Экономическая игра для школьников в рамках «Недели математики» «Колесо удачи»

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Экономика

Ключевые слова: неделя математики, экономическая игра


Математика - инструмент решения
финансовых задач,
а финансовая грамотность -
поле для совершенствования
математических навыков

Класс: 9 класс.

Цели и задачи:

  • Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению экономики и финансовой грамотности.
  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о роли денег и финансов в жизни человека.
  • Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные:

  • Научатся: организовывать свою трудовую деятельность в цифровой среде; определять свои отношения с одноклассниками.
  • Получат возможность научиться: обобщать и систематизировать материал по финансовой математике и экономике; приобретут опыт анализа конкретных экономических ситуаций; высказывать собственное мнение, суждения.

2. Метапредметные УУД:

  • Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
  • Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

3. Личностные УУД:

  • Понимают значение экономических и финансовых знаний для человека и принимают их.
  • Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.

Оборудование внеклассного мероприятия:

  • мультимедийная презентация «Математическое казино»;
  • выставка книг «Экономика и жизнь»;
  • грамоты и сувениры для награждения команд;
  • многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения : словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.

Основные понятия и термины: экономика, деньги, ликвидность, финансы, банк, акция, облигация, депозит, кредит, валюта, инвестиции, инфляция.

Форма проведения урока: дидактическая интерактивная игра.

Этапы интерактивной игры:

  1. Представление жюри.
  2. Представление команд, выбор управляющих
  3. Конкурс «Ценные бумаги».
  4. Конкурс «Подводный мир экономики»
  5. Конкурс «Загадочный ящик»
  6. Конкурс «Финансы и ум» (Решение задач).
  7. Конкурс «Экономическая дюжина»
  8. Конкурс «Рифмованная экономика»
  9. Конкурс «Одним словом»
  10. Конкурс «Финансовая математика»
  11. Конкурс «Угадай фразу»»
  12. Конкурс «Экономический кроссворд»
  13. Подведение итогов

Ход интерактивной игры

Учитель. Здравствуйте, мои дорогие умники и умницы! Я приветствую вас в нашем экономическом казино! Наше казино - это то самое место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством в один «экрубль» - «экономический рубль». Помните? Как говорится: один ум хорошо, а два лучше... Причем в течение игры вы сможете как увеличить свое «эк-умственное состояние», так и стать банкротом. В игре вас ждут вопросы из разных областей экономики. Сейчас вам предстоит выбрать управляющего банка (команды) и придумать название своего банка.

Представление команд (название, эмблема, девиз).

Класс делится на шесть команд, в каждой из них определяется управляющий.

Вы - финансово-кредитные учреждения, которые осуществляют денежные расчеты и наращивают "капитал".

Вы - банки. (Дадим им названия.) Ваша задача: решая экономические вопросы, связанные с деньгами, прибылью, доходами, увеличить свой первоначальный капитал. У вас есть акционеры, которые, отвечая на вопросы, тоже будут приносить вам прибыль.

Команды придумывают свое название, готовят девиз и эмблему.

Правила игры

  1. Выбрать управляющих банками, которые имеют право принимать окончательное решение по данному вопросу.
  2. Стартовый капитал каждого банка - 1000 р.
  3. Каждому банку предлагается по очереди выбрать себе задание стоимостью от 500 до 2500 р.
  4. Если команда, представляющая данный банк, дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания.
  5. Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на:
    а) 50% стоимости задания, если другой банк также не сможет ответить верно;
    б) на 100% стоимости задания, если другой банк дает правильный ответ, а команда, представляющая этот банк, получает прибавку к своему капиталу, равную 100% стоимости задания.
  6. Время на обдумывание задания предоставляется в зависимости от его сложности.
  7. Каждый акционер может помочь своему банку: за дополнительный правильный ответ капитал банка увеличивается на 50 р.
  8. Победителем считается тот банк, у которого больше "денег".

Конкурс «Ценные бумаги»

1. Вопрос из области рынка ценных бумаг.

Ценная бумага, удостоверяющая вложение средств в предприятие и дающая право ее владельцу на получение доли прибыли, называется...
а) акция (+);
б) облигация;
в) вексель.

2. Следующий вопрос из области банковского дела.

Банк, предоставляющий ссуду под имущественный залог, называется...
а) инвестиционный;
б) ипотечный (+);
в) инновационный.

