Введение
Бенефис - (от франц. Benefice - барыш, польза), «спектакль» или «театральное представление в честь одного из его участников». Это социальная технология, направленная на поддержку и развитие гражданской самоорганизации педагогов и общественности, учащихся и их родителей.
Педагогический бенефис как новая форма социально-педагогической деятельности может поддержать и укрепить престиж любого педагогического коллектива, образовательного учреждения в целом.
Далее - конкретные шаги в организации такого методического мероприятия.
Первый шаг. Инициативная группа, берущаяся за реализацию этого методического мероприятия, должна отдавать себе отчет в подлинных масштабах действа, объеме и разнообразии ресурсов, которые могут потребоваться для реализации замысла. Продумать, где и каких союзников можно найти, как привлечь всех участников данного методического мероприятия (коллеги, соратники, учащиеся, родители учащихся и др.).
Второй шаг. Выбор бенефицианта должен быть обусловлен реальным общественным признанием и сложившейся педагогической карьерой, с учетом того что выбранный педагог, должен быть психологически готов (а не тревожен по поводу выдвижения собственной кандидатуры) к такому ответственному мероприятию и понимать значение педагогического бенефиса для поддержания имиджа образовательного учреждения и решения корпоративных задач.
Третий шаг. Это уже подготовка к событию. Бенефис относится к разряду представлений, т.е. организация пространства в них предполагается ярко выраженный центр внимания (сцена), а характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями.
Бенефис как форма, представление, зрелище состоит из таких основных элементов, как «демонстрация», «ритуал» и «диалог» (беседа). По контексту бенефис близок к задушевному разговору, воспоминанию и в то же время к юбилею. На телевидении можно обнаружить своего рода телеаналоги бенефиса: «Встречи на Моховой», «Женский взгляд», «От всей души», «Пока все дома», «Секрет на миллион». В телепередаче «От всей души» хорошо было бы позаимствовать человечность, чтобы сопереживание вызвало у зрителей искренние слезы умиления событиями жизни бенефицианта. Из «Встреч на Моховой» можно попытаться перенести в бенефис атмосферу разговора между главным героем и зрительской аудиторией, состоящей из заинтересованных и осведомленных людей. Другая передача - «Женский взгляд» дает возможность использовать идею монологического рассказа о человеке, пусть достаточно субъективного, но тактичного и заинтересованного, располагающего гостя программы к искренности и откровенности.
Еще один нужный контекст - то, как, в какой манере главный герой делится своим жизненным опытом, секретами профессионального мастерства, рассказывает о годах учебы, начале своей карьеры, жизненных испытаниях, о взлетах и падениях, отвечают на вопросы приглашенных гостей и/или зрителей.
В целом же «Педагогический бенефис» - это портрет педагога, обыкновенного и необыкновенного, со своими увлечениями, трудностями и радостями. Содержательная конструкция предполагает ретроспективный порядок «историй» судьбы героя бенефиса или набор рассказов о разных сферах его жизни. Таких историй, своего рода законченных блоков, может быть семь-десять, например:
- Родительский дом;
- Студенческая жизнь;
- Начинающий педагог;
- Молодость, друзья;
- Первый выпуск;
- Любовь, замужество (женитьба);
- Наставничество, молодые коллеги;
- Дети и внуки;
- Признание.
Отбор историй осуществляется на основе оценки значимости для педагога событий, интересной фабулы и позитивного финала. Украшением бенефиса могут стать истории с интригующим началом, драматическими моментами.
Четвертый шаг - это представление эскиза будущего действа, который строится вокруг общей идеи. Сама по себе идея может нести сюжет, который определяет весь ход представления.
В нашем случае идеей - сюжета послужила телепрограмм «Секрет на миллион».
Пятый шаг по-своему сложный. Здесь необходима достаточно большая группа помощников, которая сможет довольно быстро собрать необходимую информацию и привлечь к участию значительное число лиц.
Шестой шаг предполагает разработку схемы и сценария встреч с потенциальными участниками бенефиса. Психологически эти встречи весьма тонкая материя, здесь есть целый ряд опасностей и рисков. Поэтому следует четко сформулировать вопросы, просчитать подводки к самым важным из них, всячески подчеркивая значимость и самого собеседника. Ведь исключительное внимание к герою бенефиса может утомить. Ключевой момент подготовки к педагогическому бенефису - интервью у будущего героя. К этому разговору необходимо тщательно подготовиться, сформулировать содержательные вопросы, например:
- Почему вы выбрали педагогическую профессию?
- Кто из вузовских преподавателей произвел на вас наибольшее впечатление? Вспомните события, связанные с этим.
- Кто был самый трудный ваш учащийся?
- Чем закончилась история ваших отношений?
