Выполнила:
Михайловская Е.С.,
обучающаяся 9 класса
Руководитель проекта:
Красновская А.В.,
учитель музыки
Предмет: Музыка.
Тип проекта: Исследовательский.
ВВЕДЕНИЕ
Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она непрерывно развилась. Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических контактов. Японская культура в отличие от индийской и китайской на рубеже средних веков только рождалась, поэтому повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний. Японская народная музыка прошла несколько этапов своего развития: изначально это были музыка и песни магического характера (как и у всех народов), потом на становление музыкальных жанров повлияло буддийское и конфуцианское учение. Во многом традиционная японская музыка связана с обрядовыми действами, праздниками, театральными представлениями. Из наиболее древних форм японской национальной музыки известны два жанра - это сёмё (буддийские песнопения) и гагаку (придворная оркестровая музыка). А музыкальные жанры, которые не имеют корней в древности.
Актуальность темы: современная музыка Японии не похожа на другие стили музыки других народов. Она непривычна, своеобразна и мало ознакомлена с русской национальностью.
Проблема проекта: насколько популярна японская музыка?
Цель работы: исследовать развитие музыкальной культуры Японии.
Задачи проекта:
- Знакомство с музыкой Японии и ее жанрами.
- Узнать насколько популярна японская музыка во всем мире.
Гипотеза: Современная музыка Японии сегодня известна во всём мире и интересна своей особенностью и неповторимостью.
1. Основная часть
Японская музыка состоит из огромного количества жанров, начиная с традиционных, самобытных и уникальных, до множества жанров современной музыки, вокруг которых в стране часто строится национальная сцена, уникальная, не похожая на другие страны. Японская музыка включает в себя большое количество жанров, начиная от традиционных и свойственных только самой Японии до множества жанров современной музыки, вокруг которых в стране часто строится самобытная сцена, непохожая на другие страны. Японский музыкальный рынок в 2008 году был вторым в мире по размеру после американского. Помимо традиционных инструментов и жанров, японская музыка также известна необычными инструментами вроде «поющих колодцев» и «поющих чаш». Другим отличием является то, что традиционная японская музыка основана на интервалах человеческого дыхания, а не на математическом отсчёте. Начиная с 1990-х годов, японская музыка широко известна и популярна на Западе, в первую очередь благодаря своим уникальным жанрам, таким как j-pop, j-rock и visual kei. Часто такая музыка попадает к западному слушателю через саундтреки в аниме или видеоигр, практически на каждом из разнообразных фестивалей японской культуры выступают приезжие японские группы и исполнители. Помимо традиционных инструментов и жанров, японская музыка также известна необычными инструментами вроде «поющих колодцев» и «поющих чаш». Другим отличием является то, что традиционная японская музыка основана на интервалах человеческого дыхания, а не на математическом отсчёте.
1.1. Музыка в Японской культуре
Японская музыка состоит из огромного количества жанров, начиная с традиционных, самобытных и уникальных, до множества жанров современной музыки, вокруг которых в стране часто строится национальная сцена, уникальная, не похожая на другие страны.
Так же помимо традиционных инструментов и жанров можно заметить практику исполнения музыки на необычных инструментах, таких как «поющие чаши» и «поющие колодцы».
Поющая чаша: Игра на поющих чашах представляет собой неторопливое вождение деревянного или иногда пластикового песта, по краям чаши, в результате трения рождается продолжительный, «поющий» звук, наполненный обертонами. Поющий колодец: Важной идеей суйкинкуцу является то, что инструмент скрыт и звуки возникают из-под земли. Это поражает гостей, которые приходят мыть руки. Церемония мытья рук превращается в игру на скрытом музыкальном инструменте ,может отсутствовать четкий ритм, размер и доля. В отличие от привычного нам Европейского, звукоряд построен на интервалах более близких естественным ритмам человеческого дыхания чем математическим расчетам. состоит из перевернутого, зарытого в земле кувшина, над которым располагается лужица воды. Капли воды, постепенно проникая в кувшин через отверстия в донышке, издают приятные булькающие звуки, которые формируют несложные мелодии.
1.2. Зарождение японской музыки
Несмотря на то, что музыкальная культура в Японии существует много веков, древние произведения, знания о которых основаны на письменных упоминаниях в Китайских хрониках были примитивными и однообразными. Использовался такой музыкальный инструмент, как бамбуковая флейта ямато-буэ.
В 701 году создается государственный орган, ответственный за музыку императорского двора. В это же время начинается интенсивное изучение иностранной, больше всего Китайской, а так же народной музыки, существовавшей на тот момент.