3. Вопрос из области экономической теории.

Последователи экономической теории, считающие, что богатство страны увеличивается только благодаря внешней торговле, называется...
а) монетаристы;
б) меркантилисты (+);
в) утописты.

4. А вот этот вопрос о специалистах в экономических вопросах.

Специалист, занимающийся бизнесом в области купли-продажи квартир, называется...
а) дистрибьютер;
б) риэлтер (+);
в) аудитор.

5. Вновь вопрос о ценных бумагах.

Акция, дающая право владельцу на гарантированный дивиденд, но без права голоса на собрании акционеров, называется...
а) обыкновенной;
б) именной;
в) привилегированной (+).

6. Кто из вас в ладу с историей экономики?

Первую биржу в России основал...
а) Петр 1 (+);
б) Павел 1;
в) Александр I.

7. Знаете ли денежные единицы зарубежных государств?

Денежная единица Вьетнама называется...
а) юань;
б) донг (+);
в) гуарени.

8. Вопрос о денежных финансовых документах.

Денежный документ, содержащий письменное поручение о выплате определенной суммы денег со счета, называется...
а) полис;
б) сертификат;
в) чек (+).

9. Вновь история экономической теории.

Наиболее известный труд Карла Маркса в области экономической науки, называется...
а) «Капитал» (+);
б) «Благосостояние для всех»;
в) «Теория несовершенной конкуренции».

10. Вопрос о современных руководителях финансово-экономического аппарата страны.

Министерство, которое возглавляет господин Силуанов А.Г., называется...
а) Министерство по налогам и сборам;
б) Министерство финансов (+);
в) Министерство экономики и продовольствия.

Конкурс «Подводный мир экономики»

1. Формы собственности.

Собственность, правом на которую обладает конкретный человек, называется...
а) государственная;
б) частная (+);
в) муниципальная.

2. Вопрос из области международных экономических отношений.

Ввоз товаров и услуг из-за границы, называется...
а) импорт (+);
б) экспорт;
в) лизинг.

3. Вопрос знатокам экономических санкций.

Денежное взыскание с виновных в нарушении условий договора, сделки, называется...
а) налог;
б) гонорар;
в) штраф (+).

4. Вопрос из области торговли.

Форма торговли, когда продавец, желая получить максимальную прибыль, использует конкуренцию многих покупателей, присутствующих на торгах, называется...
а) аукционная (+);
б) розничная;
в) оптовая.

5. Вопрос тем, кто является добросовестным налогоплательщиком.

Налог, взимаемый у каждого работающего и составляющий определенный процент от заработной платы, называется...
а) на имущество;
б) на добавленную стоимость;
в) подоходный (+).

6. Вопрос, связанный с рыночной конкуренцией.

Рынок одного продавца, вытеснившего других, называется...
а) конкуренция;
б) олигополия;
в) монополия (+).

7. Вновь формы собственности.

Процесс перехода государственной собственности в другие формы собственности называется...
а) приватизация (+);
б) рекламация;
в) индексация.

8. Вопрос из области биржевой деятельности.

Торговый посредник, который не выступает самостоятельной стороной в сделке купли -продажи, а только обеспечивает установление контакта между возможными продавцом и покупателем, называется...
а) дилер;
б) брокер (+);
в) джобер.

9. Вопрос из области рекламного дела.

Товар, телевизионная реклама которого звучит так «Некогда болеть?..», и есть...
а) «Биттнерр, просто Биттнерр» (+);
б) «Просто майский чай»;
в) «Иммодиум».

10. Вопрос из области рыночной экономики.

Деятельность по изучению рынка, разработке товаров, установлению на них цен и сбыту называется...
а) анализ;
б) менеджмент;
в) маркетинг (+).

11. Если бюджет государства показывает, что расходы равны доходам, то он называется...
а) равновесным;
б) сбалансированным (+);
в) дефицитным.

12. Самую большую часть семейного бюджета составляют расходы на...
а) одежду;
б) оплату квартиры;
в) питание (+).

13. Источником дополнительных доходов не могут быть...
а) незаконные операции (+);
б) приусадебный участок;
в) сдача в аренду гаража.

14. Галя получил двойку. За это мама не разрешила ей пойти в гулять. Как бы это событие назвал знаток экономики?
а) санкция (+);
б) штраф;
в) неустойка.

