Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, помочь интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
Цель организации ученического самоуправления в классе:
- повышение активности учащихся в классных делах;
- реализация интересов каждого учащегося;
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития инициативности, самостоятельности;
- формировать толерантность, умение общаться.
Как классный руководитель 9 класса я думаю, что наша обязанность - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.
Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.
В начальных классах огромную роль отводят игре. Игра - веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Поэтому на данной возрастной ступени игровые модели самоуправления просто незаменимы.
Модель самоуправления нашего класса мы назвали «Остров Радуга».
Классный руководитель
- Классный руководитель при организации работы по самоуправлению выполняет роль консультанта, помогающего правильно спланировать работу, разобраться в конфликтных ситуациях.
Президент (староста):
- помогает поддерживать дисциплину и порядок в классе;
- контролирует опоздавших учащихся;
- контролирует школьную форму
Совет секторов: В нашем совете 5 секторов.
Сектора самоуправления в классе избирались под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в ту или иную группу. У каждого сектора свои функции. Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям.
Трудовой сектор
- несет ответственность за чистоту и порядок в классе: контролируют дежурство в классе, напоминают дежурным за соблюдением порядка: чистая доска, наличие мела;
- контролируют нормы этики в столовой: убирать за собой посуду, убирать свой стол;
- помогают смотреть за состоянием дневников: наличие, заполнение, аккуратность;
- отвечают за хорошее состояние классной мебели
Спортивный сектор
- Помогают проводить физминутки на уроках
- Проводят зарядку перед уроками (или дежурные)
- Проводят разминку на уроках физкультуры
- проводят подвижные игры на перемене
- участвуют в школьных спортивных мероприятиях
Художественно-оформительский сектор
- принимают участие в конкурсах рисунков
- контролируют участие в конкурсах рисунков
- помогают в художественном оформлении праздников
Культмассовый сектор
- помогают при проведении праздников: стихи, конкурсы; фокусы, танцы
- готовят поздравительные открытки на дни рождения или другие сюрпризы
Информационный сектор
- Собирают информацию о событиях в классе за неделю, об успехах учащихся (зачитывают на классных часах или вывешивают в классном уголке)
Работа в виде острова «Радуга» всем нам очень нравится.
Какую пользу от неё получаем?
- Каждый ученик учится общаться.
- Каждый ученик учится быть самостоятельным.
- Каждый ученик познает самого себя
- Каждый ученик учится быть работоспособным
- Коллектив становится сплоченным, ответственным
В заключение хочу сказать, что самоуправление в классе, возможно, более того оно необходимо. Ведь, по большому счёту, мы сможем воспитать детей к своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.