Возраст учащегося: 7-10 лет.
Цель занятия: формировать знания о цветовом круге и разных способах сочетания цветов, способствовать развитию умения применять знания в практической работе при создании повседневного наряда для куклы.
Задачи:
- Образовательная:
- закрепить знание об основных, составных, производных цветах и сформировать знание о цветовом круге;
- формировать знания способов сочетания цветов и научить применять знания на практике при создании наряда для куклы.
- Развивающая:
- развивать чувство гармоничного сочетания цветов;
- развивать умение работать в группе;
- развивать творческое воображение через выполнение индивидуального задания.
- Воспитательная:
- воспитывать умение анализировать свою работу на занятии
- создать условия для повышения интереса к профессиям, связанными с миром моды;
- содействовать соблюдению техники безопасности учащимися.
Форма проведения занятия (учебной деятельности): коллективная, групповая, индивидуальная.
Использование технологий: проблемное обучение, ИК-технология.
Оборудование, материалы: ноутбук, проектор, экран, презентация, раздаточный материал (цветовой круг, кейсы, бумажный макет куклы с разными элементами одежды, обуви, украшений), цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, магнитная лента.
Электронный ресурс: онлайн сервис «Сочетание цветов в одежде» https://cvetovoy-krug.ru/podbor-cveta-v-odezhde-online-service
План занятия:
1. Организационный этап
- Приветствие, определения хода занятия, активизировать внимание на восприятие учебного материала.
2. Основная часть
- Знакомство с профессией модельер.
- Проговаривание целей и задач занятия.
- Практическая групповая работа, практическая работа в онлайн сервисе «Сочетание цветов в одежде», практическая индивидуальная работа.
3. Заключительная часть
- Подведение итогов, самоанализ, постановка цели на следующее учебное занятия.
Ход занятия
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Прошу вас подготовиться к занятию, у вас на столах должны быть цветные карандаши, фломастеры, ножницы, ручка. Все остальное убираем в рюкзак, сумку.
Мотивационный этап
Сегодня на занятие мы будем с вами начинающими модельерами и организуем Модное кукольное дефиле. Дефиле - показ своего наряда на подиуме зрителям. И у меня к вам вопрос: «Как выдумаете, в чем заключается особенности работы модельера?» (Учащиеся участвуют в эвристической беседе, предлагают варианты ответов на вопрос).
Вы молодцы и все правы, модельер определяет образ и стиль будущих моделей, создает эскизы. Он продумывает цветовое решение, подбирает материалы, из которых будет изготавливаться одежда, продумывает аксессуары.
Как вы думаете, модельеру важно разбираться в разнообразии цвета и его оттенках? (Учащиеся участвуют в эвристической беседе, предлагают варианты ответов на вопрос).
II. Основная часть занятия
Теоретическая часть. Актуализация знаний и формирование новых знаний
Назовите свои любимые цвета? какие цвета вы ещё знаете? (Учащиеся называют цвета радуги или другие названия).
А где эти цвета можно увидеть все вместе?
Учащиеся: на радуге.
Если учащиеся испытывают затруднения, то педагог загадывает загадку про радугу:
Дождь прошел. Раздвинув тучи,
К нам пробился солнца лучик.
И буквально на глазах
Мост возник на небесах.
Разноцветная дуга. Это …
Цвета радуги - это цвета солнечного спектра, создающегося при преломлении солнечного луча (красный, желтый и др.). Условно цвета спектра располагаются по "цветовому кругу" (рис. 1), с которым мы с вами сегодня познакомимся. Цветовой круг - эта шкала цветов, которая содержит большое количество переходов.
Но среди них есть три цвета, которые не могут быть получены смешиванием других цветов и они называются основные цвета. Какие? (учащиеся предлагают свои варианты.)
Правильно - красный, желтый и синий - это основные цвета (Рис. 2).
Если основные цвета смешать между собой, то получатся новые цвета. Приведите примеры. (Учащиеся предлагают свои варианты). Если смешать желтый и синий, то получиться зеленый. Синий + красный = фиолетовый, а желтый соединить с красным получится оранжевый. Зеленый, оранжевый и фиолетовый - это составные цвета, которые получаются смешиванием основных цветов (Рис. 3).
Если смешивать основной цвет и составной, то образуются производные цвета: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.
