Математика - инструмент решения
финансовых задач,
а финансовая грамотность -
поле для совершенствования
математических навыков
Класс: 9 класс.
Цели и задачи:
- Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению экономики и финансовой грамотности.
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о роли денег и финансов в жизни человека.
- Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные:
- Научатся: организовывать свою трудовую деятельность в цифровой среде; определять свои отношения с одноклассниками.
- Получат возможность научиться: обобщать и систематизировать материал по финансовой математике и экономике; приобретут опыт анализа конкретных экономических ситуаций; высказывать собственное мнение, суждения.
2. Метапредметные УУД:
- Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
- Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
3. Личностные УУД:
- Понимают значение экономических и финансовых знаний для человека и принимают их.
- Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.
Оборудование внеклассного мероприятия:
- мультимедийная презентация «Математическое казино»;
- выставка книг «Экономика и жизнь»;
- грамоты и сувениры для награждения команд;
- многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения : словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.
Основные понятия и термины: экономика, деньги, ликвидность, финансы, банк, акция, облигация, депозит, кредит, валюта, инвестиции, инфляция.
Форма проведения урока: дидактическая интерактивная игра.
Этапы интерактивной игры:
- Представление жюри.
- Представление команд, выбор управляющих
- Конкурс «Ценные бумаги».
- Конкурс «Подводный мир экономики»
- Конкурс «Загадочный ящик»
- Конкурс «Финансы и ум» (Решение задач).
- Конкурс «Экономическая дюжина»
- Конкурс «Рифмованная экономика»
- Конкурс «Одним словом»
- Конкурс «Финансовая математика»
- Конкурс «Угадай фразу»»
- Конкурс «Экономический кроссворд»
- Подведение итогов
Ход интерактивной игры
Учитель. Здравствуйте, мои дорогие умники и умницы! Я приветствую вас в нашем экономическом казино! Наше казино - это то самое место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством в один «экрубль» - «экономический рубль». Помните? Как говорится: один ум хорошо, а два лучше... Причем в течение игры вы сможете как увеличить свое «эк-умственное состояние», так и стать банкротом. В игре вас ждут вопросы из разных областей экономики. Сейчас вам предстоит выбрать управляющего банка (команды) и придумать название своего банка.
Представление команд (название, эмблема, девиз).
Класс делится на шесть команд, в каждой из них определяется управляющий.
Вы - финансово-кредитные учреждения, которые осуществляют денежные расчеты и наращивают "капитал".
Вы - банки. (Дадим им названия.) Ваша задача: решая экономические вопросы, связанные с деньгами, прибылью, доходами, увеличить свой первоначальный капитал. У вас есть акционеры, которые, отвечая на вопросы, тоже будут приносить вам прибыль.
Команды придумывают свое название, готовят девиз и эмблему.
Правила игры
- Выбрать управляющих банками, которые имеют право принимать окончательное решение по данному вопросу.
- Стартовый капитал каждого банка - 1000 р.
- Каждому банку предлагается по очереди выбрать себе задание стоимостью от 500 до 2500 р.
- Если команда, представляющая данный банк, дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания.
- Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на:
а) 50% стоимости задания, если другой банк также не сможет ответить верно;
б) на 100% стоимости задания, если другой банк дает правильный ответ, а команда, представляющая этот банк, получает прибавку к своему капиталу, равную 100% стоимости задания. - Время на обдумывание задания предоставляется в зависимости от его сложности.
- Каждый акционер может помочь своему банку: за дополнительный правильный ответ капитал банка увеличивается на 50 р.
- Победителем считается тот банк, у которого больше "денег".
Конкурс «Ценные бумаги»
1. Вопрос из области рынка ценных бумаг.
Ценная бумага, удостоверяющая вложение средств в предприятие и дающая право ее владельцу на получение доли прибыли, называется...
а) акция (+);
б) облигация;
в) вексель.
2. Следующий вопрос из области банковского дела.
Банк, предоставляющий ссуду под имущественный залог, называется...
а) инвестиционный;
б) ипотечный (+);
в) инновационный.
3. Вопрос из области экономической теории.
Последователи экономической теории, считающие, что богатство страны увеличивается только благодаря внешней торговле, называется...
а) монетаристы;
б) меркантилисты (+);
в) утописты.
