Цель мероприятия: сформировать твердое понятие о том, что такое воспитанность, этикет.
Задачи:
- Развить у учащихся стремление к самооценке и самоанализу;
- Вызвать желание к самовоспитанию, саморазвитию.
В учебном году педагоги Школы дизайна работали над проектом «Его Величество Эрмитаж». Изучали в ходе занятий в течение учебного года культурное наследие, представленное в музейных коллекциях Эрмитажа и далее использование полученных знаний в коллективной и индивидуальной проектной деятельности учащихся ТО художественной направленности.
Формирование интереса к культурному наследию России, к мировой художественной культуре не может быть отделимо от формирования культурной, воспитанной личности, которая может представить себя в обществе, в рамках презентации своих творческих результатов.
Специфика воспитательной работы в творческом объединении «Школа дизайна» заключается в формировании личности современного подростка средствами искусства. И ведущая роль в этом процессе принадлежит мировой художественной культуре, как одному из важнейших факторов воспитания духовных качеств, нравственности, культурного мировоззрения учащихся.
Умение понимать язык искусства, сопереживать, вдохновляться великими образцами культуры для реализации собственных творческих идей - эти качества необходимы творческой личности. Проектная деятельность, включающая в себя культурологическую составляющую - отличительная особенность воспитательной деятельности ТО «Школа дизайна».
Если воспитание ведется системно и нешаблонно, тогда этот процесс будет иметь свои плоды.
Основными традициями воспитания в ТО «Школа дизайна» являются следующие:
- проектно-творческая деятельность как основа воспитательной работы,
- коллективное взаимодействие педагогов и учащихся на всех этапах деятельности: коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ полученных результатов;
- в проектно-творческой деятельности поощряется конструктивное межгрупповое и межвозрастное взаимодействие учащихся, а также их социальная активность.
Именно межвозрастное взаимодействие можно увидеть в рамках воспитательного занятия «Современный взгляд на воспитанность».
Дмитрий сегодня не просто ассистент, но и спикер по вопросам этикета и воспитанности. Приглашая на занятие я была уверенна, что у него есть свой взгляд на эту тему.
В течение занятия рассмотрено много аспектов воспитанности, вежливости, этикета, приведены примеры бального этикета. Разобраны со спикером разные жизненные ситуации. Составлен список правил группы, которые в дальнейшем будут работать на саморазвитие и самовоспитание учащихся. Проведен тест на закрепление основных понятий темы занятия.
Говоря о ценности воспитания неравнодушной личности, умеющей себя вести в обществе, хочется сказать о некоторых проблемах.
Следует учитывать то, что изменились сами дети, а также и взрослые, с которыми они живут. С одной стороны, наши дети стали свободнее, раскованнее, с другой стороны, - эгоцентричнее, равнодушнее, агрессивнее.
Нельзя не учитывать новые жизненные реалии, такие, как свободный доступ в Интернет, поездки за рубеж, обучение в разных типах школ, пропаганда своих взглядов множеством политических партий, влияние массовой культуры, воздействие разных религиозных течений.
Именно участвуя в беседе, дети сказали об огромном негативном влиянии общества на их поведение. И о том, что против этого негативного влияния очень сложно противостоять. И честно признались, что сложно везде и всегда быть воспитанными.
Раньше в детях было принято воспитывать тягу к коллективизму, к общественным делам и проблемам. Сегодня же на первый план вышел индивидуализм и, как следствие, эгоизм. Для воспитания полноценной личности нужна та самая «золотая середина», но найти ее бывает очень трудно.
Значимость нравственно-этического воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.
И проводя систематически беседы о воспитанности, нормах поведения, в рамках занятий и за их пределами, показывая своим личным примером, как должен вести себя человек в разных ситуациях, как с достоинством выходить из конфликтных ситуаций, умение их предотвратить - мы можем надеяться, что не только та часть негативного общества будет оказывать на воспитание наших детей влияние. А дети научатся противостоять невежеству.
Воспитание хороших манер требует постоянной тренировки.
Мы можем видеть реализацию проекта учащимися Школы дизайна, которые представили результаты в рамках грандиозного мероприятия Шоу проектов «Бал в Зимнем дворце». Дети убедились очередной раз в сообразности внешнего вида ситуации, и можно было заметить изменения в поведении. Ведь внешний образ подсознательно диктовал им правила хороших манер.
Поэтому мы дальше продолжим развивать в себе чувство такта, чувство вкуса и любовь к прекрасному.