Обобщение знаний об имени прилагательном на материале "Весенние изменения в природе"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, Имя прилагательное, имя прилагательное как часть речи


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель:

  • обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
  • развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
  • формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных;
  • расширять знания детей об окружающей действительности.

Ресурсы: интерактивная доска, слайдовый материал.

Интеграция: русский язык, литература (НРК), ИЗО, окружающий мир.

Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, работа в парах.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дополнительный материал

1. Мотивация учебной деятельности

Мы сегодня снова будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

- Сегодня на уроке мы обобщим знания об имени прилагательном, поговорим об изменениях в природе весной.

Учащиеся готовятся к работе.

Слайд 1

Весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром весну называют «утром года». Поэты посвятили ей немало стихотворных строк.

Вот отрывок из стихотворения «Весна» Коста Хетагурова:

…Широким бархатным ковром,
Взор ласково маня,
Под ярким голубым шатром
Раскинулись поля…

- А вы знаете, что Коста Хетагуров был явлением неповторимым по силе разнообразных талантов? Он был мастером и в области живописи. Именно он положил начало реалистической живописи в Осетии…

«УАЛДЗАГ»

НРК
(об этом поговорим на уроке литературного чтения)

Слайд 2

- Знакомство с текстом.
Вставьте в стихотворение пропущенные буквы, объясните орфограммы.

…тшумела злая вьюга,
Стала ноч… к…роче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли пад…ют, звеня.
Ул…глись в п…лях м…тели
В св…и белые постели,
И в…сна идёт повсюду,
Гонит зиму со дв…ра.
(Г.Ладонщиков)

Учащиеся выписывают в тетрадь нужные слова, объясняют выбор орфограммы на доске, вписывая маркером буквы (самостоятельная работа с последующей проверкой на доске.)

Учащиеся записывают в тетрадь слова, которые помогают описать эту девушку (например, молодая, яркая, цветущая и т.д), затем зачитывают их вслух.

Слайд 3

Не только поэты, но и художники воспевали весну. Иногда её изображали в виде девушки. Опишите её.

Слайд 4-6

2. Актуализация опорных знаний. Обобщение и закрепление пройденного материала

- Слова, какой части речи помогли вам передать своеобразие весны? Имена прилагательные.
- Что вы знаете об имени прилагательном?
Какова роль прилагательных в речи?

Учащиеся формулируют правило, которое последовательно появляется на доске.

Перед вами текст.

Я люблю край. Наступила весна. Пригрело солнышко, растопило лёд. Появились цветы. Вот виднеются головки мать-и-мачехи. Нужно сохранять и оберегать эти вестники весны.

- Можно ли его назвать текстом - описанием?
- Добавим в текст имена прилагательные.

Много прилагательных в текстах - описаниях.

Дети делают выводы, которые сводятся к тому, что в тексте не хватает имён прилагательных.

Я люблю (родная) край. Наступила (ранний) весна. Пригрело (ласковый) солнышко, растопило (хрупкая) лед. Появились (весенний) цветы. Вот виднеются (золотистый) головки мать-и-мачехи. Нужно сохранять и оберегать эти (прелестные) вестники весны.

- Прочитайте текст, добавив имена прилагательные. Наш текст стал красивым? Как нужно изменить имена прилагательные, чтобы текст стал созвучным?

Учащиеся делают вывод, что нужно согласовать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.

Дети по цепочке с комментированием работают у доски и в тетради.

- Выпишите из текста имена прилагательные вместе с именами существительными, с которыми они согласуются, изменив окончания имён прилагательных. Объясните выбор окончаний имён прилагательных. родной край (м.р., ед.ч.)
ранняя весна (ж.р., ед.ч.)
ласковое солнышко (ср.р., ед.ч.)
хрупкий лёд (м.р., ед.ч.)
весенние цветы (мн.ч.)
золотистые головки (мн.ч.)
прелестные вестники (мн.ч.)
- Мы согласовали имена прилагательные с именами существительными, прочитаем, что у нас получилось. Дети читают полученный текст.
- Выпишите из текста второе предложение. Выполните синтаксический разбор данного предложения. Учащиеся записывают предложение в тетрадь и выполняют синтаксический разбор, 1 ученик комментирует разбор у доски.
Наступила ранняя весна.

Допишите ещё 2-3 предложения, чтобы у вас получился связный текст. Назовите имена прилагательные, которые были использованы в вашем тексте.

Учащиеся самостоятельно записывают предложения, затем зачитывают вслух.

Физкультминутка

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки вниз, на пояс, вверх -
Нам сопутствует успех.
Руки в стороны, вперёд -
Нас ещё работа ждёт.

- Ребята, а о каком вестнике весны говорилось в нашем тексте?
- Как вы думаете, почему растение получило свое название?

О цветке мать-и- мачеха.

Учащиеся делают выводы.

Мать-и-мачеха - такое название растение получило из-за своеобразия листьев. Листья у растения снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, словно руки злой мачехи.

- Назовите имена прилагательные, которые помогли нам описать данное растение.

Сведения о растении.

Учащиеся называют имена прилагательные: пушистые, мягкие, холодные.

Слайд 12

3. Работа со словарем

Используя «Словарь синонимов», который есть у вас на столах, подберите синонимы к данным именам прилагательным
1 ряд - пушистые,…
2 ряд - мягкие,…
3 ряд - холодные,…

Учащиеся работают в парах. Самостоятельная работа с последующим зачитыванием вслух выбранных вариантов.

Слайд 13

4. Самостоятельная работа учащихся (ТЕСТ)

А ещё одного вестника весны вы сможете отгадать, если правильно выполните тест.
- Какое слово у вас получилось?

А что такое или кто такой хохлатка?

Самостоятельное выполнение теста.
Учащиеся называют слово, которое получилось в рамочке в результате выполнения теста.
Учащиеся высказывают своё мнение.

Приложение к уроку

Слайд 14

Хохлатка - это растение - первоцвет с чудесными сиреневыми цветами, собранными в густую кисть. Присмотришься - у каждого цветочка длинный вырост, словно хохолок. Отсюда и название растения.

Сведения о растении.

Слайд 15

5. Беседа о весенних цветах

Очень трудно представить нашу жизнь без цветов. Но, к сожалению, многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. Не стоит губить растения из-за нескольких дней красоты. Недаром в народе говорят: «к красоте можно прикасаться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

Слайд 16

6. Рефлексия урока, самооценка деятельности учащихся

Вот и подошел к концу наш урок.
И мне хотелось бы знать, как вы усвоили тему «Имя прилагательное».
Для этого я попрошу вас оценить себя и поднять смайлики:
- смайлик красного цвета, если вами тема понята настолько, что вы уже сможете помочь другим;
- зелёного цвета - если вы хорошо поняли тему;
- жёлтого цвета - если вы ещё нуждаетесь в закреплении.

Учащиеся оценивают свои знания по теме и поднимают смайлики красного, зелёного или жёлтого цвета.

Слайд 17

Тест по теме «Имя прилагательное»