Сценарий методического мероприятия "Педагогический бенефис"

Разделы: Общепедагогические технологии, Дополнительное образование, Профессия — педагог


Введение

Бенефис - (от франц. Benefice - барыш, польза), «спектакль» или «театральное представление в честь одного из его участников». Это социальная технология, направленная на поддержку и развитие гражданской самоорганизации педагогов и общественности, учащихся и их родителей.

Педагогический бенефис как новая форма социально-педагогической деятельности может поддержать и укрепить престиж любого педагогического коллектива, образовательного учреждения в целом.

Далее - конкретные шаги в организации такого методического мероприятия.

Первый шаг. Инициативная группа, берущаяся за реализацию этого методического мероприятия, должна отдавать себе отчет в подлинных масштабах действа, объеме и разнообразии ресурсов, которые могут потребоваться для реализации замысла. Продумать, где и каких союзников можно найти, как привлечь всех участников данного методического мероприятия (коллеги, соратники, учащиеся, родители учащихся и др.).

Второй шаг. Выбор бенефицианта должен быть обусловлен реальным общественным признанием и сложившейся педагогической карьерой, с учетом того что выбранный педагог, должен быть психологически готов (а не тревожен по поводу выдвижения собственной кандидатуры) к такому ответственному мероприятию и понимать значение педагогического бенефиса для поддержания имиджа образовательного учреждения и решения корпоративных задач.

Третий шаг. Это уже подготовка к событию. Бенефис относится к разряду представлений, т.е. организация пространства в них предполагается ярко выраженный центр внимания (сцена), а характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями.

Бенефис как форма, представление, зрелище состоит из таких основных элементов, как «демонстрация», «ритуал» и «диалог» (беседа). По контексту бенефис близок к задушевному разговору, воспоминанию и в то же время к юбилею. На телевидении можно обнаружить своего рода телеаналоги бенефиса: «Встречи на Моховой», «Женский взгляд», «От всей души», «Пока все дома», «Секрет на миллион». В телепередаче «От всей души» хорошо было бы позаимствовать человечность, чтобы сопереживание вызвало у зрителей искренние слезы умиления событиями жизни бенефицианта. Из «Встреч на Моховой» можно попытаться перенести в бенефис атмосферу разговора между главным героем и зрительской аудиторией, состоящей из заинтересованных и осведомленных людей. Другая передача - «Женский взгляд» дает возможность использовать идею монологического рассказа о человеке, пусть достаточно субъективного, но тактичного и заинтересованного, располагающего гостя программы к искренности и откровенности.

Еще один нужный контекст - то, как, в какой манере главный герой делится своим жизненным опытом, секретами профессионального мастерства, рассказывает о годах учебы, начале своей карьеры, жизненных испытаниях, о взлетах и падениях, отвечают на вопросы приглашенных гостей и/или зрителей.

В целом же «Педагогический бенефис» - это портрет педагога, обыкновенного и необыкновенного, со своими увлечениями, трудностями и радостями. Содержательная конструкция предполагает ретроспективный порядок «историй» судьбы героя бенефиса или набор рассказов о разных сферах его жизни. Таких историй, своего рода законченных блоков, может быть семь-десять, например:

  • Родительский дом;
  • Студенческая жизнь;
  • Начинающий педагог;
  • Молодость, друзья;
  • Первый выпуск;
  • Любовь, замужество (женитьба);
  • Наставничество, молодые коллеги;
  • Дети и внуки;
  • Признание.

Отбор историй осуществляется на основе оценки значимости для педагога событий, интересной фабулы и позитивного финала. Украшением бенефиса могут стать истории с интригующим началом, драматическими моментами.

Четвертый шаг - это представление эскиза будущего действа, который строится вокруг общей идеи. Сама по себе идея может нести сюжет, который определяет весь ход представления.

В нашем случае идеей - сюжета послужила телепрограмм «Секрет на миллион».

Пятый шаг по-своему сложный. Здесь необходима достаточно большая группа помощников, которая сможет довольно быстро собрать необходимую информацию и привлечь к участию значительное число лиц.

Шестой шаг предполагает разработку схемы и сценария встреч с потенциальными участниками бенефиса. Психологически эти встречи весьма тонкая материя, здесь есть целый ряд опасностей и рисков. Поэтому следует четко сформулировать вопросы, просчитать подводки к самым важным из них, всячески подчеркивая значимость и самого собеседника. Ведь исключительное внимание к герою бенефиса может утомить. Ключевой момент подготовки к педагогическому бенефису - интервью у будущего героя. К этому разговору необходимо тщательно подготовиться, сформулировать содержательные вопросы, например:

  1. Почему вы выбрали педагогическую профессию?
  2. Кто из вузовских преподавателей произвел на вас наибольшее впечатление? Вспомните события, связанные с этим.
  3. Кто был самый трудный ваш учащийся?
  4. Чем закончилась история ваших отношений?

