Класс: 9.
Тип урока: изучения нового материала.
Используемая технология: технология системно-деятельностного подхода.
Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников с помощью умения решать практико-ориентированные задачи.
Планируемые результаты:
- Предметные: уметь определять место статистики в изучении окружающего мира, различных общественных и социально-экономических явлений, формировать умение оперировать основными понятиями статистики и основными методами представления статистических данных, а также умение решать задачи с практическим содержанием.
- Личностные: формировать устойчивую мотивацию к обучению и желание применять приобретенные знания и умения в ходе практической деятельности.
-
Метапредметные: формировать умение использовать информацию из различных источников, необходимую для решения математических проблем и представлять ее в понятной форме, умение соотносить изученный материал с жизненными ситуациями.
- Познавательные УУД: уметь ориентироваться в системе знаний, соотносить теоретический материал с текстом задач.
- Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель работы, планировать свою деятельность и вносить, при необходимости, коррективы в план работы, высказывать предположения, оценивать результаты собственной работы и работы группы, делать выводы о результатах деятельности.
- Коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать, работать в группе, сотрудничать при совместном решении проблемы.
Разновидность функциональной грамотности: математическая грамотность.
Личностно-значимый вопрос: есть ли реальная польза в жизни от знания статистических характеристик?
Методы обучения: словесные, наглядные.
Приемы обучения: решение задач.
Средства обучения: печатное слово, сервисы Microsoft Office 365.
Ход урока
I. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам. Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть и ваше сегодняшнее утро продлится до вечера.
II. Актуализация знаний
Сегодня мы с вами познакомимся с наукой, о которой много кто слышал, много кто знает, однако мало кто считает, что эта наука важная. А на самом деле без нее в наше время никуда!
Вот отрывок лишь один отрывок о ней из всем известного литературного произведения. (Статистика знает всё https://clck.ru/ec6rw).
Страница 1 (приложение 1 - для доски https://clck.ru/ec7Bc) Тема урока «Статистика знает все».
Я думаю, что вам уже стало понятно, чем занимается статистика. А как вы думаете, чем сегодня займемся мы? (Постановка целей: Учитель записывает на доске цели урока, которые озвучивают ученики).
III. Изучение нового материала
Страница 2. Перед вами облако тегов (статистика, частота, выборка, варианта, мода, медиана, среднее, размах). Как вы думаете, какие слова в представленном здесь облаке имеют отношение к теме нашего разговора. Выпишите их в тетрадь.
Предлагаю вам найти в тексте доказательство того, что вы выбрали верные слова, а также прошу вас, выделите в тексте определения данным понятиям. (Работа с текстом. Приложение 2 - Текст для чтения https://clck.ru/ec7Cw).
Озвучивание результатов.
IV. Закрепление изученного
Страница 3. Как вы уже поняли, статистические сведения могут поступать к нам из разных областей знаний и деятельности человека: экономики, медицины, социологии, демографии, сельского хозяйства, метеорологии, спорта и т.д.
На слайде предоставлены статистические данные в виде диаграмм, таблиц, графиков из различных областей нашей жизни.
Как вы думаете, в этих областях знаний есть место математике? Если да, то где?
Я предлагаю вам на сегодня примерить профессию статистика.
Перед вами на столах находятся карточки. Выберите ту, которая вам понравится.
Пересядьте, пожалуйста так, чтобы за одним столом собрались люди с одинаковыми карточками.
Задачи, которые вам сегодня предстоит решить, заставят вас в очередной раз убедиться, что наш мир полон математики, позволят примерить на себе профессию статистика, научат обращаться с информацией и помогут ответить на вопрос: есть ли реальная практическая значимость от знания статистических характеристик?
Ученики разбиваются на группы. Решают задачи, предложенные группе, обрабатывают результаты в программе excel.office.com, результаты своей работы вносят на отдельный слайд презентации совместной работы.
Страница 4. (Тексты заданий для каждой группы)
Группа 1 (Пенсионный фонд)
В Пенсионном фонде вели ежедневный учет количества обращений граждан, поступивших в течение 20 рабочих дней месяца. В результате получили такой ряд данных:
39, 43, 40, 56, 32, 38, 24, 21, 35, 38,
27, 58, 31, 49, 38, 25, 34, 30, 52, 38.
Для полученного ряда:
- представьте данные в виде таблицы и диаграммы;
- найдите среднее арифметическое, размах, моду и медиану.
Сделайте вывод о том, каков практический смысл этих показателей.
Дайте рекомендации руководству по оптимизации работы консультантов организации.
Ссылка на документ excel.office.com для работы группы https://clck.ru/ec73t
Группа 2 (Цветочный росток)
Контролер ОТК, посчитав число сорных семян в 20 пакетиках с семенами, получил такие данные:
0, 1, 6, 1, 1, 2, 1, 2, 3, 3, 4, 5, 4, 5, 0, 1, 2, 6, 1, 6.
Для полученного ряда:
- представьте данные в виде таблицы и диаграммы;
- найдите среднее арифметическое, размах, моду и медиану.
Сделайте вывод о том, что характеризует каждый из этих показателей.
Какие рекомендации можно дать упаковщикам семян.
Ссылка на документ excel.office.com для работы группы https://clck.ru/ec74y
Группа 3 (Автомобиль)
В автосалон были закуплены 20 легковых автомобилей разной марки и сделаны замеры расхода горючего на 100 км пути. Получился ряд данных:
8л, 9л, 7,5л, 9л, 10л, 8,5л, 9л, 8л, 7,5л, 9л,
10л, 7,5л, 9л, 10л, 7,5л, 8,5л, 8л, 7,5л, 8,5л, 10л
Для полученного ряда:
- представьте данные в виде таблицы и диаграммы;
- найдите среднее арифметическое, размах, моду и медиану.
Сделайте вывод о том, каков практический смысл этих показателей.
Дайте рекомендации о приобретении автомобиля для покупателей данного салона.
Ссылка на документ excel.office.com для работы группы https://clck.ru/ec75M
Группа 4 (Джинсы)
В магазине "Джинсы" была проведена контрольная закупка 20 покупателями изделий разного размера. Получился следующая последовательность данных:
25, 31, 30, 34, 28, 30, 32, 31, 31, 31,
26, 27, 30, 29, 33, 31, 30, 31, 32, 31
Для полученного ряда:
- представьте данные в виде таблицы и диаграммы;
- найдите среднее арифметическое, размах, моду и медиану.
Сделайте вывод о том, что характеризует каждый из этих показателей.
Какие рекомендации можно дать руководителю данного магазина для выработки стратегии деятельности магазина.
Ссылка на документ excel.office.com для работы группы https://clck.ru/ec75k
Представление результатов работы каждой группы. (Документ совместного доступа).
V. Рефлексия
Страница 5. Закончить наше занятие мне бы хотелось словами Томпсона: «Статистика - это математическая теория, позволяющая познать мир через опыт», а также утверждением Дизраэли: «В жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает лучшей информацией».
Страница 6. (Ученики собирают фразу "Тот, кто владеет информацией - владеет миром" из слов, записанных на слайде в произвольном порядке)
Страница 7. Поставьте себе оценку за работу на этом уроке. (Ученики выставляют оценки на страницу дневника, изображенного на слайде).
Посчитайте размах, моду, медиану и среднее значение оценки сегодняшнего урока.
Мне кажется, что сегодня на уроке пользоваться информацией мы научились. Я думаю, что и в жизни вы также уверенно будете ей пользоваться. До свидания.
Приложение 1
- Для доски https://clck.ru/ec7Bc
Приложение 2
- Текст для чтения https://clck.ru/ec7Cw