Цель:
- Закрепление с детьми культурно-гигиенических навыков.
- Показать педагогам, что дети освоили культурно-гигиенические навыки, которые необходимо знать воспитанника младшей группы ДОО.
Проблемная ситуация: Дети получают письмо от бабушки Федоры, в котором говорится, что он неё ушли мебель, посуда, топоры и просит детей помочь ей, подсказать, что нужно сделать, чтобы посуда и мебель вернулись.
Дети сидят на стульях.
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принес письмо, в котором кроме самого писима были ещё и фотографии. Посмотрите, вот они. Как вы думаете, кто изображен на этих фотографиях? (Ответы детей. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель задает наводящие вопросы). Правильно, это бабушка Федора. А как вы догадались? (Воспитатель обсуждает с детьми картинку с изображением бабушки Федоры).
Так вот послушайте, о чём пишет нам Федора: «Дети, горе-то у меня какое:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Села бы Я за стол,
Да стол за ворота ушел.
Сварила бы Я щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой горе мне, горе!
Дети, подскажите, как мне быть, как посуду воротить?»
Ребята, поможем бабушке Федоре? (Да). А как вы думаете, почему от Федоры все ушли (и посуда, и мебель, и утюги, и топоры).
- Какая Федора? (Неопрятная, чумазая, растрёпанная).
- Как Федора обращалась с посудой? (Не мыла, била).
- Какая у неё комната? (Грязная, не убранная, кругом всё валяется и много пыли).
После ответов детей воспитатель подводит итог. Как же мы можем помочь бабушке Федоре? (Воспитатель выслушивает ответы детей). Давайте подскажем ей, как всё исправить. Расскажем, что
- нельзя лениться;
- по утрам нужно умываться и делать зарядку;
- следить за своей одеждой, чтобы она была чистой и опрятной;
- убираться в комнате, аккуратно обращаться с вещами.
Вы же знаете, как всё это делать? Давайте и Федору научим.
Начнём! Первым делом, расскажем Федоре, что нельзя лениться. А лучше всего прогоняет лень ЗАРЯДКА. Зарядка придает нам сил и бодрости. После зарядки сразу хочется заняться делами. Начнём с зарядки.
1. Зарядка
Музыкальная физкультминутка «Солнышко лучистое».
Молодцы! Бабушка Федора была ленивая. А теперь, с вашей помощью, она будет знать, что с утра нужно сделать бодрую зарядку и с легкость приниматься за дела.
2. Умывание
А теперь переходим к водным процедурам. (Дети садятся на стульчики).
Воспитатель. Попробуйте отгадать загадки:
У каждого в ванной
Есть хитрая штука:
Отмоет от грязи
И тело, и руки.
Смотри, чтобы в глаз
Оно не попало.
Защиплет, тогда
Не покажется мало! (Мыло)Кто считает зубы нам
По утрам и вечерам? (Зубная щетка)Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)С волосами я дружу,
Их в порядок приводу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня … РасческаБывает в кусочках,
Бывает в бутылках,
Важней его нет
При мытье и при стирках. (Мыло)Ускользает как живое,
Очень юркое такое.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)Мои зубы всё белей,
Раз за разом веселей.
Она чистит зубы чётко
Кто она? (Зубная щётка)Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолком.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расческа)
По мере того как дети отгадывают загадки, воспитатель достаёт из коробки мыло, зубную щётку и расчёску. После обращается к детям: Скажите, для чего нужны все эти вещи? (Выслушивает ответы детей). Конечно, чтобы умываться, приводить себя в порядок. Давайте покажем, как мы умеем умываться:
Гимнастика для рук «Кран откройся…»
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза!
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся,
Мойся,
Обливайся!
Грязь, Смывайся!
Грязь, Смывайся!!!
Затем воспитатель подводит итог: Была Федора чумазая и растрепанная. Мы с вами рассказали и показали, для того чтобы к ней вернулась посуда, нужно умываться - желательно по утрам и вечерам - причёсываться, приводить себя в порядок.
