Цель: Знакомство со звуком и буквой О.
Задачи:
- Формировать зрительный эталон буквы;
- Развивать фонематический слух, мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие на основе игр, игровых действий и упражнений;
- Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, мотивацию к учению.
Оборудование: предметные картинки, шнурок, проволока, прописи.
1. Оргмомент
Прозвенел звонок, начинается урок.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
Повторение
(Приготовить пластмассовые буквы А, У, М)
- Как гудит ветер? (у-у-у-у-у-у) (Найди и выбери букву У)
- Как мама укачивает дочку? (а-а-а-а-а) (Выбери букву А)
- Как сердится медведь? (м-м-м-м) (Выбери букву М)
- Что мы сейчас произносили? (звуки)
Введение в тему
Сейчас мы отправимся в удивительное путешествие, познакомимся с новым звуком и буквой. Представь, что мы оказались в волшебном лесу.
Сначала удивились: О-о-о! Потом огорчились: О-о-о! Увидели клубнику радостно воскликнули: О-о-о-о!
Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой О, будем учиться выделять звук[О] в словах и читать букву О.
2. Изучение нового материала
Артикуляционная гимнастика: Улыбнулись, сделали «Заборчик», «Вкусное варенье», «Хоботок», «Часики».
Характеристика звука [О]:
- Возьмите зеркала и произнесите звук [О].
- Что происходит с губами, когда мы произносим звук [О]? (демонстрация символа звука).
Ваши губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь.
Посмотрите, звук[о] обозначается буквой О.
Стихотворение
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Давай хорошо рассмотрим букву О и запомним её.
Тактильное восприятие (буква О, вырезанная из наждачной бумаги)
Потрогайте букву О пальчиками, а теперь закрой глаза и ещё раз потрогайте, проведи по ней пальчиком.
- Запомнили, какая она? (на ощупь - шершавая, по форме - круглая!)
Нарисуйте пальчиком в воздухе, на столе букву О. Молодцы!
На что похожа буква О.
Демонстрация натуральных предметов, похожих на букву О:
На столе - сушки, часы, круглое зеркальце, пуговица, обруч.
Посмотри, что я сегодня принесла. Все эти предметы похожи на букву О, давай вместе рассмотрим.
Упр. выделение звука О в начале слова.
- Произнеси слова-названия изображенных предметов.
Одуванчик, овца, олень, облепиха, огурец.
Назовите одинаковый звук в словах ( ответы детей)
Упр. «Внимательные ушки»
Хлопаем в ладоши услышав звук [о].
МА, МО, АМ, ОМ, ЛА, ЛО.
В словах:
Облако, облако, шестка колечками,
Очень ты, облако, схоже с овечками
Отгадайте загадку:
Листья с веток облетают
Птицы к югу улетают
Что за время года? - спросим
Нам ответят … «Это осень».
Давайте произнесем: «Осень».
В этом слове звук [О] в начале слова.
Стук в дверь входит «Очаровательная осень».
Словарные слова: очаровательная-прекрасна собой, чудесна, приятной внешности.
Назовите общий звук в словах Очаровательная осень.
Осень играет с ребятами.
Дети водят хоровод и поют: «Осень, осень к нам пришла корзинку листьев принесла».
Листья с изображением буквы О.
Осень разбрасывает листья, дети собирают листья с изображение буквы О в корзинку. Другие листья в тарелочку.
Вывешивается плакат: Найти букву О в зашумленном изображении, обвести фломастером.
Пальчиковая гимнастика
Здравствуй, буква-мячик! Соединяем каждый пальчик с большим
Почему не скачешь? На правой и левой руке
Закрепление материала
Выложите букву О из шнурка, проволоки.
Игра «Чудесный мешочек» (в мешочке лежат пластмассовые буквы А, У, М, О)
- Не подглядывая, на ощупь, необходимо найти среди четырех букв, лежащих в мешочке, изученную сегодня букву О;
Работа в прописи:
Упр: заштриховать букву О.
Упр. По опорным точкам печатаем букву О.
С детьми испытывающими трудности работаем рука в руке.
Д.з. Обвести и раскрасить предметы на букву О (огурец)
Оценка. Вы сегодня хорошо занимались.
3. Итог
Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня работали.
Чему учились?
Рефлексия
А теперь скажи дружок, тебе понравился урок?
Что расскажешь дома маме?
Поделись сейчас ты с нами.
- Какое задание было трудным?
- Какое задание было интересным?
- Какое у вас настроение? Покажи смайликом.