4. А вот этот вопрос о специалистах в экономических вопросах.
Специалист, занимающийся бизнесом в области купли-продажи квартир, называется...
а) дистрибьютер;
б) риэлтер (+);
в) аудитор.
5. Вновь вопрос о ценных бумагах.
Акция, дающая право владельцу на гарантированный дивиденд, но без права голоса на собрании акционеров, называется...
а) обыкновенной;
б) именной;
в) привилегированной (+).
6. Кто из вас в ладу с историей экономики?
Первую биржу в России основал...
а) Петр 1 (+);
б) Павел 1;
в) Александр I.
7. Знаете ли денежные единицы зарубежных государств?
Денежная единица Вьетнама называется...
а) юань;
б) донг (+);
в) гуарени.
8. Вопрос о денежных финансовых документах.
Денежный документ, содержащий письменное поручение о выплате определенной суммы денег со счета, называется...
а) полис;
б) сертификат;
в) чек (+).
9. Вновь история экономической теории.
Наиболее известный труд Карла Маркса в области экономической науки, называется...
а) «Капитал» (+);
б) «Благосостояние для всех»;
в) «Теория несовершенной конкуренции».
10. Вопрос о современных руководителях финансово-экономического аппарата страны.
Министерство, которое возглавляет господин Силуанов А.Г., называется...
а) Министерство по налогам и сборам;
б) Министерство финансов (+);
в) Министерство экономики и продовольствия.
Конкурс «Подводный мир экономики»
1. Формы собственности.
Собственность, правом на которую обладает конкретный человек, называется...
а) государственная;
б) частная (+);
в) муниципальная.
2. Вопрос из области международных экономических отношений.
Ввоз товаров и услуг из-за границы, называется...
а) импорт (+);
б) экспорт;
в) лизинг.
3. Вопрос знатокам экономических санкций.
Денежное взыскание с виновных в нарушении условий договора, сделки, называется...
а) налог;
б) гонорар;
в) штраф (+).
4. Вопрос из области торговли.
Форма торговли, когда продавец, желая получить максимальную прибыль, использует конкуренцию многих покупателей, присутствующих на торгах, называется...
а) аукционная (+);
б) розничная;
в) оптовая.
5. Вопрос тем, кто является добросовестным налогоплательщиком.
Налог, взимаемый у каждого работающего и составляющий определенный процент от заработной платы, называется...
а) на имущество;
б) на добавленную стоимость;
в) подоходный (+).
6. Вопрос, связанный с рыночной конкуренцией.
Рынок одного продавца, вытеснившего других, называется...
а) конкуренция;
б) олигополия;
в) монополия (+).
7. Вновь формы собственности.
Процесс перехода государственной собственности в другие формы собственности называется...
а) приватизация (+);
б) рекламация;
в) индексация.
8. Вопрос из области биржевой деятельности.
Торговый посредник, который не выступает самостоятельной стороной в сделке купли -продажи, а только обеспечивает установление контакта между возможными продавцом и покупателем, называется...
а) дилер;
б) брокер (+);
в) джобер.
9. Вопрос из области рекламного дела.
Товар, телевизионная реклама которого звучит так «Некогда болеть?..», и есть...
а) «Биттнерр, просто Биттнерр» (+);
б) «Просто майский чай»;
в) «Иммодиум».
10. Вопрос из области рыночной экономики.
Деятельность по изучению рынка, разработке товаров, установлению на них цен и сбыту называется...
а) анализ;
б) менеджмент;
в) маркетинг (+).
11. Если бюджет государства показывает, что расходы равны доходам, то он называется...
а) равновесным;
б) сбалансированным (+);
в) дефицитным.
12. Самую большую часть семейного бюджета составляют расходы на...
а) одежду;
б) оплату квартиры;
в) питание (+).
13. Источником дополнительных доходов не могут быть...
а) незаконные операции (+);
б) приусадебный участок;
в) сдача в аренду гаража.
14. Галя получил двойку. За это мама не разрешила ей пойти в гулять. Как бы это событие назвал знаток экономики?
а) санкция (+);
б) штраф;
в) неустойка.
15. Что относится к непредвиденным расходам в семье?
а) ремонт холодильника (+);
б) покупка телевизора;
в) покупка дома.
16. Индивидуальную трудовую деятельность школьник может осуществлять...