Выстраивая интервью, важно уточнить те темы, касаться которых будущий герой бенефиса не хотел бы. Эффективность интервью можно повысить за счет показа фотографии из личного архива, в результате возникнут непосредственные вопросы и воспоминания.

Седьмой шаг - собственно написание сценария. Сложность этого этапа в том, что членами инициативной группы собран огромный массив информации, и каждого из них нужно обязательно выслушать, соединив и сопоставив их непосредственные впечатления. Сценарий предполагает следующее.

  • Разнообразие элементов представления. Сценарий целесообразно рассчитать на 60-90 минут, важно не переусердствовать с каждым блоком, они должны быть лаконичными, такими же лаконичными и яркими должны быть и творческие номера. Номеров должно быть не больше пяти, вместе они поддерживают структуру всего действа, поскольку содержательные блоки расположатся между номерами.
  • Интерактивный характер бенефиса. Чрезвычайно важным представляется обеспечить диалоговый характер, т.е. предусмотреть в сценарии три-четыре ситуации, когда герой будет отвечать на вопросы. Можно использовать вопросы, поступившие от учащихся, их родителей, коллег, администрации. Сбор вопросов можно вести и в течение встречи, передавая герою наиболее интересные.
  • Эмоциональная партитура бенефиса. Разработка сценария должна учитывать колебания эмоций и управлять настроением в зрительном зале. Начинать лучше с яркого эмоционального момента, затем предусмотреть два эмоциональных пика и большую эмоциональную точку в финале. В качестве одного из пиков может быть поздравление от имени руководителя органа управления образования с цветами, памятным подарком и т.п.

Восьмой шаг. Подготовка зрелища включает массу организационных вопросов:

  • Подбор ведущих, подбор и просмотр творческих номеров;
  • Подготовка помещений (зрительный зал, секретные комнаты, где будут находиться неожиданные гости, небольшой фуршет после окончания);
  • Телефонные контакты со всеми участниками бенефиса, уточнение дат приезда, составление графика движения транспорта;
  • Подготовка визуальных материалов (оцифровка фотографий, видеофильма, съемки реконструкций с участием актеров, съемка видео-интервью), изготовление увеличенных фотографий для оформления;
  • Визуальное и музыкальное оформление зала, фойе, входа, афиши;
  • Рассылка приглашений для зрителей, формирование зала;
  • Цветы, небольшие подарки-сюрпризы для участников, изготовление официального поздравительного адреса;
  • Организация репетиций с ведущими, со всеми звуковыми, цветовыми и визуальными эффектами;

Что касается проведения педагогического бенефиса, то качественная его подготовка с привлечением находчивых и остроумных организаторов, несомненно, послужит залогом успеха, и накладок в большинстве случаев вам удастся избежать.

Дальше… дальше… дальше… Как показывает опыт, после проведения бенефиса, как ни странно, возникают риски недоброжелательного отношения к бенефицианту, вызванного сложным соединением субъективного восприятия триумфа обычного человека. Поэтому очень важна позиция администрации школы, обеспечивающая не только психологическую безопасность членов своего коллектива, но и формирование долговременной традиции поддержки общественного статуса учителей в социуме.

Заключение

Невозможно передать те чувства, которые испытывает и бенефициант, и его коллеги, и гости. Все понимают, как важно выделить самое значимое в опыте педагога, показать своеобразие педагогического почерка, найти оригинальную форму проведения праздника...

Наверное, поэтому нет чего-то повторяющегося в наших педагогических бенефисах, поэтому педагогические находки бенефициантов становятся достоянием коллектива.

Путь педагога порой трудный и полный то открытий и обретений, то разочарований и потерь, но всегда - путь исканий, творчества, познания и самого себя, и своей профессии.

Бенефис - это театральное действо. Бенефициант в таком педагогическом спектакле - и сценарист, и режиссер, и актер, и критик, поэтому у каждого праздника свое лицо.

Проведение педагогических бенефисов стало красивой традицией. Ведь именно в такой нестандартной форме можно выразить педагогу искреннее признание и благодарность за его огромный вклад в воспитание и образование талантливых и успешных учеников.

Презентация

План проведения Педагогического бенефиса «Обыкновенная история»

  1. Музыкальный номер
    Выход ведущей
    Выход Бенефицианта
    Запуск игры «Секрет на миллион»
  2. Индийское кино
  3. Одинокий кораблик
    1. Видео
    2. Музыкальный номер
  4. НЛО
  5. Дерзкая
    1. Гость - выпускники.
    2. Музыкальный номер
  6. Учитель литературы
    1. Гость - профсоюзный лидер
  7. 25 лет
    1. Гость - директор
  8. Модельное агентство
    1. Видео - поздравление
    2. Гость - коллеги
  9. Муза
    1. Видеопоздравление
  10. Два крыла
    1. Музыкальный номер
    2. Гость - дети
  11. Секретный вопрос
    1. Музыкальный номер
  12. Завершение
    Ответное слово Бенефицианта