Развитие эмпатии у детей. Детям в обязательном порядке приходится развивать множество социальных навыков, чтобы облегчить жизнь в обществе современного мира, общаться легко и с пользой. В нашем веке человечество выявило прямое влияние коммуникативных навыков на качество жизни. А в последнее время понятие «Эмпатии» используется практически повсеместно.
Эмпатией (от греч. Empatheia - сопереживание) называют способность человека быть понимающим и терпеливым собеседником, сопереживать окружающим в беде, но на самом деле значение намного шире - эмпатия проявляется в общем глубоком понимании чувств окружающих, тактичности, осознанной поддержке. Гармоничные отношения в семье, дружба со сверстниками, любые здоровые взаимоотношения требуют проявления эмпатии, внимания к чувствам и потребностям другого человека.
В каком возрасте у ребенка начинает зарождаться эмпатия?
Человек одновременно и биологическое, и социальное существо и изначально малыш ориентируется на удовлетворение собственных базовых потребностей - сон, кормление, безопасность, комфорт. Со временем эгоцентричность, свойственная раннему возрасту ребенка, уходит. Когда малыш начинает интересоваться окружающим миром, произносить первые слова, можно говорить о зарождающейся (осознанной) эмпатии.
Дети начинают понимать, что между людьми существуют сложные эмоциональные связи. Понемногу на смену эгоизму приходит умение сопереживать: ребенок не шумит, понимая, что мешает родителям отдыхать; говорит о своих предпочтениях в вежливой форме, а не в виде истерики и т.д.
Дети чутко реагируют на реакции взрослых, запоминают шаблоны поведения. Поэтому малышам нужно постоянно демонстрировать проявления эмпатии.
Небольшое научное отступление
В нашей стране проблемой эмпатии занимались многие отечественные исследователи. A.B.Запорожец, Т.П.Гаврилова, Л.П.Стрелкова, Г.М.Бреслав, О.И.Никифорова и другие.
Наиболее полно структура эмпатийного процесса раскрывается в исследовании H.H.Обозова, который охарактеризовал эмпатию как процесс, включающий в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. Соответственно представленным компонентам выделяется три уровня эмпатии.
Первый уровень - когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.
Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, которая может быть представлена в двух вариантах: первый вариант связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии человека; второй проявляется в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.
Третий уровень эмпатии представляет собой высшую форму эмпатии, которая включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Эмпатия на данном уровне проявляется в реальных действиях по оказанию помощи или поддержки партнеру по общению или взаимодействию.
Современные зарубежные исследователи. Нейтан Фокс, Ричард Дэвидсон, Элисон Гопник, Эндрю Мелтцофф, Патриция Кул и др
Младенцы рождаются с эмпатией
В больничных яслях наблюдается «эффект комнаты плача». Если новорожденный слышит плач другого новорожденного, он тоже начинает плакать, и другие дети в комнате поступают точно так же. Откуда это известно? Ученые включали новорожденным специально подготовленные записи и сделали интересные открытия.
В одном исследовании однодневные младенцы чаще плакали в ответ на запись плачущего новорожденного. Но не реагировали на воспроизведение собственного плача и плача одиннадцатимесячных детей! Ребенок, которому всего один день от роду, готов к социальному взаимодействию. Знаменитый психолог из Нью-Йоркского университета Мартин Хоффман считает раннюю предрасположенность к синхронному плачу «первым предвестием эмпатии».
Младенцы любят смотреть на лица и выделяют людей, поддерживающих зрительный контакт, а человеческий голос (особенно материнский) предпочитают другим звукам. Запоминаем: лучше всего дети учатся распознавать эмоции на вашем лице. Для них это бесплатный тренажер!
На сегодняшний день педагоги и детские психологи выделяют 4 этапа развития эмпатии у детей дошкольного возраста: 1-й этап - «язык эмоции» или «познаю себя»; 2-й этап - «язык чувств и переживаний» 3-й этап - «нравственные беседы» или «содействие»; 4-й этап формирования - «сорадование» или «сострадание».
С какого возраста лучше развивать эмпатию у ребенка?
Дошкольный возраст
Примерно в 3-летнем возрасте ребенок начинает активно разговаривать, общаться с помощью языка жестов, интересоваться чужими диалогами.
Малыши этой возрастной группы практически не способны на сопереживание: они могут раздражать окружающих, кричать, причинять боль. Однако это не намеренные действия: ребенок не способен отождествиться с другим человеком и почувствовать, что ведет себя неправильно.