а) во время учебных занятий;
б) в каникулярное время (+);
в) уходя с уроков.
17. К ресурсам семьи не относятся ...
а) технологии;
б) деньги на сберкнижке;
в) деньги, взятые в долг (+).
18. Техническое средство, обеспечивающее защиту, а иногда и рекламу изделий...
а) упаковка (+);
б) этикетка;
в) товарный знак.
19. Что относится к сувенирной рекламе?
а) значки (+);
б) витрины;
в) проспекты.
20. Большим спросом на рынке пользуются товары...
а) с хорошей рекламой и высокого качества (+);
б) высокого качества, но с высокой ценой;
в) низкого качества, но в красивой упаковке.
Конкурс «Загадочный ящик»
1. В черном ящике лежит документ, в котором оговорены права и обязанности сторон сделки. (Договор.)
2. Здесь находится ваше денежное поощрение за особые успехи в деятельности. (Премия.)
3. В этом черном ящике лежит документ - свод правил, положений, устанавливающий порядок деятельности фирмы. (Устав.)
4. А здесь - допускаемый законом символ, который помещается на товаре (или упаковке) для их индивидуализации у покупателя. (Товарный знак.)
5. В этом черном ящике - денежная единица иностранного государства, столицей которого является Тель-Авив. (Шекель.)
Конкурс «Финансы и ум»
Вопросы стоимостью 500р.
1. Мастерица вышила картину и продала его за 700 р. Какую прибыль она получила, если на картину пошло пять пачек бисера по 50 р. за пачку и рамка для картины стоимостью 150 р.
Ответ: 300 р.
2. Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 15000 р., а его расходы составили 13000 р. Другой наторговал на 4000 р. меньше, но и затратил своих денег всего 9000 р. Кто выиграл спор?
Ответ: никто.
3. Выпускное платье стоит 310 долларов. Сколько франков надо заплатить за этот платье, если курс франка по отношению к доллару составляет 5,5? Т.е. 1 доллар = 5,5 франков.
Ответ :17605 франков.
4. Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 книг по 300 р. за книгу й стали продавать их по 500 р. за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все книги?
Ответ: 20000 р.
5. Один отец дал своему сыну 150 р., а другой своему - 100 р. Оказалось, однако, что оба сына вместе увеличили капитал только на 150 р. Чем это объяснить?
Ответ: всего их было трое: дед, сын, внук. Дед дал сыну 150 р., сын дал своему сыну (внуку) 100 р., у сына 50 р., а вместе 150 р.
6. Лиса купила в деревне у деда 100 кг рыбы за 1000 р., а на рынке стала продавать его по 12 р. за килограмм. Какой доход получит лиса, когда продаст всю рыбу?
Ответ: 200р.
Вопросы стоимостью 1000р.
1. Бабка печет пирожки, а дед продает их на пляже «Солнечный» в г. Геленджик. В первый день он продал 100 пирожков по цене 30 р. за один пирожок. На следующий день он снизил цену на 5% и продал 150 пирожков. В какой день он заработал больше денег?
Ответ: во второй день (на 1275 р).
2. Бизнесмен положил в банк 100000 р. Через год он забрал из банка 150000 р. Сколько % составила прибыль?
Ответ: 150%.
3. Допустим, что выручка от продажи продукции, выпускаемой неким предприятием, составила 64000 р. При этом было израсходовано:
на сырье |
20 тыс. р.; |
на логистику |
7,5 тыс.руб; |
на топливо |
1,5 тыс. р.; |
заработанная плата |
14,5 тыс. р.; |
кредиты, налоги |
4,5 тыс. р.; |
Итого: |
48 тыс. р. |
Какова прибыль предприятия и его рентабельность?
Ответ: прибыль 16 тыс. р.; рентабельность 16:48-100%=33,3%.
4. Вы - студент и получаете стипендию в размере 3000 рублей. Через три месяца у друга день рождения. Вы хотите накопить и сделать ему подарок. Ежемесячно Вы тратите на проезд 380 руб., на поход в кино - 950 руб., на оплату телефона - 300 рублей. Выберите самый выгодный инструмент достижения вашей цели:
А. Открыть пополняемый депозит без капитализации процентов под 10% годовых.
Б. Открыть пополняемый депозит с ежемесячной капитализацией процентов под 9,5% годовых.
