Групповая работа учащихся на уроках иностранного языка помогает предотвратить умственную перегрузку учащихся, снять усталость и внести разнообразие во время проведения уроков.
Данный вид деятельности формирует у учащихся умение оценивать свою деятельность, сопоставлять ее с работой одноклассников, активизирует их инициативу и самостоятельность.
Учащиеся делятся на группы - по рядам, попарно (2 человека), либо по группам (4 человека). Группа получает задание, на которое отводится определенное время. Группы можно делить по интересам, личностным отношениям. Организация групповой работы повышает воспитательный характер обучения, формируется чувство ответственности не только за свои собственные знания, но и за успехи одноклассников. Слабые ученики осознают, что они способны учиться лучше, с другой стороны, более сильные ученики принимают на себя роль помощников. Безусловно, навыки подобного сотрудничества и взаимодействия необходимы ребятам в будущем. Отсюда как следствие- необходимость обязательной групповой работы в сочетании с другими приемами на уроках английского языка.
Виды групповой работы на уроках английского языка
а) Интервью - является одним из приемов групповой работы на уроках английского языка. Цель - провести интервью среди одноклассников и выяснить их мнение, суждение или дать ответы на поставленные вопросы. Например, предлагается тема "Cвободное время". Ученики, работая одновременно (можно выделить 3-4 человека), свободно перемещаются по классу, задают необходимые вопросы, затем фиксируют ответы в опросном листе. Общие итоги данного опроса обсуждаются всеми учениками. Данный прием позволяет осуществлять интенсивное речевое взаимодействие его участников, позволяет вовлечь как можно больше участников в работу.
b) Прием деления на "Четверки"
Учитель выписывает на доске фамилии четырех известных англоязычных писателей. Ученики выбирают того писателя, о котором они имеют достаточное количество информации. Затем в группах они обмениваются своей информацией и составляют один общий рассказ о жизни данного писателя. В свою очередь, ученики других групп задают вопросы, касающиеся данного известного человека. Как один из вариантов данного задания- предложить учащимся выбрать и прокомментировать одну из четырех пословиц, написанных на доске. Учащиеся разбиваются на группы (примерно равные по количеству) и затем обсуждают данное высказывание. Затем один представитель от каждой группы дает объяснение, его могут дополнять другие учащиеся из соответствующей группы. Время обсуждения и высказывания должно быть заранее определено и озвучено учениками до выполнения задания.
Групповая форма учебной деятельности увеличивает время общения на уроке, воспитывает чувство коллективизации, ответственности за порученное дело, развивает логическое мышление, способность ориентироваться в сложившейся ситуации. Как вид учебной деятельности групповая работа приносит положительные результаты в сочетании с традиционными методами работы на уроках английского языка.