варианте формирование групп происходит с учетом межличностных интересов обучающихся, а учитель не может повлиять на общий уровень познавательных и интеллектуальных способностей группы.
После того, как группы сформированы, игроки придумывают название своей группе, после чего зачитывают стихотворные строки, написанные на цветах. За чтение каждая команда получает монеты.
Критерии оценки: Формирование команды: от 1 до 3 цветов, учитывается быстрота, собранность, креативность.
Чтение: от 2 до 5, учитывается безошибочность, выразительность, соблюдение темпа чтения всеми участниками;
Максимум: 8 цв.
Время проведения: 5 мин. ± 1 мин.
Происхождение метода: авторский.

Актуализация изученного

3. «Household chores»

Thank you for your reading. Your mothers are very pleased with you. Get your flowers.
What are you doing now? And your mothers? How often do you help your mothers? And your fathers?
Firstly, look at the pictures, read some chores and match them, then complete one sentence using Present or Past Simple.
Название метода: "Household chores"
Цели и задачи метода: активизация лексики по теме «Домашние обязанности», формирование навыков использования Present/ Past Simple в речи.
Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения: Приложение 4
картинки домашних обязанностей, словосочетания, клей, слайд для проверки, образец составления предложений + слова-маркеры, цветы для открытки.
Предварительная подготовка: распечатать картинки с домашними обязанностями (9*3), вырезать словосочетания по теме «Домашние обязанности» (больше, чем картинок), наполнить слайд необходимой информацией.
Технология проведения: Учитель беседует с обучающимися о том, как часто мамам нужна наша помощь. И как часто мы готовы ее оказать.
Игрокам предлагается «разобраться» с домашними делами: подобрать к картинкам словосочетания по теме «Домашние обязанности» и составить с ними предложения в двух временах (Present Simple - как часто делают те или иные дела: often, sometimes, on Fridays, always, twice a week, never, etc.; Past Simple - когда в последний раз помогали: yesterday, last a week, two days ago, the day before yesterday, etc.) на выбор обучающихся.
Критерии оценки: Словосочетания: от 0 до 9, оценивается каждая правильно подобранная пара (картинка + словосочетание)
Предложения: от 0 до 5, оценивается каждое правильно составленное и озвученное предложение от участника (максимум 5 - по количеству участников в команде).
Максимум: 14 цв.
Время проведения: 7 мин. ± 1 мин.
Происхождение: авторский.

4. «At the shop»

Thank you for your work. Well, I hope you help your mothers every day, because she is need to do the shopping. You have a shopping list but there are Russian letters. You have to decipher it using keyboards. After that, you will be able do the shopping.
Название метода: "Shopping list"
Цели и задачи метода: преобразование знаков и символов, развитие умения быстро и слаженно работать в команде, развитие навыков общения в соответствии с ситуацией и правилами этикета
Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода: Приложение 5
Бумажная/обычная клавиатура, список покупок с английскими словами (5 продуктов *3), напечатанными русскими буквами на клавиатуре, крафтовый пакет (3 шт.) или изображение бумажного пакета, пластиковые фрукты/овощи или распечатанные продукты, прикрепленные на магазинную полку, клей, видеозапись "At a shop", слайд с клише для диалога (для тех обучающихся, у которых возникнут трудности)
Предварительная подготовка: подготовить список продуктов (набрать английские слова в русской раскладке), распечатать и вырезать продуктовый пакет и продукты питания (если нет муляжей), подготовить бумажную клавиатуру, монеты.
Технология проведения: Учитель сообщает, что мама отправила вас в магазин купить продукты для праздничного салата и даже дала список продуктов, но к сожалению, когда она его набирала, то очень торопилась и в спешке не изменила язык ввода текста, поэтому для того, чтобы купить нужные продукты придется сначала расшифровать список покупок. На расшифровку обучающимся дается 2 минуты, после чего они просматривают видеозапись диалога в магазине, две минуты готовятся и разыгрывают свой диалог, со своими покупками.
Критерии оценки: Слова: от 0 до 5, оценивается правильность написания расшифрованного.
Диалог: от 0 до 5 учитывается самостоятельность (без опорных клише), отсутствие грамматических и лексических ошибок, артистизм, динамичность, покупка всех продуктов из списка.
Максимум: 10 цв.
Время проведения: 10 мин ± 1 мин.
Происхождение метода: авторский.

5. «Little brother's room»

I knew you could do it! You are super helpers!
…Oh, guys… we have a problem… Look at this room! Do you recognize it? Shure, it's a little brother's room. All things are scattered. Will you help your brother's mother to pick up these toys? Who is you brother's mother? (My mother) These toys have got some questions about relatives. If you give correct answer, уou get a coin.
Название метода: «Pick up the toys»
Цели и задачи: распознавание и употребление в речи притяжательного падежа, и притяжательных местоимений
Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения: Приложение 6 вырезанные из цветной бумаги игрушки с загадками на обратной стороне, скотч, бумажная корзина для сбора игрушек.
Предварительная подготовка: распечатать и вырезать игрушки, распечатать на бумаге корзину прикрепить их на доску в произвольном порядке, имитируя разбросанные игрушки в комнате, записать вопросы (по теме «Семья» Who is her mother's mother? - "Her Grandmother" Who is your sister's mother? - "My Mother", Who is our father's father? "Our Grandfather").
Технология проведения: Учитель сообщает, что младший брат разбросал игрушки в своей комнате и не хочет их убирать, так как у мамы сегодня праздник, задача участников побыть в роли старших братьев и собрать как можно больше игрушек в корзину за установленное время. Задание осложняется тем, что прежде чем поместить игрушку в корзину необходимо правильно ответить на вопрос, написанный на игрушке. Для выполнения данного задания участники команд в порядке очередности по одному выходят к доске и зачитывают вопрос своей команде, на размышление дается 5 секунд, если команда дает правильный ответ, то игрушка отправляется в их корзину, если нет, то отвечает команда, один из участников которой раньше всех поднял руку (очередность в таком случае не изменяется).
Критерии оценки: За один ответ: от 0 до 2, учитывается правильно использованное притяжательное местоимение и правильно названный родственник.
Максимум: 24 цв.
Время проведения: 5 мин. ± 1 мин.
Происхождение метода: авторский.

Рефлексия

6. «Postcard»

That's the way to go! You did it. It's time to sign the card. Let's write cinquain "My mother".
Название метода: «Cinquain».
Цели и задачи: использование изученной лексики в соответствии с заданной темой, развитие творческих способностей.
Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения: Приложение 7 открытка, цветные фломастеры.
Предварительная подготовка: открытка с надписью «My mom» в центре, шаблон оформления синквейна.
Технология проведения:
Учитель предлагает обучающимся заполнить открытку для мамы и написать в ней необычное стихотворение в формате синквейна. На выполнение данного задание игрокам дается 4 минуты, после чего каждый зачитывает получившееся поздравление.
Критерии оценки: Синквейн: от 0 до 5, учитывается соответствие лексики тематическому слову, соблюдение особого формата стихотворения.
Максимум: 5 цв.
Время проведения: 5 мин. ± 1 мин.
Происхождение метода: заимствованный.

7. Подведение итогов

Обучающимся предлагается оформить поздравительную открытку: приклеить все заработанные цветы, собрать торт, сделать копии по количеству обучающихся.
В качестве домашнего задания обучающиеся должны поздравить своих мам с праздником: выучить стихотворение, которое было прочитано в начале урока, по возможности выучить синквейн и прочесть его маме, подарить открытку. В качестве отчета и самооценки деятельности сделать видеозапись поздравления мамы. Самым активным участникам выставляются отличные отметки.