Ответ: вариант А
5.Тариф за холодную воду составляет 18,70 рублей/м3, тариф за горячую воду составляет 147,29 рублей/м3, тариф за водоотведение - 35,14 рублей/м3.
Определите расходы семьи за месяц за водоснабжение, если по показаниям счетчиков семья потребила 6 м3 холодной и 4 м3 горячей воды. Дополнительная информация. Водоотведение - это вывод стоков из помещений потребителей в централизованные технические сети (канализацию), транспортировка их на очистку, утилизация отходов и отведение сточных вод. Считается водоотведение как сумма расхода холодной и горячей воды.
Ответ: 1052,76 рублей
Вопросы стоимостью 2000 р.
1. Определите месячные расходы семьи на отопление квартиры, содержание и ремонт жилых помещений, капитальный ремонт, домофон, интернет и телевидение, вывоз мусора, уборку лестничной клетки в подъезде. Если площадь квартиры составляет 58,2 м2, количество потребленной тепловой энергии - 0,82777 Гкал, тариф на отопление - 1564,00 рублей/Гкал, тариф за содержание и ремонт жилплощади - 13,00 руб./м2, тариф за вывоз ТБО (мусора) - 1,52 руб./м2, взнос за капремонт - 5,90 руб./м2, ежемесячная плата за домофон - 48 руб., стоимость интернета - 350 руб. в месяц, стоимость телевидения - 215 руб. в месяц, уборка лестничной площадки в подъезде - 120 руб. с квартиры в месяц.
Ответ: 3216,07 рублей
2. В люстре пять ламп накаливания, потребляющих по 75 Ватт·час. Заменяющие их энергосберегающие лампы потребляют 15 Ватт·час. Сколько рублей в месяц составит экономия, если люстра будет работать 5 часов в сутки? Стоимость электроэнергии в квартире с электрической плитой при однотарифном счетчике составляет 3,88 руб. за 1 кВт·ч. Через сколько полных месяцев окупится энергосберегающая лампа, если ее стоимость составляет 110,58 руб., а лампы накаливания - 35,60 рублей? Считаем в месяце 30 дней.
Ответ: 174,60 рублей, 3 месяца
3. Тарифы за электроэнергию по трехтарифному счетчику для квартир, оборудованных электрическими плитами, составляют:
1-й - 4 руб. 85 коп. за 1 кВт·ч с 7.00 до 10.00 часов и с 17.00 до 21.00 часа;
2-й - 1 руб. 26 коп. за 1 кВт·ч с 23.00 до 7.00 часов утра;
3-й - 4 руб. 04 коп. за 1 кВт·ч. С 10.00 до 17.00 часов и с 21.00 до 23.00 часов.
Сколько семья платит за электроэнергию в месяц, если по показаниям счетчиков семья потребила по 1 тарифу - 120 кВт·ч; по 2 тарифу - 42 кВт·ч; по 3 тарифу - 137 кВт·ч.?
Ответ: 1188,40 рублей
4. Составьте месячный бюджет семьи и определите семейные накопления, заполнив предложенную таблицу. Доходы и расходы семьи в месяц: начисленная зарплата отца равна 60 000 руб.; начисленная зарплата матери - 40 000 руб.; начисленная пенсия бабушки - 14 000 руб.; коммунальные платежи - 12 700 руб.; на обеды во время работы семья тратит 11 300 руб.; расходы на покупку новой одежды - 9 000 руб.; питание дома - 25 700 руб.; проезд в общественном транспорте - 3 500 руб.; бытовые расходы - 4200 руб., Раздел 1. Личный финансовый план 10 развлечения, отдых - 4 000 руб.; обслуживание кредита за покупку телевизора - 4 300 руб.; эксплуатация автомобиля - 11 000 руб., непредвиденные расходы - 3 000 рублей.
№ п/п |
Вид доходов |
Рубли |
Вид расходов |
Рубли |
|
|
|
|
|
Ответ: 12300 руб.
5. В небольшом городе, где живет Алексей, интернет-магазины не отличаются высокой обязательностью. Так, вероятность того, что нужный товар доставят из магазина «Электроник», составляет 0,7, а из магазина «Интернет +» - 0,85. Молодой человек заказал необходимый товар сразу в двух магазинах. Определите вероятность того, что ни один магазин не доставит товар. Считать, что интернет-магазины работают независимо друг от друга.
