Данная методическая разработка - это конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Памятники - это не только архитектурные сооружения со своей композиционной особенностью, но это, прежде всего, история.
Патриотизм - это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды: местными историко - культурными, национальными, географическими, природными особенностями. Ведь известно, что именно дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Нужно с детства знакомить детей не только со своим родным городом, его названием, гербом, улицами, но и с его достопримечательностями, культурными и природными объектами. Одними из таких достопримечательностей в каждом городе являются памятники.
Интеграция образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Познавательное развитие»,
- «Речевое развитие».
Старшая, подготовительная группы.
Программное содержание
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: познакомить детей с профессиями нашего северного края, ХМАО-Югры.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с родным краем, с малой Родиной.
- Познакомить детей с названиями профессий: геолог, строитель, нефтяник и т.д.
- Прививать детям любовь к родному краю;
Развивающие:
- Развивать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, товарищей.
- Развивать диалогическую речь детей.
- Развивать умение слушать и понимать заданный вопрос, высказываться и излагать свои мысли.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к труду взрослых;
- Воспитывать любовь к своему родному краю, гордость за свой край.
- Воспитывать любовь к природе, желание оберегать её.
- Воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции;
Здоровьесберегающие:
- обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия,
- своевременная смена статического положения детей,
- физминутка.
Методы:
- Наглядный метод: видеосообщение, презентация.
- Словесный метод: художественное слово, беседа, пояснения, указания, вопросы к детям.
- Игровой метод: воображаемая ситуация «Видеописьмо/ письмо от Буровичка Югорки», дидактическая игра «Собери картинку», игра «Строим дом».
- Практический метод: дидактическая игра «Строим дом», «Коробка с инструментами»
Приемы:
- вопросы к детям;
- показ способа действия;
- загадывание загадок;
- выполнение игровых действий.
Создание мотивации: Проблемная ситуация, загадка, показ слайдов.
Постановка цели детьми: Знакомство с профессиями людей Югры.
Совместная деятельность педагога с детьми: Физминутка «Строим дом», подвижная игра.
Самостоятельная деятельность детей: Дидактическая игра «Собери картинку».
Рефлексия: Беседа о путешествии, ответы на вопросы, желание поделиться полученными впечатлениями.
Словарная работа: буровая, геолог, нефтяник, месторождение, нефтеперерабатывающий завод, нефть.
Материалы оборудование: мультимедиа, Робо-мышь, робот.
Раздаточный материал: дидактическая игра «Разрезные картинки».
Предварительная работа:
- чтение сказки «Буровичок Югорка»,
- рассказывание легенды «Сказание о бурильщиках», сюжетно-ролевая игра «Нефтяники»,
- рассматривание иллюстраций с изображением нефтепромыслового оборудования,
- знакомство с памятниками города,
- беседы.
Литература: Сказка-раскраска «Буровичок Югорка», Дошкольное воспитание №4, 2011 г., О.Лебедева «Буровичок Югорка».
Ход занятия
Организационный момент
Дети садятся. На доске иллюстрации с изображением видов города Сургута, карта округа.
Основная часть
Конверт вывозит робот.
Воспитатель: Дети смотрите что это? Какой-то большой конверт (читает адрес). Значит письмо адресовано нам.
Текст письма: «Здравствуйте дети! Меня зовут Буровичок Югорка, я рад вас приветствовать, сейчас я живу в Югорской тайге. Я очень много путешествую по Югре. Но никак не могу попасть в ваш замечательный город. А хотелось бы с ним поближе познакомиться. Я отправляю к вам своих помощников, пусть познакомятся с вашим городом и его достопримечательностями».
Воспитатель: Ребята, Вы готовы помочь Югорке и отправиться в познавательное путешествие? (Да)
Воспитатель: Вы знаете, кто будет вашим помощником? (Нет!) Тогда отгадайте загадку, которую приготовил для вас Югорка.
Сам металлический,
Мозг электрический.
Он по хозяйству помогает,
И даже в шахматы играет.
Не обыграть его вовек!
А ведь совсем не человек.
Дети: РОБОТ.
Воспитатель: В путешествие мы отправимся с помощником РОБОТОМ, а также с Робо-мышкой.
Югорский край - заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены,
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю.
И в Край угорский всех вас приглашаю.
Воспитатель: Ребята, как называется округ, в котором мы живем?
Дети: Ханты-Мансийский Автономный округ.
Воспитатель: Почему, он так называется?