15. Что относится к непредвиденным расходам в семье?
а) ремонт холодильника (+);
б) покупка телевизора;
в) покупка дома.

16. Индивидуальную трудовую деятельность школьник может осуществлять...
а) во время учебных занятий;
б) в каникулярное время (+);
в) уходя с уроков.

17. К ресурсам семьи не относятся ...
а) технологии;
б) деньги на сберкнижке;
в) деньги, взятые в долг (+).

18. Техническое средство, обеспечивающее защиту, а иногда и рекламу изделий...
а) упаковка (+);
б) этикетка;
в) товарный знак.

19. Что относится к сувенирной рекламе?
а) значки (+);
б) витрины;
в) проспекты.

20. Большим спросом на рынке пользуются товары...
а) с хорошей рекламой и высокого качества (+);
б) высокого качества, но с высокой ценой;
в) низкого качества, но в красивой упаковке.

Конкурс «Загадочный ящик»

1. В черном ящике лежит документ, в котором оговорены права и обязанности сторон сделки. (Договор.)

2. Здесь находится ваше денежное поощрение за особые успехи в деятельности. (Премия.)

3. В этом черном ящике лежит документ - свод правил, положений, устанавливающий порядок деятельности фирмы. (Устав.)

4. А здесь - допускаемый законом символ, который помещается на товаре (или упаковке) для их индивидуализации у покупателя. (Товарный знак.)

5. В этом черном ящике - денежная единица иностранного государства, столицей которого является Тель-Авив. (Шекель.)

Конкурс «Финансы и ум»

Вопросы стоимостью 500р.

1. Мастерица вышила картину и продала его за 700 р. Какую прибыль она получила, если на картину пошло пять пачек бисера по 50 р. за пачку и рамка для картины стоимостью 150 р.

Ответ: 300 р.

2. Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 15000 р., а его расходы составили 13000 р. Другой наторговал на 4000 р. меньше, но и затратил своих денег всего 9000 р. Кто выиграл спор?

Ответ: никто.

3. Выпускное платье стоит 310 долларов. Сколько франков надо заплатить за этот платье, если курс франка по отношению к доллару составляет 5,5? Т.е. 1 доллар = 5,5 франков.

Ответ :17605 франков.

4. Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 книг по 300 р. за книгу й стали продавать их по 500 р. за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все книги?

Ответ: 20000 р.

5. Один отец дал своему сыну 150 р., а другой своему - 100 р. Оказалось, однако, что оба сына вместе увеличили капитал только на 150 р. Чем это объяснить?

Ответ: всего их было трое: дед, сын, внук. Дед дал сыну 150 р., сын дал своему сыну (внуку) 100 р., у сына 50 р., а вместе 150 р.

6. Лиса купила в деревне у деда 100 кг рыбы за 1000 р., а на рынке стала продавать его по 12 р. за килограмм. Какой доход получит лиса, когда продаст всю рыбу?

Ответ: 200р.

Вопросы стоимостью 1000р.

1. Бабка печет пирожки, а дед продает их на пляже «Солнечный» в г. Геленджик. В первый день он продал 100 пирожков по цене 30 р. за один пирожок. На следующий день он снизил цену на 5% и продал 150 пирожков. В какой день он заработал больше денег?

Ответ: во второй день (на 1275 р).

2. Бизнесмен положил в банк 100000 р. Через год он забрал из банка 150000 р. Сколько % составила прибыль?

Ответ: 150%.

3. Допустим, что выручка от продажи продукции, выпускаемой неким предприятием, составила 64000 р. При этом было израсходовано:

на сырье

20 тыс. р.;

на логистику

7,5 тыс.руб;

на топливо

1,5 тыс. р.;

заработанная плата

14,5 тыс. р.;

кредиты, налоги

4,5 тыс. р.;

Итого:

48 тыс. р.

Какова прибыль предприятия и его рентабельность?

Ответ: прибыль 16 тыс. р.; рентабельность 16:48-100%=33,3%.

4. Вы - студент и получаете стипендию в размере 3000 рублей. Через три месяца у друга день рождения. Вы хотите накопить и сделать ему подарок. Ежемесячно Вы тратите на проезд 380 руб., на поход в кино - 950 руб., на оплату телефона - 300 рублей. Выберите самый выгодный инструмент достижения вашей цели:
А. Открыть пополняемый депозит без капитализации процентов под 10% годовых.
Б. Открыть пополняемый депозит с ежемесячной капитализацией процентов под 9,5% годовых.