Это благоприятный период для начала воспитательной работы. Как было сказано выше, нужно проявлять сочувствие и понимание по отношению к малышу, не считать его неприятности пустыми капризами.
Примерно с 4-5 лет начинайте объяснять детям чувства посторонних. Подробные интерпретации чужих реакций помогут быстрее разобраться в основах психологии.
Младший школьный возраст
Отправляясь в школу, ребенок начинает больше читать, рассуждать. Это подталкивает к самоанализу, проникновению в глубокие слои психики.
Если воспитатели и родители будут уделять время воспитанию эмпатии, дети легче перенесут подростковый период и переход во взрослую жизнь.
Основные ошибки, препятствующие развитию эмпатии у ребенка
Равнодушие
Родители смотрят на детские проблемы с высоты прожитых лет, поэтому дети часто сталкиваются с обесцениванием и даже насмешкой со стороны взрослых членов семьи.
Запрет на чувства
Порой родителям кажется, что ребенку нельзя проявлять эмоции, даже если они уместны. Это считается невоспитанностью, распущенностью.
В итоге ребенок привыкнет, что эмоции не нужны.
Избыток рациональности
Когда дети плачут, они ждут от родителей не только конкретного решения проблемы, но и набор утешающих фраз.
Радостные моменты тоже требуют эмоционального отклика, поддержки, искренней радости за успех малыша.
Сравнения с другими детьми
Загоняют ребенка в рамки - необходимо соответствовать родительскому идеалу, заслуживать любовь. Появляется неприязнь к окружающим, отчуждение, сосредоточенность на внутреннем мире. Войти в положение другого человека уже не хочется.
Признаки отсутствия эмпатии у ребенка
- Малыш не умеет играть и работать в группе.
- Детям, лишенным эмпатии, сложно просить прощения - они не видят смысла в этом поступке.
- Проблемы родителей не задевают ребенка даже после доверительного разговора.
- Ребенок проявляет жестокость по отношению к ровесникам: оскорбляет, унижает за внешние особенности.
- Малыш может ударить домашнее животное, тискать, даже если оно сопротивляется.
Причинами недостатка эмпатии могут быть:
- конфликты в семье (ссоры между родителями, брань);
- семейный кризис (например, развод, знакомство с отчимом или мачехой);
- психологическая травма (результат травли, шока);
- неблагополучное состояние родителей (алкоголизм, избиения).
Игнорирование психологического состояния ребенка приводит к нервным срывам, депрессиям. Проработав негативные моменты, можно браться за повышение уровня эмпатии.
Двигаясь ближе к реалиям сегодняшнего дня, поговорим об эмпатии к дружбе народов, культурным традициям и ценностям.
В рамках духовно-нравственного воспитания мы педагоги рассказываем детям не только о своей культуре, но и о культуре дружественных народов.
Познавать культуру, традиции, особенности быта других национальностей - это очень интересно. Общение с людьми других национальностей обогащает нас самих - и это бесспорно!
Наш сад сегодня посещают воспитанники различных народностей и национальностей: русские, татары, азербайджанцы, армяне, цыгане, украинцы, немцы, башкиры, чуваши, мордвины.
В результате мини-исследования «Вопрос воспитателю» получены следующие данные:
- воспитанники между собой не разделяют детей по национальностям;
- национальные традиции и ценности не проявляются (ярко) в образовательных отношениях;
- вопросы чаще возникают у родителей (с проявлением расового негатива).
Разбор фрагментов мультфильмов (работа с аудиторией).
Воспитателям
Проект для родителей и воспитанников «Дружба народов».
Цели проекта:
- Повышения культуры межнационального общения воспитанников;
- Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства;
- Изучение истории, культуры и обычаев разных народов;
- Воспитание культуры межличностных отношений;
- Развитие творческих способностей, самостоятельности в поиске и отборе информации;
- Организация совместной деятельности родителей и детей:
- Эмоциональное чтение.
- Ролевые игры.
- Чтение сказок разных народов
- Настольные игры - лото настроений, 4 лишний, эмоции-половинки.
Таким образом, развитие эмпатии у детей в том числе и в определенном направлении - в нашем случае к дружбе народов, культурным традициям и ценностям реализуется посредством:
- расширения представлений о понятиях «добро» и «зло»;
- развития способности к эмоциональному сопереживанию;
- развития стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
- формирования ценностного отношения к моральной стороне поступков;
- воспитания гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным;
- обучения конструктивным способом управления собственным поведением (снимать напряжение, разрешать конфликтные ситуации и др.).
Любая успешная консультация - это показатель уровня способности к эмпатии. Лесенка.
Спасибо за внимание.