Интегрированное занятие для детей старшей группы «Зима»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: зима, старшая группа


Основная образовательная область: «Познавательно-речевое развитие».

Цель: Закрепить знания детей о зиме.

Образовательные задачи:

  • Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
  • Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.
  • Продолжать обучать детей правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы.

Развивающие задачи:

  • Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
  • Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь, подбирать антонимы.
  • Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
  • Закреплять правильное произношение.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь, тактильные ощущения, творческое воображение.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы.
  • Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи .
  • Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде.
  • Воспитывать у детей стремление к достижению результата.

Методические приёмы:

  • сюрпризный, игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физминутка, показ и объяснение воспитателя;
  • наблюдение за работой детей;
  • поощрение.

Словарная работа: снежинки, снежная, красивая, снежки, ледяной, холодный, искрящийся….

Индивидуальная работа: Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях.
  • Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях.
  • Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами.

Оборудование, наглядный материал: картинки с явлениями природы разных времён года, снежки, конверт с письмом, снежинки с заданиями, запись музыкальной физкультминутки «Замела метелица».

Планируемые результаты:

  • приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
  • повышение познавательной активности;
  • усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
  • формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

Ход занятия

Круг приветствия

Педагог: - Здравствуйте, ребята,

Дети: - Здравствуйте!

Педагог: Как ваше настроение?

Дети: - Очень хорошо!

Педагог: Пора нам заниматься?

Дети: - Да, да, да!

Педагог: - Мы будем все стараться?

Дети: - Также, как всегда!

Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано: «Ребятам старшей группы». Поэтому я решила сразу вам его доставить. Посмотрите - какое оно красивое. Давайте откроем и прочитаем!

Зима прислала нам письмо,
В снежинках-звездочках оно.
Так начинается письмо:
«Я не была у вас давно».
Красивый почерк у Зимы,
Письмо читаем дальше мы:
«Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?
Я белоснежная Зима,
Я вам построю терема
И сад, и лес посеребрила,
Большую ёлку подарила.
Везде найдёте вы меня,
Среди сугробов прячусь я…

Хочу проверить ваши знания и приготовила задания…»

Снежинка №1:

Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Вы скажите мне, друзья,
А какая я - зима?

Беседа:

  1. Какие времена года вы знаете?
  2. Какое сейчас время года? (зима)
  3. Какое время года было до наступления зимы? (осень)
  4. Какие осенние месяцы вам знакомы?(сентябрь, октябрь, ноябрь)
  5. Как вы узнали, что наступила зима?
  6. Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль).
  7. Самый старший сыночек декабрь. Расскажите, что вы знаете о нём? (Месяц декабрь пасмурный, дни в этом месяце самые короткие, этим месяцем заканчивается год).
  8. Средний сынок-январь. А что вы об этом месяце можете рассказать? (Месяц январь начинает Новый Год, этот месяц морозный, холодный, но в январе дни уже становятся длиннее).
  9. А сейчас какой месяц? Февраль- это младший сыночек зимы. Кто может рассказать про этот месяц? (Этот месяц вьюжный, ветреный, кружат метели, заметая все дороги, деревья покрыты инеем)
  10. Давайте вспомним, чем отличается зима от других времён года?
  • солнце светит, но не греет
  • зимой бывают метели, вьюга, снегопад
  • реки покрываются льдом
  • перелётные птицы улетели на юг, остались только зимующие, которых надо подкармливать
  • зимой холодно, все люди одеваются тепло
  • некоторые животные впадают в спячку (барсук, медведь)

Теперь давайте вспомним:

  1. Какие природные явления бывают зимой? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа).
  2. А что такое вьюга? (ветер со снегом)
  3. Какой бывает ветер зимой? (Сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный).
  4. Какой бывает снег? (Лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный).
  5. Что происходит зимой на водоёмах? (вода замерзает, превращаясь в лед, можно кататься на коньках, но нужно быть очень осторожными: если лёд тонкий, то можно провалиться под лёд, поэтому нельзя ходить на речку без взрослых)

Педагог: Хотите поиграть? Игра называется «Договори словечко». «Снегопад»

  • Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …. (снег). разбивают слово по слогам
  • С неба всё скользят пушинки - серебристые … (снежинки). по слогам
  • На просёлки, на лужок всё снижается … (снежок). по слогам
  • Вот веселье для ребят - всё сильнее … (снегопад). по слогам

Педагог: Ребята, а на какой звук начинаются все эти слова?

Физкультминутка «Замела метелица»

Дети садятся за столы

Снежинка №2:

Вот ещё одна снежинка -
Посмотрите на картинки.
Вы скажите мне, друзья,
Что оставить здесь нельзя?

Проводится игра «Убери лишнюю картинку». (На доске расположены картинки с зимними, весенними, осенними явлениями природы. Необходимо убрать лишние картинки). Педагог задаёт наводящие вопросы детям.

Снежинка №3:

Вот последняя снежинка,
Отвечайте без запинки,
Итак, внимание, ребятки-
Отгадайте-ка загадки.

Педагог или дети загадывают загадки.

1.

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу,
Белы дома.
Ночью к нам пришла ...
(Зима)

2.

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(Мороз)

3.

И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)

4.

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
(Лед)

5.

Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек -
Этот пух зовется…
(Снег)

6.

Он вошел - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
(Мороз)

7.

По тропинкам, по дорожкам
Кто идет на снежных ножках?
Кто способен на уловки,
Носик у него морковка?
По весне растает вмиг
Это белый...
(Снеговик)

8.

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке?
(Снежинки)

Педагог: Вы справились со всеми заданиями Волшебницы-зимы! Ребята, расскажите, вам понравилось наше занятие?

- Что понравилось на нашем занятии?

- Что было для Вас самым сложным?

- Чему научились?

- Что узнали нового?

Посмотрите здесь что-то лежит. Ребята, да это какой-то ларец. Давайте откроем его! Да тут записка. Вот что в ней написано: «Дорогие, ребята! Вы выполнили все мои задания, порадовали меня и в благодарность я посылаю вам цветные льдинки! Зимушка-зима!»