Конспект урока русского языка по теме "Правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей на конце"

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика


Цель: обеспечить усвоение учащимися написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

Задачи:

  • Образовательные: способствовать осуществлению познавательной деятельности по формированию правописания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных, выработать алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных, продолжить работу над словами с другими орфограммами.
  • Развивающие: способствовать развитию умений сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; развитие умений регулировать свою деятельность.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, культуру интеллектуального труда, чувство сопереживания.

Оборудование: ноутбук, раздаточный материал, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

2. Повторение

- Вспомним, что такое имя существительное? (Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

На вопрос кто? отвечают одушевлённые существительные.

На вопрос что? отвечают неодушевлённые существительные.

- Какого рода бывают существительные? (мужского, женского, среднего).

- Какие вспомогательные слова? (он, она, оно).

3. Упражнение для повторения

Распределите по столбикам слова.

Мужской род

Женский род

Средний род

камыш

жара

письмо

замок

печь

озеро

ветер

свёкла

поле

- Отлично справились!

Обратимся к словам камыш и печь. На какие буквы оканчиваются слова.

Какое правило мы выучили на прошлом уроке?

Мягкий знак пишется после шипящих только в словах женского рода.

4. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы будем упражняться в написании слов с данным правилом.

Вспомним шипящие. (ш, ж, ч, щ)

5. Упражнение на закрепление

Запишите названия столбиков. Далее определяем род существительного и записываем в нужный столбик.

Мужской род

Женский род

Борщ

Вещь

Шалаш

Ночь

Багаж

Молодёжь

Калач

Мышь

Плащ

Мелочь

6. Физкультминутка

- Теперь немного отдохнём.

Приготовили ручки. Поднимите руку, когда услышите слово женского рода.

Ёж, печь, вещь, уж, ключ, брошь, помощь, товарищ, лещ, молодёжь.

- Молодцы! Какие слова женского рода вы запомнили?

Какой знак пишется на конце существительного женского рода после шипящих?

7. Закрепление полученных знаний

Упражнение на раздаточном материале.

Прочитайте предложения. Вставьте пропущенное слово.

  1. Зимний день короткий, а … длинная. (ночь)
  2. У отца было три сына и одна … . (дочь)
  3. Шофёр кончил работать и поставил машину в … . (гараж)
  4. Сестра не могла попасть домой, она потеряла … . (ключ)

- Молодцы.

8. Контроль и оценка знаний

- Поработали неплохо, я довольна вами.

9. Обобщение и систематизация знаний

- Какое правило мы повторили и закрепили на нашем уроке?

- Так, когда же у существительного пишется Ь в конце слова?

- Молодцы! Я очень рада, что вы поняли материал и достигли поставленной цели.