Ответ: вариант А

5.Тариф за холодную воду составляет 18,70 рублей/м3, тариф за горячую воду составляет 147,29 рублей/м3, тариф за водоотведение - 35,14 рублей/м3.

Определите расходы семьи за месяц за водоснабжение, если по показаниям счетчиков семья потребила 6 м3 холодной и 4 м3 горячей воды. Дополнительная информация. Водоотведение - это вывод стоков из помещений потребителей в централизованные технические сети (канализацию), транспортировка их на очистку, утилизация отходов и отведение сточных вод. Считается водоотведение как сумма расхода холодной и горячей воды.

Ответ: 1052,76 рублей

Вопросы стоимостью 2000 р.

1. Определите месячные расходы семьи на отопление квартиры, содержание и ремонт жилых помещений, капитальный ремонт, домофон, интернет и телевидение, вывоз мусора, уборку лестничной клетки в подъезде. Если площадь квартиры составляет 58,2 м2, количество потребленной тепловой энергии - 0,82777 Гкал, тариф на отопление - 1564,00 рублей/Гкал, тариф за содержание и ремонт жилплощади - 13,00 руб./м2, тариф за вывоз ТБО (мусора) - 1,52 руб./м2, взнос за капремонт - 5,90 руб./м2, ежемесячная плата за домофон - 48 руб., стоимость интернета - 350 руб. в месяц, стоимость телевидения - 215 руб. в месяц, уборка лестничной площадки в подъезде - 120 руб. с квартиры в месяц.

Ответ: 3216,07 рублей

2. В люстре пять ламп накаливания, потребляющих по 75 Ватт·час. Заменяющие их энергосберегающие лампы потребляют 15 Ватт·час. Сколько рублей в месяц составит экономия, если люстра будет работать 5 часов в сутки? Стоимость электроэнергии в квартире с электрической плитой при однотарифном счетчике составляет 3,88 руб. за 1 кВт·ч. Через сколько полных месяцев окупится энергосберегающая лампа, если ее стоимость составляет 110,58 руб., а лампы накаливания - 35,60 рублей? Считаем в месяце 30 дней.

Ответ: 174,60 рублей, 3 месяца

3. Тарифы за электроэнергию по трехтарифному счетчику для квартир, оборудованных электрическими плитами, составляют:
1-й - 4 руб. 85 коп. за 1 кВт·ч с 7.00 до 10.00 часов и с 17.00 до 21.00 часа;
2-й - 1 руб. 26 коп. за 1 кВт·ч с 23.00 до 7.00 часов утра;
3-й - 4 руб. 04 коп. за 1 кВт·ч. С 10.00 до 17.00 часов и с 21.00 до 23.00 часов.
Сколько семья платит за электроэнергию в месяц, если по показаниям счетчиков семья потребила по 1 тарифу - 120 кВт·ч; по 2 тарифу - 42 кВт·ч; по 3 тарифу - 137 кВт·ч.?

Ответ: 1188,40 рублей

4. Составьте месячный бюджет семьи и определите семейные накопления, заполнив предложенную таблицу. Доходы и расходы семьи в месяц: начисленная зарплата отца равна 60 000 руб.; начисленная зарплата матери - 40 000 руб.; начисленная пенсия бабушки - 14 000 руб.; коммунальные платежи - 12 700 руб.; на обеды во время работы семья тратит 11 300 руб.; расходы на покупку новой одежды - 9 000 руб.; питание дома - 25 700 руб.; проезд в общественном транспорте - 3 500 руб.; бытовые расходы - 4200 руб., Раздел 1. Личный финансовый план 10 развлечения, отдых - 4 000 руб.; обслуживание кредита за покупку телевизора - 4 300 руб.; эксплуатация автомобиля - 11 000 руб., непредвиденные расходы - 3 000 рублей.

№ п/п

Вид доходов

Рубли

Вид расходов

Рубли

Ответ: 12300 руб.

5. В небольшом городе, где живет Алексей, интернет-магазины не отличаются высокой обязательностью. Так, вероятность того, что нужный товар доставят из магазина «Электроник», составляет 0,7, а из магазина «Интернет +» - 0,85. Молодой человек заказал необходимый товар сразу в двух магазинах. Определите вероятность того, что ни один магазин не доставит товар. Считать, что интернет-магазины работают независимо друг от друга.

