Речь и альтернативная коммуникация. Тема: "Звук и буква О"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 1

Ключевые слова: звук и буква О


Цель: Знакомство со звуком и буквой О.

Задачи:

  • Формировать зрительный эталон буквы;
  • Развивать фонематический слух, мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие на основе игр, игровых действий и упражнений;
  • Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, мотивацию к учению.

Оборудование: предметные картинки, шнурок, проволока, прописи.

1. Оргмомент

Прозвенел звонок, начинается урок.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Повторение

(Приготовить пластмассовые буквы А, У, М)

- Как гудит ветер? (у-у-у-у-у-у) (Найди и выбери букву У)

- Как мама укачивает дочку? (а-а-а-а-а) (Выбери букву А)

- Как сердится медведь? (м-м-м-м) (Выбери букву М)

- Что мы сейчас произносили? (звуки)

Введение в тему

Сейчас мы отправимся в удивительное путешествие, познакомимся с новым звуком и буквой. Представь, что мы оказались в волшебном лесу.

Сначала удивились: О-о-о! Потом огорчились: О-о-о! Увидели клубнику радостно воскликнули: О-о-о-о!

Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой О, будем учиться выделять звук[О] в словах и читать букву О.

2. Изучение нового материала

Артикуляционная гимнастика: Улыбнулись, сделали «Заборчик», «Вкусное варенье», «Хоботок», «Часики».

Характеристика звука [О]:

- Возьмите зеркала и произнесите звук [О].

- Что происходит с губами, когда мы произносим звук [О]? (демонстрация символа звука).

Ваши губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь.

Посмотрите, звук[о] обозначается буквой О.

Стихотворение

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

Давай хорошо рассмотрим букву О и запомним её.

Тактильное восприятие (буква О, вырезанная из наждачной бумаги)

Потрогайте букву О пальчиками, а теперь закрой глаза и ещё раз потрогайте, проведи по ней пальчиком.

- Запомнили, какая она? (на ощупь - шершавая, по форме - круглая!)

Нарисуйте пальчиком в воздухе, на столе букву О. Молодцы!

На что похожа буква О.

Демонстрация натуральных предметов, похожих на букву О:

На столе - сушки, часы, круглое зеркальце, пуговица, обруч.

Посмотри, что я сегодня принесла. Все эти предметы похожи на букву О, давай вместе рассмотрим.

Упр. выделение звука О в начале слова.

- Произнеси слова-названия изображенных предметов.

Одуванчик, овца, олень, облепиха, огурец.

Назовите одинаковый звук в словах ( ответы детей)

Упр. «Внимательные ушки»

Хлопаем в ладоши услышав звук [о].

МА, МО, АМ, ОМ, ЛА, ЛО.

В словах:

Облако, облако, шестка колечками,
Очень ты, облако, схоже с овечками

Отгадайте загадку:

Листья с веток облетают
Птицы к югу улетают
Что за время года? - спросим
Нам ответят … «Это осень».

Давайте произнесем: «Осень».

В этом слове звук [О] в начале слова.

Стук в дверь входит «Очаровательная осень».

Словарные слова: очаровательная-прекрасна собой, чудесна, приятной внешности.

Назовите общий звук в словах Очаровательная осень.

Осень играет с ребятами.

Дети водят хоровод и поют: «Осень, осень к нам пришла корзинку листьев принесла».

Листья с изображением буквы О.

Осень разбрасывает листья, дети собирают листья с изображение буквы О в корзинку. Другие листья в тарелочку.

Вывешивается плакат: Найти букву О в зашумленном изображении, обвести фломастером.

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, буква-мячик! Соединяем каждый пальчик с большим
Почему не скачешь? На правой и левой руке

Закрепление материала

Выложите букву О из шнурка, проволоки.

Игра «Чудесный мешочек» (в мешочке лежат пластмассовые буквы А, У, М, О)

- Не подглядывая, на ощупь, необходимо найти среди четырех букв, лежащих в мешочке, изученную сегодня букву О;

Работа в прописи:

Упр: заштриховать букву О.

Упр. По опорным точкам печатаем букву О.

С детьми испытывающими трудности работаем рука в руке.

Д.з. Обвести и раскрасить предметы на букву О (огурец)

Оценка. Вы сегодня хорошо занимались.

3. Итог

Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня работали.

Чему учились?

Рефлексия

А теперь скажи дружок, тебе понравился урок?
Что расскажешь дома маме?
Поделись сейчас ты с нами.

  • Какое задание было трудным?
  • Какое задание было интересным?
  • Какое у вас настроение? Покажи смайликом.