3. Опрятная одежда. Правильное одевание
Воспитатель ещё раз обращает внимание детей на грязную одежду Федоры. Ребята, мы с вами знаем, что за одеждой своей надо следить. Она должна быть чистой и опрятной. А чтобы она была чистой, одежду нужно стирать, сушить и желательно еще гладить. Сейчас мы с вами попробуем показать, как это делать.
Дети делятся на 2 команды. Каждой команде выдается таз с постиранными (влажными) Федориными платочками. Их нужно развесить сушиться.
Молодцы! Справились!
Как вы думаете, если Федора у Федоры будет чистая одежда, вернется к ней посуда?
4. Правильное одевание
А ещё вы знаете, что одевать нужно не только чистую одежду, но очень важно одеваться по погоде. Что мы оденем летом? А что мы оденем зимой? Вот сколько предметов одежды зимой.
А вы умеете правильно одеваться на улицу (в нужном порядке)? А чтобы это проверить, поиграем в игру, которая называется «Гусеница».
Дидактическая игра «Гусеница»
Дети делятся на 2 команды (примерно по 9 человек). Каждой команде раздаются карточки с изображением предметов одежды.
Воспитатель: Ребята, ваша задача сложить гусеницу из отдельных звеньев. Каждое звено - какой-то предмет одежды. Вам необходимо правильно разложить предметы одежды по мере того, как вы их одеваете, собираясь на прогулку.
После того как дети выполнят задание, воспитатель предлагает проверить правильность его выполнения.
Затем воспитатель подводит итог: Чтобы посуда и все вещи вернулись, Федоре нужно привести в порядок свою одежду.
5. Культурное поведение за столом
Воспитатель спрашивает: ребята, как вы думаете, почему у Федоры вся посуда побита? Наверное она неаккуратно сидела за столом, вертелась, задевала чашки, тарелки. Они падали на пол и разбивались. Давайте научим Федору, как вести себя за столом во время еды. А для этого поиграем в игру «Правильно, не правильно».
Игра «Правильно, не правильно»
Воспитатель объясняет правила: если я называю действие, которое правильно и нужно делать за столом во время еды, вы хлопаете в ладоши. А если я назову действие, которое нельзя делать - вы топаете ногами (приводит пример).
Громко чавкать |
Пользоваться салфеткой |
Крошить хлеб |
Говорить спасибо после еды |
Разговаривать и кривляться |
Пользоваться ложкой, вилкой |
Есть из чужой тарелки |
Кусать хлеб, а не ломать |
Есть руками |
Пить из чашки |
Разговаривать с полным ртом |
Кушать молча, не разговаривать |
А теперь я хочу предложить вам еще одну игру. Называется она «Накрой стол к обеду». В этой игре мы проверим, знаете ли вы как правильно накрыть стол, что нужно нести к обеденному столу, а что будет лишним.
6. Уборка посуды
Игра «Накрой стол к обеду»
Воспитатель объясняет правила. В этой корзине много разных предметов - нужных и ненужных для обеденного стола. Ваша задача: все предметы, которые нужны - аккуратно расставить на столе. А те предметы, которые не нужны - оставить в корзине.
Ложка |
Игрушки |
Тарелка |
Книжка |
Чашка |
Подушка |
Вилка |
Карандаши |
И т.д. |
И т.д. |
После игры дети воспитатель предлагает аккуратно сложить посуду в коробку.
Воспитатель подводит итог. Молодцы, ребята. Вы сами вспомнили и Федору научили как нужно обращаться с посудой, сервировать обеденный стол, и как аккуратно её складывать, чтобы не разбить.
Давайте ещё раз вспомним, о чём мы рассказали бабушке Федоре, какие советы мы ей дали, чтобы к ней все вернулись. (Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит общий итог).
- по утрам нужно умываться и делать зарядку;
- следить за своей одеждой, чтобы она была чистой и опрятной;
- убираться в комнате, аккуратно обращаться с вещами.
Как вы думаете, вернётся к ней посуда? Конечно. Вот какая она станет.
Все молодцы, постарались помочь Федоре, научили, что нужно делать, чтобы к ней вернулись посуда, стол, утюги и самовар.