Ответ: 0,045

Вопросы стоимостью 2500 р.

1. Алексей вложил в банк 70 000 руб. под 10% годовых при условии начисления сложных процентов ежеквартально. Какую сумму он получит через 8 лет?

Ответ: 154266 рублей

2. Рассчитайте начисленную сумму вклада, открытого вкладчиком на 12 месяцев под 10% годовых с ежемесячным начислением процентов, если на депозит было положено 100 000 рублей. Определите доходность вклада.

Ответ: 110471.3 рублей, 10,47%

3. Банк «Дружба» предлагает жителям города Энск два варианта депозита для разных категорий горожан:
1) Для молодых семей и студентов депозит под 8% с начислением процентов;
2) Для всех других горожан - депозит под 8% с начислением процентов в конце года. Определите более выгодный вариант размещения депозитов на один год.

Ответ: вариант 1.

4. Гражданин решил взять кредит в банке «Рассвет» для покупки сверхмощной строительной машины в размере 5 000 000 руб. под 11% годовых на 5 лет при условии ежегодной капитализации процентов. Какую сумму в общей сложности выплатит гражданин банку, если возврат средств с начисленными процентами осуществляется одним платежом по завершению срока кредита?

Ответ: 8425290 рублей

5. В супермаркете стоят 3 банкомата разных банков. Вероятность неисправности банкоматов составляет: 0,15 для первого, 0,12 для второго и 0,17 для третьего независимо друг от друга. Найдите вероятность того, что хотя бы один банкомат в супермаркете исправен.

Ответ: 0,99694.

Конкурс «Экономическая дюжина»

Вопросы:

1. Финансовое учреждение, выдающее ссуды. (Банк.)

2. Тайное похищение ценностей, не связанное с насилием. (Кража.)

3. Распродажа, на которой покупка достается тому, кто предложил максимальную цену. (Аукцион.)

4. Греческий полубог, научивший людей ремеслам. (Прометей.)

5. Торговец предметами старины. (Антиквар.)

6. Часть одежды, куда кладут деньги. (Карман.)

7. Зарытые в землю ценности. (Клад.)

8. Взятые взаймы деньги. (Долг.)

9. Денежное выражение стоимости. (Цена.)

10. Официальная отметка на документе. (Виза.)

11. Должник по-другому. (Дебитор.)

12. Залог недвижимости. (Ипотека.)

Конкурс «Рифмованная экономика»

Загадки:

1.

Возьми первую из нот
И к ней добавь ты слово «ход».
Получишь то, о чем мечтает
Любой, кто бизнес начинает. (Доход.)

2.

Тимофей носки вязал
И на рынке их продал
Дешевле, чем стоят нитки;
Получил одни... (Убытки.)

3.

Чтоб продукты потреблять,
В платьях ярких щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Надо все это... (Купить.)

4.

Судно по морю плывет
И тяжелый фуз везет.
Но стоит букву заменить,
Там сможешь акции купить. (Биржа.)

5.

Корень мой находится в «цене».
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречаем,
Вся же - в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

6.

Догадайся без труда:
Банка и без буквы «А» (Банк.)

7.

К первому слову, где деньги хранишь,
Слово второе добавь и получишь
Третье слово, легкое для запоминанья -
Бумажных денежек названье. (Банкнота.)

8.

Угадай-ка, как зовется,
Что за деньги продается. (Товар.)

9.

Найди ты слово, наконец,
Антоним слову «продавец». (Покупатель.)

10.

Ни доллар, ни рубль, ни фунты,
А как называлась немецкая валюта? (Марка.)

11.

Так повелось с начала века
Их очень много у человека.
Охота и есть, и пить, отдыхать.
Вам предстоит это слово узнать. (Потребности.)

Конкурс «Одним словом»

Игрокам нужно объединить общим термином слова, перечисляемые ведущим.

1. Исландия, Словакия, Эстония, Швеция, Дания, Чехия, Норвегия. У них одна и та же валюта. (Крона.)

2. Товар, ввоз. (Импорт.)

3. Товар, информация, покупатель. (Реклама.)

4. Управление, искусство, психолог, организатор. (Менеджер.)

См. продолжение статьи