Основная образовательная область: «Познавательно-речевое развитие».
Цель: Закрепить знания детей о зиме.
Образовательные задачи:
- Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
- Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.
- Продолжать обучать детей правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы.
Развивающие задачи:
- Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух.
- Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
- Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.
- Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь, подбирать антонимы.
- Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
- Закреплять правильное произношение.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь, тактильные ощущения, творческое воображение.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы.
- Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи .
- Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде.
- Воспитывать у детей стремление к достижению результата.
Методические приёмы:
- сюрпризный, игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физминутка, показ и объяснение воспитателя;
- наблюдение за работой детей;
- поощрение.
Словарная работа: снежинки, снежная, красивая, снежки, ледяной, холодный, искрящийся….
Индивидуальная работа: Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях.
- Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях.
- Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами.
Оборудование, наглядный материал: картинки с явлениями природы разных времён года, снежки, конверт с письмом, снежинки с заданиями, запись музыкальной физкультминутки «Замела метелица».
Планируемые результаты:
- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
- повышение познавательной активности;
- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
Ход занятия
Круг приветствия
Педагог: - Здравствуйте, ребята,
Дети: - Здравствуйте!
Педагог: Как ваше настроение?
Дети: - Очень хорошо!
Педагог: Пора нам заниматься?
Дети: - Да, да, да!
Педагог: - Мы будем все стараться?
Дети: - Также, как всегда!
Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано: «Ребятам старшей группы». Поэтому я решила сразу вам его доставить. Посмотрите - какое оно красивое. Давайте откроем и прочитаем!
Зима прислала нам письмо,
В снежинках-звездочках оно.
Так начинается письмо:
«Я не была у вас давно».
Красивый почерк у Зимы,
Письмо читаем дальше мы:
«Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?
Я белоснежная Зима,
Я вам построю терема
И сад, и лес посеребрила,
Большую ёлку подарила.
Везде найдёте вы меня,
Среди сугробов прячусь я…
Хочу проверить ваши знания и приготовила задания…»
Снежинка №1:
Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Вы скажите мне, друзья,
А какая я - зима?
Беседа:
- Какие времена года вы знаете?
- Какое сейчас время года? (зима)
- Какое время года было до наступления зимы? (осень)
- Какие осенние месяцы вам знакомы?(сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Как вы узнали, что наступила зима?
- Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль).
- Самый старший сыночек декабрь. Расскажите, что вы знаете о нём? (Месяц декабрь пасмурный, дни в этом месяце самые короткие, этим месяцем заканчивается год).
- Средний сынок-январь. А что вы об этом месяце можете рассказать? (Месяц январь начинает Новый Год, этот месяц морозный, холодный, но в январе дни уже становятся длиннее).
- А сейчас какой месяц? Февраль- это младший сыночек зимы. Кто может рассказать про этот месяц? (Этот месяц вьюжный, ветреный, кружат метели, заметая все дороги, деревья покрыты инеем)
- Давайте вспомним, чем отличается зима от других времён года?
- солнце светит, но не греет
- зимой бывают метели, вьюга, снегопад
- реки покрываются льдом
- перелётные птицы улетели на юг, остались только зимующие, которых надо подкармливать
- зимой холодно, все люди одеваются тепло
- некоторые животные впадают в спячку (барсук, медведь)
Теперь давайте вспомним:
- Какие природные явления бывают зимой? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа).
- А что такое вьюга? (ветер со снегом)
- Какой бывает ветер зимой? (Сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный).
- Какой бывает снег? (Лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный).
- Что происходит зимой на водоёмах? (вода замерзает, превращаясь в лед, можно кататься на коньках, но нужно быть очень осторожными: если лёд тонкий, то можно провалиться под лёд, поэтому нельзя ходить на речку без взрослых)
Педагог: Хотите поиграть? Игра называется «Договори словечко». «Снегопад»
- Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …. (снег). разбивают слово по слогам
- С неба всё скользят пушинки - серебристые … (снежинки). по слогам
- На просёлки, на лужок всё снижается … (снежок). по слогам
- Вот веселье для ребят - всё сильнее … (снегопад). по слогам
Педагог: Ребята, а на какой звук начинаются все эти слова?
Физкультминутка «Замела метелица»
Дети садятся за столы
Снежинка №2:
Вот ещё одна снежинка -
Посмотрите на картинки.
Вы скажите мне, друзья,
Что оставить здесь нельзя?
Проводится игра «Убери лишнюю картинку». (На доске расположены картинки с зимними, весенними, осенними явлениями природы. Необходимо убрать лишние картинки). Педагог задаёт наводящие вопросы детям.
Снежинка №3:
Вот последняя снежинка,
Отвечайте без запинки,
Итак, внимание, ребятки-
Отгадайте-ка загадки.
Педагог или дети загадывают загадки.
1.
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу,
Белы дома.
Ночью к нам пришла ...
(Зима)
2.
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(Мороз)
3.
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)
4.
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
(Лед)
5.
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек -
Этот пух зовется…
(Снег)
6.
Он вошел - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
(Мороз)
7.
По тропинкам, по дорожкам
Кто идет на снежных ножках?
Кто способен на уловки,
Носик у него морковка?
По весне растает вмиг
Это белый...
(Снеговик)
8.
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке?
(Снежинки)
Педагог: Вы справились со всеми заданиями Волшебницы-зимы! Ребята, расскажите, вам понравилось наше занятие?
- Что понравилось на нашем занятии?
- Что было для Вас самым сложным?
- Чему научились?
- Что узнали нового?
Посмотрите здесь что-то лежит. Ребята, да это какой-то ларец. Давайте откроем его! Да тут записка. Вот что в ней написано: «Дорогие, ребята! Вы выполнили все мои задания, порадовали меня и в благодарность я посылаю вам цветные льдинки! Зимушка-зима!»