Особенности использования сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте

Разделы: Работа с дошкольниками


Руководство сюжетно-ролевыми играми требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру и правду игры.

Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащает содержание жизни детей, расширяет их представления о труде и быте взрослых, о взаимоотношения людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают её содержание, на обогащение их духовного мира.

Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.

Воспитатель не должен спешить, побуждая детей к быстрому воспроизведению в игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и т.д. Отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямого воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как - бы отстаивается в сознании детей.

Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию её замысла, расширению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры.

Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми..

Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей. Вместе с тем участие взрослого в игре позволяет ограничивать вожаков, которые иногда подавляют инициативу сверстников, навязывают коллективу свой план игры, свои желания.

По окончании игры воспитатель отмечает дружные действия детей, старших привлекает к обсуждению игры, подчеркивает положительные взаимоотношения её участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к последующим играм.

Педагог должен проанализировать проведённую игру, оценить её воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно - ролевыми играми детей своей группы, воспитания их коллективистских начал.

В руководстве творческими сюжетно-ролевыми играми детей перед воспитателем стоят две основные задачи: 1) развитие игры как деятельности; 2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Тесная связь обучения и воспитания с жизнью, с современностью, приобщение детей к трудовым традициям народа обеспечивает идейную направленность формирующихся у детей знаний об окружающей общественной жизни. Обучение детей на занятиях, экскурсии, прогулки, наблюдения за жизнью взрослых и сверстников в повседневной жизни обогащают детей живыми представлениями об окружающем, которые и отражаются в сюжетно-ролевых играх.

Педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов создает "материальную основу" игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам (например, для игры в школу, почту, путешествие, космонавтов и т.д.). Наличие таких готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Но такой набор игрушек должен составляться воспитателем совместно с детьми по мере развития игры, а не даваться детям только в готовом виде. Обстановка в групповой комнате старших детей должна давать возможность изготовлять игрушки-самоделки.

Для правильного руководства играми необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре и т.д.

Используемые воспитателями приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.

Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру.

Основные знания дети получают на занятиях. Но занятия имеют свою логику и не могут быть подчинены игровым интересам детей. Однако у воспитателя имеются другие возможности пополнить знания детей в связи с возникшей игрой: во время наблюдений на прогулках, в разговорах с детьми, при чтении книг, путем бесед и рассматривания картин, иллюстраций в свободное от занятий время и т.д.

Для того чтобы содержание знаний об окружающей жизни нашло отражение в сюжетно-ролевых играх, процесс ознакомления с окружающим должен захватывать чувства детей, вызывать у них глубокий интерес к событиям и явлениям общественной жизни.

Одним из приемов косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес к новой теме игры. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей.

Все имеющиеся игрушки и игровые материалы находятся в свободном пользовании детей. Но время от времени воспитатель меняет обстановку в игровых уголках.

Приемом создания игровой обстановки следует пользоваться с большой осторожностью, чтобы не навязать детям игру вопреки их желанию. Но если игры детей продолжительное время не изменяются, необходимо, меняя обстановку, вызывать у детей новые игровые интересы.

Прямые приемы руководства (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т.д. Основное условие их использования - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.

Основная задача руководства играми старших детей - развитие у них самостоятельности и самоорганизации: формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Сохраняется задача обогащения содержания игр. Разнообразие игровых интересов не всегда опирается на достаточные знания. В связи с этим многие игры оказываются схематичными, и дети быстро теряют интерес к возникшему замыслу. Основными приемами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. В этих целях особенно целесообразно использовать детскую литературу.

Воспитатель время от времени предлагает новую тему игры (преимущественно отдельным группам детей, чьи игры становятся стереотипными). При этом воспитатель не навязывает тему детям, а старается лишь возбудить к ней интерес. Приемы предложения новой темы игры могут быть различны: чтение книг и рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей или рассказ о том, как сам воспитатель играл в детстве, рассказ о тех играх, которые он видел у других детей.

Возникают устойчивые игровые группировки, при этом возможно образование замкнутых группировок, участники которых неохотно принимают в игру "посторонних", например обособление в игре мальчиков и девочек. В этих случаях необходимо прямое воздействие воспитателя на игры детей: участвуя в сговоре детей перед игрой или беседуя по поводу прошедшей игры, воспитатель может оценить поведение играющих: оценить проявление резкости, себялюбии, эгоизма, поощрить взаимопомощь, похвалить за интересную выдумку, подсказать новую увлекательную подробность. Беседы должны быть короткими, проходить в живой форме. Они требуют от воспитателя умения вникнуть в игровой замысел, осмыслить характер ролевых и товарищеских взаимоотношений играющих.

Участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, воспитатель направляет их внимание на подбор основного игрового оборудования, оказывает помощь в изготовлении недостающего, приучает к элементарному планированию игры, к самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может дать совет, задать вопрос, привлекая внимание играющих к той или другой стороне игры, и.т.д. В старших группах педагоги реже берут на себя ту или иную роль, но дети охотно принимают воспитателя в свою игру, если он способен искренне войти в роль.