Выстраивая интервью, важно уточнить те темы, касаться которых будущий герой бенефиса не хотел бы. Эффективность интервью можно повысить за счет показа фотографии из личного архива, в результате возникнут непосредственные вопросы и воспоминания.
Седьмой шаг - собственно написание сценария. Сложность этого этапа в том, что членами инициативной группы собран огромный массив информации, и каждого из них нужно обязательно выслушать, соединив и сопоставив их непосредственные впечатления. Сценарий предполагает следующее.
- Разнообразие элементов представления. Сценарий целесообразно рассчитать на 60-90 минут, важно не переусердствовать с каждым блоком, они должны быть лаконичными, такими же лаконичными и яркими должны быть и творческие номера. Номеров должно быть не больше пяти, вместе они поддерживают структуру всего действа, поскольку содержательные блоки расположатся между номерами.
- Интерактивный характер бенефиса. Чрезвычайно важным представляется обеспечить диалоговый характер, т.е. предусмотреть в сценарии три-четыре ситуации, когда герой будет отвечать на вопросы. Можно использовать вопросы, поступившие от учащихся, их родителей, коллег, администрации. Сбор вопросов можно вести и в течение встречи, передавая герою наиболее интересные.
- Эмоциональная партитура бенефиса. Разработка сценария должна учитывать колебания эмоций и управлять настроением в зрительном зале. Начинать лучше с яркого эмоционального момента, затем предусмотреть два эмоциональных пика и большую эмоциональную точку в финале. В качестве одного из пиков может быть поздравление от имени руководителя органа управления образования с цветами, памятным подарком и т.п.
Восьмой шаг. Подготовка зрелища включает массу организационных вопросов:
- Подбор ведущих, подбор и просмотр творческих номеров;
- Подготовка помещений (зрительный зал, секретные комнаты, где будут находиться неожиданные гости, небольшой фуршет после окончания);
- Телефонные контакты со всеми участниками бенефиса, уточнение дат приезда, составление графика движения транспорта;
- Подготовка визуальных материалов (оцифровка фотографий, видеофильма, съемки реконструкций с участием актеров, съемка видео-интервью), изготовление увеличенных фотографий для оформления;
- Визуальное и музыкальное оформление зала, фойе, входа, афиши;
- Рассылка приглашений для зрителей, формирование зала;
- Цветы, небольшие подарки-сюрпризы для участников, изготовление официального поздравительного адреса;
- Организация репетиций с ведущими, со всеми звуковыми, цветовыми и визуальными эффектами;
Что касается проведения педагогического бенефиса, то качественная его подготовка с привлечением находчивых и остроумных организаторов, несомненно, послужит залогом успеха, и накладок в большинстве случаев вам удастся избежать.
Дальше… дальше… дальше… Как показывает опыт, после проведения бенефиса, как ни странно, возникают риски недоброжелательного отношения к бенефицианту, вызванного сложным соединением субъективного восприятия триумфа обычного человека. Поэтому очень важна позиция администрации школы, обеспечивающая не только психологическую безопасность членов своего коллектива, но и формирование долговременной традиции поддержки общественного статуса учителей в социуме.
Заключение
Невозможно передать те чувства, которые испытывает и бенефициант, и его коллеги, и гости. Все понимают, как важно выделить самое значимое в опыте педагога, показать своеобразие педагогического почерка, найти оригинальную форму проведения праздника...
Наверное, поэтому нет чего-то повторяющегося в наших педагогических бенефисах, поэтому педагогические находки бенефициантов становятся достоянием коллектива.
Путь педагога порой трудный и полный то открытий и обретений, то разочарований и потерь, но всегда - путь исканий, творчества, познания и самого себя, и своей профессии.
Бенефис - это театральное действо. Бенефициант в таком педагогическом спектакле - и сценарист, и режиссер, и актер, и критик, поэтому у каждого праздника свое лицо.
Проведение педагогических бенефисов стало красивой традицией. Ведь именно в такой нестандартной форме можно выразить педагогу искреннее признание и благодарность за его огромный вклад в воспитание и образование талантливых и успешных учеников.
План проведения Педагогического бенефиса «Обыкновенная история»
- Музыкальный номер
Выход ведущей
Выход Бенефицианта
Запуск игры «Секрет на миллион» - Индийское кино
- Одинокий кораблик
- Видео
- Музыкальный номер
- НЛО
- Дерзкая
- Гость - выпускники.
- Музыкальный номер
- Учитель литературы
- Гость - профсоюзный лидер
- 25 лет
- Гость - директор
- Модельное агентство
- Видео - поздравление
- Гость - коллеги
- Муза
- Видеопоздравление
- Два крыла
- Музыкальный номер
- Гость - дети
- Секретный вопрос
- Музыкальный номер
- Завершение
Ответное слово Бенефицианта