Дети: В этом округе живут коренные жители Ханты и Манси.
Воспитатель: Посмотрите на карту нашего округа. Назовите столицу округа (Ханты-Мансийск). А знаете еще другие города нашего округа?
Дети: Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Нефтеюганск, Сургут, Лангепас, Югорск, Советский, Белоярский, Пыть-ях и т.д.
Воспитатель: Ребята, как называется наш город?
Дети: Наш город называется Сургут.
Воспитатель: Сургут - большой и красивый город. Расположен он на севере нашей страны. Город Сургут является одним из старейших сибирских городов, которому больше 400 лет. За это время в городе происходило множество интересных и значимых для истории города событий, память о которых отражена в памятниках, установленных в городе. В нем много школ, домов, магазинов, предприятий, детских садов, ДК, памятников. В городе живут люди разных профессий: геологи, нефтяники, врачи, учителя, строители и т.д.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о достопримечательностях нашего города. В нашем городе можно найти памятники людям разных профессий.
Выбор профессии - один из самых важных этапов в жизни любого человека. Увековечить уважение разным видам деятельности человека в памятниках, находящимся в нашем городе, - значит рассказать юному поколению о том, что люди этих профессий сыграли большую роль в становлении и развитии города Сургута.
Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам о том, каким был наш округ много лет назад.
Что ж, начнём издалека. Лес зовётся здесь Тайга.
Здесь неведомой тропою звери ходят к водопою,
Жил медведь в своей берлоге, к нему не было дороги.
А суровые Урманы берегли свои туманы.
Ханты жили тут в тайге, на великой на реке.
Эти местные народы не боятся непогоды,
А рыбалка и охота - их важнейшая работа.
И никто не знал, ребята, как земля эта богата,
Что в огромной глубине нефть, как девица во сне
Заколдована лежала, тишина там охраняла
Вековой её покой летом, осенью, зимой.
Воспитатель: Ребята, а как же человек нашел эту нефть, если она была так глубоко в земле? Кто это сделал? Давайте воспользуемся подсказкой, и в этом вам поможет робо-мышь (Перед нами карта с указателями, дети задают координаты для робо-мыши и она едет к 1 указателю. и т.д. на указателе картинка памятника. Дети если узнают его, называют и рассказывают о нем).
Воспитатель: Памятник «Трудовому подвигу поколений нефтяников Сургутнефтегаза».
Монумент символизирует собой бьющий из недр земли фонтан нефти, чьи струи разлетаются в разные стороны золотыми каплями, ведь нефть, как известно, принято называть черным золотом. В центре размещены 11 бронзовых фигур - представители разных профессий - геолог, геодезист, электромонтер, бурильщики, инженер, строитель, водитель, повар, оператор по добыче нефти и газа, сварщик. Золотыми буквами на радиальной площадке сияет надпись: «Трудовому подвигу поколений нефтяников Сургутнефтегаза». "В монументе воплотился героический труд геологов, строителей, нефтяников, газовиков - всех тех, кто более полувека обеспечивает энергетическую безопасность страны в неимоверно трудных природных условиях".
Воспитатель: Ребята, назовите представителей профессий, которые размещены на памятнике.
Дети: нефтяник, геолог, геодезист, электромонтер, бурильщики, инженер, строитель, водитель, повар, оператор по добыче нефти и газа, сварщик.
Геолог - помогает добывать полезные ископаемые - уголь, нефть, газ, золото, руду. Когда находят, например нефть или газ, то отмечают месторождение нефти и газа на карте и передают карту нефтяникам.
Воспитатель: А вы знаете, какие ископаемые добываются в нашей Югре?
Дети: Нефть, газ.
Воспитатель: «нефтяник». Когда геолог находит месторождение нефти, нефтяники на этом месте ставят буровую вышку и бурят скважину глубоко под землей. А потом по нефтепроводу нефть идет на нефтеперерабатывающие заводы. Из нефти получают керосин для самолетов, бензин для машин, резину, пластмассу.
Воспитатель: Ребята, как нефть по-другому называют?
Дети:черное золото..
Воспитатель: Из нефти делают пластмассу, топливо для машин, и многое другое. Добыча нефти - это тяжелый труд.
Физкультминутка
Дружно встали раз, два, три,
Мы теперь богатыри. (руки в стороны, к плечам)
Сколько спрятано запасов, (руки вверх)
Край богатый нефтяной, (руки в стороны),
Знаем точно, нефти хватит (руки вперёд, «мотор»)
Для работы нам с тобой! (руки к плечам и вперёд.)
