Цель: обеспечить усвоение учащимися написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.
Задачи:
- Образовательные: способствовать осуществлению познавательной деятельности по формированию правописания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных, выработать алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных, продолжить работу над словами с другими орфограммами.
- Развивающие: способствовать развитию умений сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; развитие умений регулировать свою деятельность.
- Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, культуру интеллектуального труда, чувство сопереживания.
Оборудование: ноутбук, раздаточный материал, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.
2. Повторение
- Вспомним, что такое имя существительное? (Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)
На вопрос кто? отвечают одушевлённые существительные.
На вопрос что? отвечают неодушевлённые существительные.
- Какого рода бывают существительные? (мужского, женского, среднего).
- Какие вспомогательные слова? (он, она, оно).
3. Упражнение для повторения
Распределите по столбикам слова.
Мужской род |
Женский род |
Средний род |
камыш |
жара |
письмо |
замок |
печь |
озеро |
ветер |
свёкла |
поле |
- Отлично справились!
Обратимся к словам камыш и печь. На какие буквы оканчиваются слова.
Какое правило мы выучили на прошлом уроке?
Мягкий знак пишется после шипящих только в словах женского рода.
4. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы будем упражняться в написании слов с данным правилом.
Вспомним шипящие. (ш, ж, ч, щ)
5. Упражнение на закрепление
Запишите названия столбиков. Далее определяем род существительного и записываем в нужный столбик.
Мужской род |
Женский род |
Борщ |
Вещь |
Шалаш |
Ночь |
Багаж |
Молодёжь |
Калач |
Мышь |
Плащ |
Мелочь |
6. Физкультминутка
- Теперь немного отдохнём.
Приготовили ручки. Поднимите руку, когда услышите слово женского рода.
Ёж, печь, вещь, уж, ключ, брошь, помощь, товарищ, лещ, молодёжь.
- Молодцы! Какие слова женского рода вы запомнили?
Какой знак пишется на конце существительного женского рода после шипящих?
7. Закрепление полученных знаний
Упражнение на раздаточном материале.
Прочитайте предложения. Вставьте пропущенное слово.
- Зимний день короткий, а … длинная. (ночь)
- У отца было три сына и одна … . (дочь)
- Шофёр кончил работать и поставил машину в … . (гараж)
- Сестра не могла попасть домой, она потеряла … . (ключ)
- Молодцы.
8. Контроль и оценка знаний
- Поработали неплохо, я довольна вами.
9. Обобщение и систематизация знаний
- Какое правило мы повторили и закрепили на нашем уроке?
- Так, когда же у существительного пишется Ь в конце слова?
- Молодцы! Я очень рада, что вы поняли материал и достигли поставленной цели.