Получившаяся палитра состоит из 12 цветов и носит название цветового круга (Рис. 4). Эта палитра в основном и применяется при подборе цветов.
Представляю вам цветовое кольцо Иттена (Рис. 5). Именно Йоханесс Иттен первым из всего спектра выделил именно двенадцать цветов и расположил их по окружности таким образом, что максимально контрастные друг с другом пары оказались друг напротив друга. В центре он расположил треугольник с тремя основными цветами - красным, синим и жёлтым. Этот треугольник Иттен заключил в шестиугольник, внутри которого обозначил, какие оттенки получатся при смешении основных цветов в равных пропорциях. Конечно, двенадцати цветов маловато, чтобы сориентироваться в окружающем многообразии красок, поэтому смешивание красок в разных пропорциях или добавление белого, серого, черного цветов, позволяет создавать разные оттенки.
Мы с вами будем пользоваться цветовым кругом (рис. 6), в котором можно увидеть оттенки, каждого из 12 цветов.
- Осветлённый (разбелённый) - добавили белый цвет.
- Приглушённый (приглушённый) - добавили серый цвет.
- Затемнённый (зачернённый) - добавили чёрный цвет.
3. Практическая часть
1. Приобретение новых знаний в групповой практической деятельности
В процессе создания образа модельер работает с цветовым кругом и применяет свои знания в их сочетании. Сочетаний цветов много, сегодня мы с вами узнаем, как можно сочетать три разных цвета в одежде. Предлагаю разделиться на три группы, по 3-4 человека. Итак, у нас три группы, каждой из которых я даю кейс с заданием, вам нужно изучить содержимое кейса, выполнить задание и представить результат участникам других групп. Время на выполнения задания 5-7 минут, 1 минута на представление.
Содержание кейсов: инструкция, цветовой круг (Приложение 1), лист для выполнения задания (Приложение 2), листы с названием и описанием метода сочетания трёх цветов для каждой группы разные (Приложение 3), QR-код с выходом на онлайн сервис «Сочетание цветов в одежде» (Приложение 4).
Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека. Получают кейс и работают с ним. Распределяют работу в группе. Представляют итоги работы с кейсами остальным учащимся.
2. Создание образа для куклы. Индивидуальная работа по применению знаний на практике
Вы познакомились с 3 способами сочетания цветов. Какие? Подумайте, какое сочетание вам больше понравилось. Вы помните, что являетесь модельерами? Перед вами кукла и варианты одежды. Ваша задача придумать образ кукле, выбрать необходимые детали одежды, раскрасить их, применяя один из способов сочетания цветов (аналоговая, классическая или контрастная триада) и одеть куклу (Приложение 5). Время на выполнение 8-10 минут.
При выполнение индивидуальных заданий, педагог помогает учащимся, консультирует.
III. Заключительная часть
Подведение итогов
Все закончили свои работы? Начинаем наше кукольное дефиле - демонстрацию наших красивых нарядов. На подиум приглашаются модели, у которых цвета подобраны аналоговым способом. Учащиеся подходят к доске и прикрепляют свои работы на доске возле надписи Аналоговая триада. Остальные учащиеся приветствуют выступающих детей аплодисментами. Молодцы!
На подиум приглашаются, модели классической триады! Учащиеся выходят к доске, прикрепляют свои работы, возле надписи Классическая триада. Остальные учащиеся приветствуют выступающих детей аплодисментами. Какие красивые! Молодцы!
На подиум приглашаются, модели которые использовали в одежде - контрастную триаду! Учащиеся выходят к доске, прикрепляют свои работы, возле надписи Контрастная триада. Остальные учащиеся приветствуют выступающих детей аплодисментами.
Посмотрите, какие вы все молодцы! Какая красота! Вам самим одеться, так не захотелось? Модное кукольное дефиле состоялось!
Рефлексия
- Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на нашем занятии?
- Что интересного вы узнали на нашем занятии?
- Сколько цветов в цветовом круге?
- Как можно сочетать цвета в одежде?
- Для чего нам нужны эти знания?
- А как вы думаете есть ещё варианты сочетания цветов?
- Как вы думаете, что мы будем делать на следующем занятии?
Учащиеся сами пробуют сформулировать, что они будут делать на следующем занятии.
На следующем занятие мы с вами будем дизайнерами и потренируемся в сочетании других цветов из цветового круга.
Вы все сегодня молодцы! Было приятно с вами работать! До свидания!