в 1872 году в школах вводится обучение пению в европейской манере, а в 1887 году открылась Токийская музыкальная школа. Первым звонком к появлению будущего жанра, был успех песни под названием Песня Катюши, написанная композитором Симпэем под влиянием романа «Воскресение» Льва Николаевича Толстого. Впервые композиция была исполнена певицей Мацуи в 1914 году и в то время стала чрезвычайно популярной, было продано более 20 000 пластинок с ней. По мнению некоторых исследователей, это была первая «западная» песня в японской музыке.
Популярность песни дала толчок интереса к западной музыке, и к 1937 году жанр становится самым популярным в стране. До этого, ещё в 1934 году формируется японская опера.
В это время, друг за другом появляются новые имена на музыкальной сцене Японии, а композиторы всё больше начинают интересоваться иностранными жанрами, среди которых самым популярным тогда был джаз.
1.3. Традиционные инструменты
- Строй «ё»
Звуковой строй «ё» является традиционной и основополагающей для японской традиционной музыки ,в наше время звукоряд «ё» обычен и для народной музыки.
- Сямисэн - это японский струнный инструмент, на котором играют плектром. Сямисэн - один из самых популярных японских инструментов благодаря своему характерному звучанию
- Кото - японский национальный струнный инструмент, произошёл от китайского инструмента под названием гучжэн, после того как тот попал в Японию из Китая.
- Фуэ (дословно, «флейта, дудка, свисток») - семейство японских флейт. Фуэ обычно обладают высоким звучанием и изготавливаются из бамбука
- Тайко - это семейство барабанов, используемых в Японии, Тайко обозначает «Большой барабан».
1.4. Особенности японской музыки и ее отличие от других стран
В японской национальной музыке есть свои особенности, которые отличают ее от музыкальных культур других народов.
Например, есть японские народные музыкальные инструменты - поющие колодцы. Такое мы не встретим у нас в России. В японской музыке может постоянно меняться ритм и темп, а также отсутствовать размер. В народной музыке страны Восходящего Солнца совершенно иные понятия интервалов, они необычны для европейского слуха. Для японской народной музыки характерна максимальная приближенность к звукам природы, стремление к простоте и чистоте. Это не случайно: японцы стараются преподнести, и показать прекрасное в обычных вещах.
Перелом начал наступать где-то в конце 1980-х. Новые исполнители, используя прогрессивные западные музыкальные технологии и знание особенностей национального японского менталитета, начали на равных конкурировать с американскими исполнителями, постепенно вытесняя их с массового рынка. Фактически, к началу 1990-х японские группы завоевали популярность не только в самой Японии, но и начали продвижение на всю Юго-Восточную Азию, покоряя своим мастерством все новые и новые страны.
2.1. Саундтреки к аниме и компьютерным играм
Япония широко известна саундтреками к японской мультипликации и компьютерным играм. Такие композиторы как Юдзо Косиро, Такэси Абэ известны своими работами в этом жанре, а также участием в истории развития звука в играх вообще. Саундтреки были распроданы по всей Японии тиражом более 100 000 копий. Помимо этого, к написанию музыки к играм могут привлекаться известные музыканты, или даже создаваться отдельные группы.
2.2. Современная музыка Японии
J-pop как явление уходит корнями в джазовую музыку, которая стала популярной в течение раннего периода Сёва. Джаз принёс множество музыкальных инструментов, ранее использовавшихся для исполнения классической музыки, военных маршей, бывших в диковинку для слуха японцев, добавив элемент «веселья» в японскую музыкальную сцену тех лет. Как результат, Онгаку Кисса, музыкальные кафе, стали популярной площадкой для исполнения живой джазовой музыки.
J-Rock (дзейрокку, японский рок) - обобщающее название для направлений рок-музыки, распространённых в Японии. Существенный подъём этого направления начался на волне популярности метал-группы X-Japan. Она появилась в середине 1980-х годов, когда вся музыкальная индустрия Японии переживала существенный подъём. В своей музыке X-Japan используют не только традиционные роковые инструменты, но и другие, например, скрипку, фортепиано. Большое влияние хард-рок оказал и на коллектив BUCK-TICK, участники которого наравне с X-Japan начали использовать грим и первые показали в клипе популярный сейчас фан-сервис.