Ответ: 0,045
Вопросы стоимостью 2500 р.
1. Алексей вложил в банк 70 000 руб. под 10% годовых при условии начисления сложных процентов ежеквартально. Какую сумму он получит через 8 лет?
Ответ: 154266 рублей
2. Рассчитайте начисленную сумму вклада, открытого вкладчиком на 12 месяцев под 10% годовых с ежемесячным начислением процентов, если на депозит было положено 100 000 рублей. Определите доходность вклада.
Ответ: 110471.3 рублей, 10,47%
3. Банк «Дружба» предлагает жителям города Энск два варианта депозита для разных категорий горожан:
1) Для молодых семей и студентов депозит под 8% с начислением процентов;
2) Для всех других горожан - депозит под 8% с начислением процентов в конце года. Определите более выгодный вариант размещения депозитов на один год.
Ответ: вариант 1.
4. Гражданин решил взять кредит в банке «Рассвет» для покупки сверхмощной строительной машины в размере 5 000 000 руб. под 11% годовых на 5 лет при условии ежегодной капитализации процентов. Какую сумму в общей сложности выплатит гражданин банку, если возврат средств с начисленными процентами осуществляется одним платежом по завершению срока кредита?
Ответ: 8425290 рублей
5. В супермаркете стоят 3 банкомата разных банков. Вероятность неисправности банкоматов составляет: 0,15 для первого, 0,12 для второго и 0,17 для третьего независимо друг от друга. Найдите вероятность того, что хотя бы один банкомат в супермаркете исправен.
Ответ: 0,99694.
Конкурс «Экономическая дюжина»
Вопросы:
1. Финансовое учреждение, выдающее ссуды. (Банк.)
2. Тайное похищение ценностей, не связанное с насилием. (Кража.)
3. Распродажа, на которой покупка достается тому, кто предложил максимальную цену. (Аукцион.)
4. Греческий полубог, научивший людей ремеслам. (Прометей.)
5. Торговец предметами старины. (Антиквар.)
6. Часть одежды, куда кладут деньги. (Карман.)
7. Зарытые в землю ценности. (Клад.)
8. Взятые взаймы деньги. (Долг.)
9. Денежное выражение стоимости. (Цена.)
10. Официальная отметка на документе. (Виза.)
11. Должник по-другому. (Дебитор.)
12. Залог недвижимости. (Ипотека.)
Конкурс «Рифмованная экономика»
Загадки:
1.
Возьми первую из нот
И к ней добавь ты слово «ход».
Получишь то, о чем мечтает
Любой, кто бизнес начинает. (Доход.)
2.
Тимофей носки вязал
И на рынке их продал
Дешевле, чем стоят нитки;
Получил одни... (Убытки.)
3.
Чтоб продукты потреблять,
В платьях ярких щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Надо все это... (Купить.)
4.
Судно по морю плывет
И тяжелый фуз везет.
Но стоит букву заменить,
Там сможешь акции купить. (Биржа.)
5.
Корень мой находится в «цене».
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречаем,
Вся же - в дневнике я и в журнале. (Оценка.)
6.
Догадайся без труда:
Банка и без буквы «А» (Банк.)
7.
К первому слову, где деньги хранишь,
Слово второе добавь и получишь
Третье слово, легкое для запоминанья -
Бумажных денежек названье. (Банкнота.)
8.
Угадай-ка, как зовется,
Что за деньги продается. (Товар.)
9.
Найди ты слово, наконец,
Антоним слову «продавец». (Покупатель.)
10.
Ни доллар, ни рубль, ни фунты,
А как называлась немецкая валюта? (Марка.)
11.
Так повелось с начала века
Их очень много у человека.
Охота и есть, и пить, отдыхать.
Вам предстоит это слово узнать. (Потребности.)
Конкурс «Одним словом»
Игрокам нужно объединить общим термином слова, перечисляемые ведущим.
1. Исландия, Словакия, Эстония, Швеция, Дания, Чехия, Норвегия. У них одна и та же валюта. (Крона.)
2. Товар, ввоз. (Импорт.)
3. Товар, информация, покупатель. (Реклама.)
4. Управление, искусство, психолог, организатор. (Менеджер.)