Воспитатель: Ребята, наш город рос и развивался. Становился красивым, благоустроенным. Кто это сделал? Давайте воспользуемся подсказкой, и в этом вам поможет робо-мышь (Перед нами карта с указателями, дети задают координаты для робо-мыши и она едет к следующему указателю и т.д. на указателе картинка памятника. Дети если узнают его, называют и рассказывают о нем).
Послушайте загадку:
Мы работаем бригадой, нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо, чтоб построить новый дом.
Воспитатель: Про кого эта загадка?
Дети: Про строителей.
Воспитатель: Пойдемте дальше путешествовать по нашему городу, может быть мы, что-то узнаем.
Памятник строителю «Железный человек»
Памятник посвящен тем, кто в трудных условиях строил Сургут. Скульптура выглядит весьма необычно. В робе, каске, на которой выбиты три буквы СМУ, с сигаретой в руке, строитель как бы оценивает плоды своего труда - строящийся многоэтажный дом. Фигура строителя является центральной, а соответственно самой крупной, она символизирует, что главное в любой профессии - это люди. Памятник строителю железный человек установлен на пешеходной зоне, установлен в августе 2003 г.
Воспитатель: Что делают строители?
Дети: Строители строят различные здания, дома.
Воспитатель: Из чего строят дома?
Дети: Дома строят из бревен, кирпичей, бетона.
Воспитатель: Какие дома строят строители?
Дети: Одноэтажные, многоэтажные, теплые, красивые, деревянные, кирпичные, бетонные.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите научится строить дома? Давайте попросим строителя, чтоб он научил нас строить дом.
Игра «Строим дом»
Стук-стук молотком,
Строим, строим новый дом. Ты, пила, пили быстрей, Домик строим для людей. |
Имитация молотка
|
Воспитатель: Мы поиграли и научились строить красивые, высокие дома. Нам нужно срочно построить дома, помогите! Ребята, поделитесь на пары, и приступаем к работе.
Игра: «Собери дом». Дети собирают конструктор.
Воспитатель: Смотрите, вдали виднеются какие-то огоньки. Давайте узнаем, что это такое? Перед нами карта с указателями, дети задают координаты для робо-мыши и она едет к следующему указателю и т.д. на указателе картинка памятника).
«Аллея Газовиков»
Памятник Газовику олицетворят собой собирательный образ работника газотранспортного предприятия «Газпром». Газовик изображен стоящим на крановой площадке магистрального газопровода - такая композиция наиболее точно передает суть работы специалистов, которые общими усилиями обеспечивают бесперебойную транспортировку газа потребителям.
Воспитатель:
Тепло и газ - знакомые слова,
Дар земли, уже привычный даже.
Но стократ природа-мать права,
Дав нам этот клад для жизни нашей
Природный газ - тепло, движенье, свет.
Но каким трудом дается это?
Каждый ли, кто сыт и обогрет,
Помнит о творцах такого света? А они творят.
Они не ждут. Никаких особенных признаний,
Зная, что извечно ценен труд,
Полный и тревог, и испытаний.
Воспитатель: Газовики провели в наши города и поселки газ. Газ используют для обогрева помещения и в быту для приготовления пищи. А как попадает газ в наши дома?
Дети: По газопроводам.
Воспитатель: Ребята, Продукт труда - результат человеческого труда. Продукт труда может продаваться. То, что продается, называется товаром.
Воспитатель: Назовите продукт труда нефтяника, строителя, газовика.
Дети: дома, нефть, газ.
Воспитатель: Правильно, а теперь я предлагаю вам подвести итог нашему увлекательному путешествию, перед вами коробка, а в ней различные предметы (орудия труда, продукт труда, и т.д.). Ваша задача разделить эти предметы на 3 группы, по отношению к профессиям.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по городу Сургуту. Вы Молодцы, многое рассказали о городе, в котором живете.
Воспитатель: Мы благодарим помощников Югорки: Робо-мышь и Робота, с их помощью мы прошлись по достопримечательностям (памятникам) Сургута и уже более подробно познакомились с ними и профессиями, которые они представляют.
Я предлагаю вам нарисовать ту профессию, которой бы вы хотели овладеть, когда вырастите. И мы с вами оформим выставку рисунков на тему «Моя будущая профессия». И еще найти другие Памятники профессий в городе Сургуте.
(Ответы детей)