Visual ke (Видзюару кэй, «визуальный стиль», «Вижуал-кэй») - жанр японской музыки, возникший на базе J-Rock'а в результате смешения его с глэм-роком, металом и панк-роком в 1980-х годах. Visual kei буквально означает «визуальный стиль». Так называется направление в японской рок-музыке, выделяющееся использованием макияжа, сложных причёсок, ярких костюмов и часто андрогинной эстетики.Суть стиля visual kei состоит в том, чтобы донести часть души и своего таланта не только через музыку, но и через внешний вид: музыка и внешний вид объединяются и несут общий смысл, шокируя и привлекая таким образом слушателей. Центральное место в эстетике Visual kei занимает андрогинный идеал человека. С точки зрения японца, женственный мужчина, пользующийся макияжем, не гей, а как раз наоборот - дамский угодник. Вокруг visual kei сформировалась субкультура, движущей силой которой явилось ядро фанаток групп этого направления, использовавших имидж любимых музыкантов: в большинстве своём - мужчин, которые, в свою очередь, использовали женские макияж и одежду.
Японский ска в основном представляет собой ska третьей волны, смешанный с металом, фанком, фолк-музыкой, панком или кантри. Самым известным японским ска-коллективом является Tokyo Ska Paradise , который был образован в 1980-х годах и добился большой популярности в Европе и США благодаря своей необычности для слушателя этих регионов особое влияние японойз имеет в Америке. Японойз - это очень радикальная субкультура, среди которой, часто можно встретить людей увлекающихся садомазохизмом, скатологией, половой анатомией, пытками, порнографией, футуристами и дадаистами, всевозможных уродствах и патологиях, а выступления японойз-музыкантов иногда сопровождаются насилием и заканчиваются погромами.
Японский хип-хоп. Несмотря на популярность жанра в Японии, хип-хоп - относительно молодой жанр на японской сцене. Ещё в 80-х существовало заблуждение, что японский язык невозможно рифмовать под тот ритм, что задают американские рэперы. В то же время критики отмечают открытость японской хип-хоп сцены для новых людей и инноваций.
Специфика японской музыкальной индустрии. В японской поп-культуре идол - молодая медиа-персона, идеал и недосягаемый предмет любви неистовых поклонников. Термин подразумевает невинную привлекательность, способность вызывать восхищение и влюблять в себя; образ коммерционализирован японскими кастинг-агентствами, проводящими конкурсные отборы юношей и девушек. Чистота и непосредственность - качества, которые вызывают обожание японской публики. Существует также мнение, что идолы представляются японцам как сестрёнки, как милые девочки, живущие по соседству. Идолы должны быть идеальными примерами для молодого поколения.
Заключение
В Японии много исполнителей. У них разнообразные жанры музыки и своя история возникновения их. Благодаря этому проекту я смогла попутешествовать по Японии и узнать многое об истории музыки Японии. Традиционная музыка Японии сформировалась под влиянием Китая, Кореи и других стран Юго-Восточной Азии. Те формы музыки, которые существовали в Японии до вторжения соседних традиций, практически не сохранились. Поэтому японскую музыкальную традицию смело можно считать синтезом всех проникавших в нее явлений, которые со временем приобрели уникальные национальные черты.
Задача искусства - преклонение перед природой, задача музыки - стать частью окружающего мира. Поэтому композиторская мысль подчинена не выражению идеи, а передаче состояний и природных явлений.
В японской современной музыке может постоянно меняться ритм и темп, а также отсутствовать размер.
В народной музыке страны Восходящего Солнца совершенно иные понятия интервалов, они необычны для европейского слуха. Для японской народной музыки характерна максимальная приближенность к звукам природы, стремление к простоте и чистоте. Это не случайно: японцы умеют показать прекрасное в обычных вещах.
Приложения
- https://page.maple4.ru/inoe/stati/interesnoe/4014-istoriya-yaponii-s-samogo-nachala.html
- https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.f153f683-620db1d1-2e51fdbc-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Classical_Japan
- https://imaman.ru/istoriya/drevnyaya-yaponiya.html
- https://galitravel.ru/istoriya-vozniknoveniya-yaponii/
Список литературы
- Есипова М.В. Традиционная японская музыка. Энциклопедия. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. - 296 с. - ISBN 978-5-9551-0597-0.
- Катасонова Е.Л. Японцы в реальном и виртуальном мирах: Очерки современной японской массовой культуры. - М.: Восточная литература, 2012. - 357 с. - ISBN 978-5-02-036522-3.
- Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX в. / В.Конен; [Рос. ин-т искусствознания]. - М.: Музыка, 1994. - 157, [3] с.; 22 см. - ISBN 5-7140-0407-8
- Япония: свет и тени = Japan: light and shadows / Центр по изучению современной Японии, Японский фонд; [отв. ред.: И.П.Лебедева, С.Б.Маркарьян]. - Москва: Восточная лит., 2008. - 237, [1] с.: табл.; 21 см. - ISBN 978-5-02-036376-2