Цель. Познакомить детей с историей создания книжки. Закрепление знаний детей о книге.
Задачи.
- Образовательные: уточнить знания детьми сказок и книг, стихотворений. Обогащать речь детей пословицами.
- Развивающие: развивать речь и коммуникативные навыки детей, эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление.
- Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к книге, умение сопереживать.
Интегрируемые образовательные области.
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание книг, иллюстраций, чтение и ремонт книг, отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок о книгах, инсценировка сказок.
Материал:
- сундучок с запиской-загадкой,
- телеграмма,
- книги (Веселая и Грустная),
- картинки к книгам: «Три поросенка», «Муха-Цокотуха», «Кот в сапогах», «Маша и медведь», «Теремок»;
- картинки «История создания книжек»,
- скотч, ножницы,
- запись мелодии «В гостях у сказки».
Ход НОД
Воспитатель обращает внимание детей на красивый сундучок и предлагает подумать, что там может быть?
Воспитатель. Как вы думаете, что может находиться в этом сундучке?
Ответ детей.
Воспитатель. Давайте посмотрим, что в нем! (Звучит мелодия «В гостях у сказки»)
Воспитатель. В сундучке находится записка - загадка, послушайте, попробуй те отгадать о чем они?
1.
Я все знаю, всех учу.
Я сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
Что это, как вы думаете?
2.
Не куст, а с листочками,
Не человек, а рассказывает?
Ответ детей.
Воспитатель. Правильно, молодцы - это книга!
Не желают жить без книжки,
И девчонки, и мальчишки.
Книга - верный, книга - первый,
Книга - лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки,
Все ребята говорят!
(Показ книги)
Воспитатель. Как вы думаете, о чем пойдет речь?
Ответы детей.
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем говорить о книге, о бережном отношении к ней. Часто говорят: «Книги - наши друзья». Почему считают книгу другом?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, книги рассказывают нам о земле, о жизни детей, знакомят нас с миром природы. Из книг мы узнаем много интересного, нового. Читая книги, мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки. Послушайте, как об этом говорят пословицы:
- «Возьми книгу в руки - не будет скуки»;
- «Если книги все читать - будем многое мы знать».
Физкультминутка «Теремок»
В чистом поле теремок
Был не низок, ни высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой - подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк - зубами щёлк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
(Стук в дверь, принесли телеграммы)
Воспитатель. Дорогие ребята! На наш адрес поступили телеграммы, но вот беда, телеграммы не подписаны, надо назвать название книги по прочитанной телеграмме, и она появится на нашей полке.
(Зачитываются телеграммы)
1.
Носик круглый пятачком,
Хвостик маленький крючком.
Братья дружные те были,
Злого волка победили.
Вы ответь мне, ребята,
Эти братья …(Поросята)
Воспитатель. Ребята, а как называется сказка («Три поросенка»).
2.
В этой книжке именины,
Много в ней гостей.
А на этих именинах,
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Рыцарь голову срубил. (Муха-Цокотуха)
3.
Девочка в корзинке
За спиной сидит,
Пирожки с корзинки
Кушать не велит. (Маша и медведь)
4.
Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут,
Хором песенки поют.
Отвечай скорей, дружок,
Это сказка… (Теремок)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы правильно назвали книги, и они появились на нашей полке.
Подвижная игра: «Повторяйте все за мной»
(Звучит мелодия «В гостях у сказки»)
Сундучок что-то нам сообщить хочет, давайте откроем! Что это за картинки?
Ответы детей. «Грустная книга и Веселая книга».
Воспитатель. Может где-то у нас есть такие книги с таким картинками, давайте посмотрим. В библиотечном уголке висят обозначения Веселой и Грустной книги. Обращаю внимание детей на Грустную книжку. Ребята, с книгой случилась беда. Как вы думаете, какая беда могла с ней приключиться?
Ответы детей.
Воспитатель. А вы знаете, ребята, чем мы можем помочь Грустной книге?
Ответы детей.
Воспитатель. Книги тоже умеют разговаривать и плакать, но лишь тогда, когда мы их не слышим. В мире много сказок грустных и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них.
Воспитатель. Ребята, послушайте басню.
Басня «Две книжки»
Однажды встретились две книжки, разговорились меж собой.
Веселая книга:
Ну, как твои делишки?
Одна спросила у другой.
Грустная книга:
Ох, милая, мне стыдно,
Хозяин мой обложки вырывал,
Да, что обложки, оборвал листы,
Из них он делает кораблики, плоты и голубей,
Боюсь, листы пойдут на змей.
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
Веселая книга:
Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Всегда любили все меня,
Пока не вымыв чисто руки,
Меня не брали никогда.
Меня не рвали. Не трепали.
А только берегли, читали!
Воспитатель. Ребята, как надо относиться к книгам? Как нужно беречь книги? Для чего нужны книги?
Ответы детей.
Воспитатель.
На полках книги в ряд стоят,
Бери, смотри, читай и много знай!
Но книгу, ты, не обижай!
Воспитатель. Давайте будем вежливы, аккуратны, бережливы к любым книгам, поскольку без них мы не сможем узнать и увидеть ничего нового, интересного, полезного. Ребята, а чем мы можем помочь Грустной растрепанной книжке?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, надо починить книжку. Что нам для этого нужно?
Ответ детей.
Воспитатель. Давайте ее починим, чтобы она не плакала и не грустила.
(С помощью нескольких ребят «ремонтируем книгу»)
Воспитатель. Ребята, смотрите, наша книжка снова улыбается, т.к. она снова стала как новая. Вы большие молодцы! Но это книжка не простая, а волшебная и она нам сейчас расскажет как же появляются книжки.
(Показ иллюстраций как и из чего делают книжки).
(Звучит мелодия «В гостях у сказки»)
Воспитатель обращает внимание на звучание мелодии из сундучка.
Воспитатель. Ребята, сундучок сказок с нами прощается и горит, что ему с нами сегодня очень понравилось.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним чем мы сегодня занимались и что узнали нового?