Цель:
- обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
- развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
- формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных;
- расширять знания детей об окружающей действительности.
Ресурсы: интерактивная доска, слайдовый материал.
Интеграция: русский язык, литература (НРК), ИЗО, окружающий мир.
Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, работа в парах.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Дополнительный материал |
|
1. Мотивация учебной деятельности |
|||
Мы сегодня снова будем писать,
- Сегодня на уроке мы обобщим знания об имени прилагательном, поговорим об изменениях в природе весной.
|
Учащиеся готовятся к работе. |
Слайд 1 |
|
Весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром весну называют «утром года». Поэты посвятили ей немало стихотворных строк. Вот отрывок из стихотворения «Весна» Коста Хетагурова:
…Широким бархатным ковром,
- А вы знаете, что Коста Хетагуров был явлением неповторимым по силе разнообразных талантов? Он был мастером и в области живописи. Именно он положил начало реалистической живописи в Осетии… |
«УАЛДЗАГ»
НРК
|
Слайд 2
|
|
- Знакомство с текстом.
…тшумела злая вьюга,
|
Учащиеся выписывают в тетрадь нужные слова, объясняют выбор орфограммы на доске, вписывая маркером буквы (самостоятельная работа с последующей проверкой на доске.) Учащиеся записывают в тетрадь слова, которые помогают описать эту девушку (например, молодая, яркая, цветущая и т.д), затем зачитывают их вслух.
|
Слайд 3
|
|
Не только поэты, но и художники воспевали весну. Иногда её изображали в виде девушки. Опишите её. |
|
Слайд 4-6 |
|
2. Актуализация опорных знаний. Обобщение и закрепление пройденного материала |
|||
- Слова, какой части речи помогли вам передать своеобразие весны? | Имена прилагательные. | ||
- Что вы знаете об имени прилагательном?
Какова роль прилагательных в речи? |
Учащиеся формулируют правило, которое последовательно появляется на доске.
|
||
Перед вами текст. Я люблю край. Наступила весна. Пригрело солнышко, растопило лёд. Появились цветы. Вот виднеются головки мать-и-мачехи. Нужно сохранять и оберегать эти вестники весны. |
|||
- Можно ли его назвать текстом - описанием?
- Добавим в текст имена прилагательные. |
Много прилагательных в текстах - описаниях. Дети делают выводы, которые сводятся к тому, что в тексте не хватает имён прилагательных. |
||
Я люблю (родная) край. Наступила (ранний) весна. Пригрело (ласковый) солнышко, растопило (хрупкая) лед. Появились (весенний) цветы. Вот виднеются (золотистый) головки мать-и-мачехи. Нужно сохранять и оберегать эти (прелестные) вестники весны. - Прочитайте текст, добавив имена прилагательные. Наш текст стал красивым? Как нужно изменить имена прилагательные, чтобы текст стал созвучным? |
Учащиеся делают вывод, что нужно согласовать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.
Дети по цепочке с комментированием работают у доски и в тетради. |
||
- Выпишите из текста имена прилагательные вместе с именами существительными, с которыми они согласуются, изменив окончания имён прилагательных. Объясните выбор окончаний имён прилагательных. |
родной край (м.р., ед.ч.)
ранняя весна (ж.р., ед.ч.) ласковое солнышко (ср.р., ед.ч.) хрупкий лёд (м.р., ед.ч.) весенние цветы (мн.ч.) золотистые головки (мн.ч.) прелестные вестники (мн.ч.) |
||
- Мы согласовали имена прилагательные с именами существительными, прочитаем, что у нас получилось. | Дети читают полученный текст. | ||
- Выпишите из текста второе предложение. Выполните синтаксический разбор данного предложения. |
Учащиеся записывают предложение в тетрадь и выполняют синтаксический разбор, 1 ученик комментирует разбор у доски.
Наступила ранняя весна. |
||
Допишите ещё 2-3 предложения, чтобы у вас получился связный текст. Назовите имена прилагательные, которые были использованы в вашем тексте. |
Учащиеся самостоятельно записывают предложения, затем зачитывают вслух. |
|
|
Физкультминутка |
|||
Мы немножко отдохнём,
|
|
||
- Ребята, а о каком вестнике весны говорилось в нашем тексте?
- Как вы думаете, почему растение получило свое название? |
О цветке мать-и- мачеха. Учащиеся делают выводы. |
||
Мать-и-мачеха - такое название растение получило из-за своеобразия листьев. Листья у растения снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, словно руки злой мачехи. - Назовите имена прилагательные, которые помогли нам описать данное растение. |
Сведения о растении.
Учащиеся называют имена прилагательные: пушистые, мягкие, холодные. |
Слайд 12 |
|
3. Работа со словарем |
|||
Используя «Словарь синонимов», который есть у вас на столах, подберите синонимы к данным именам прилагательным
|
Учащиеся работают в парах. Самостоятельная работа с последующим зачитыванием вслух выбранных вариантов.
|
Слайд 13 |
|
4. Самостоятельная работа учащихся (ТЕСТ) |
|||
А ещё одного вестника весны вы сможете отгадать, если правильно выполните тест.
А что такое или кто такой хохлатка? |
Самостоятельное выполнение теста.
Учащиеся называют слово, которое получилось в рамочке в результате выполнения теста. Учащиеся высказывают своё мнение. |
Приложение к уроку
Слайд 14 |
|
Хохлатка - это растение - первоцвет с чудесными сиреневыми цветами, собранными в густую кисть. Присмотришься - у каждого цветочка длинный вырост, словно хохолок. Отсюда и название растения. |
Сведения о растении.
|
Слайд 15 |
|
5. Беседа о весенних цветах |
|||
Очень трудно представить нашу жизнь без цветов. Но, к сожалению, многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. Не стоит губить растения из-за нескольких дней красоты. Недаром в народе говорят: «к красоте можно прикасаться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!» |
|
Слайд 16 |
|
6. Рефлексия урока, самооценка деятельности учащихся |
|||
Вот и подошел к концу наш урок.
|
Учащиеся оценивают свои знания по теме и поднимают смайлики красного, зелёного или жёлтого цвета.
|
Слайд 17 |