Цель: воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе.
Задачи:
- воспитательные задачи - формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе;
- развивающие задачи - развивать воображение, творчество, образное восприятие;
- образовательные задачи - расширять представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Развивающая предметно-пространственная среда: В группе оформлена лесная поляна (деревья, пеньки).
Материалы и оборудование: Деревья, пеньки, «Бросовый материал» (баночки, фантики, пластиковые бутылки, пробки и др), маски лесных жителей, разрезные картинки «Правила поведения в лесу», клей карандаш, клеенки, салфетки для рук, картон.
Предварительная работа: беседы об охране природы, разучивание стихов о природе, чтение книг по теме, рассматривание сюжетных картин, знакомство с понятием «экология»
Ход занятия
Первая подгруппа детей (3-4 лет) и дети с ОВЗ с мл.воспитателем в приёмной изготавливают маски для сюжетно-ролевой игры «Лесные жители».
Вторая подгруппа (дети с 4-5 лет) в группе с воспитателем занимаются в уголке природы, ухаживают за комнатными растениями: поливают «огород на окошке», рыхлят цветы, протирают листочки от пыли.
Раздаётся стук в дверь, в группу входит грустный Ёж.
Ёж: Здравствуйте, ребята! Я Ёжик пришёл к вам из леса, который находится тут не далёко от вашего детского сада. Чем это вы тут занимаетесь?
Предполагаемые ответы: Ухаживаем за растениями, поливаем цветы, поливаем лук, протираем листочки от пыли.
Ёж: Какие вы молодцы. Вот бы все люди были такими добрыми, ухаживали и заботились о растениях. Ребята я пришёл к вам не просто так, нам с лесными зверятами нужна ваша помощь.
Воспитатель:
Что случилось, Ёжик, расскажи какая беда у вас приключилась?
Ёж:
Что-то с лесом приключилось,
Очень грустный он стоит.
Не поют в нём даже птицы
И печальный он на вид.
Вы зверюшкам помогите,
Лес наш милый полечите!
Что же нам делать, ребята?
Ответы детей: пойдём лес, поможем лесным жителям.
Воспитатель:
Ребята надо скорее лес из беды выручать!
Надо в лес нам попасть.
Ежик, покажи нам дорогу.
Двигательное упражнение: «В путь»
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать
Мы шагаем по дорожке, поднимаем выше ножки
Чок-чок-чок наступлю на каблучок
На носочки встали, по лесу побежали.
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Он и правда печальный какой-то стоит.
Тихий он какой-то….
Ребята, а кто из вас был в лесу?
Вы слышали какие-то звуки в лесу?
Какие?
Предполагаемые ответы детей: Пение птиц, видели птиц и других лесных жителей.
Воспитатель: А почему же в этом лесу так тихо? Почему птицы и животные покинули это место? Посмотрите, что же не так в этом лесу?
Предполагаемые ответы детей: потому что в лесу грязно везде разбросан мусор.
А откуда мусор в лесу?
Предполагаемые ответы детей: оставили люди.
Что надо сделать, чтобы все птицы и животные вернулись?
Предполагаемые ответы детей: убрать мусор.
Воспитатель: куда можно собрать мусор?
Предполагаемые ответы детей: в пакеты и забрать с собой.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, у меня всегда есть пакеты под мусор и перчатки, когда я иду в лес. Но, к сожалению, некоторые невоспитанные люди не убирают за собой мусор.
(Воспитатель предлагает детям убрать мусор, раздает мусорные мешки и перчатки, дети собирают мусор)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как чисто стало в лесу. Благодаря нашим стараниям лес преобразился, мы будем надеяться, что лес опять оживет! Пакеты мы завяжем, а когда будем уходить из леса заберем их с собой.
Ёжик: Ребята, а ещё некультурные и невоспитанные люди не только разбросали мусор в лесу, но и порвали все условные обозначения «Правила поведения в лесу». Вот посмотрите...
Воспитатель: Ребята что можно сделать? Как мы можем ёжику помочь?
Дети: починить, отремонтировать таблички.
Воспитатель: так скорей же пойдемте в лесную волшебную мастерскую и починим «знаки леса»
Каждому ребенку по знаку, знаков 6!
Воспитатель: На каждом столе лежит красный круг и разорванные знаки. Сначала мы на круге соберем знак, как пазлы. После этого приклеим детали.
(после завершения работы, воспитатель с детьми отправляются на полянку и вешают знаки «Правила поведения в лесу» на деревья) Воспитатель спрашивает у детей, что означают эти знаки.
Предполагаемые ответы детей: «Не мусорить», «Не срубать деревья», «Не ломать ватки с деревьев», «Не разжигать костёр», «Не трогать гнёзда птиц», «Не рвать цветы».
Ёж: Я вас всех благодарю за спасение леса! Вот бы все люди знали, а самое главное выполняли «Правила поведения в лесу».
Воспитатель: Пожалуйста ёжик, а наши ребята еще стихи знают…
- Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
- В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте -
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
- Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши!
- Чистый лес - украшение нашей Земли. Важно, чтобы всегда мы его берегли.
«Звучит музыка леса, на полянку возвращаются лесные звери и птицы»
Еж: (обращается к жителям леса) Друзья мои, посмотрите, наш дом стал вновь чист и свеж! Давайте поблагодарим наших спасителей!
Звери: Большое спасибо!
Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя». Но, так как в лесу есть свои правила и одно из них - не шуметь! Поэтому мы поиграем, но шуметь не будем.
Послушайте правила игры: я задаю вопросы, если вы считаете, что в лесу это делать можно, то хлопаете, а если нельзя, то приседаете.
Цель: закрепить знания о безопасном поведении в лесу, о бережном отношении к природе.
- Ломать деревья и ветки
- Сажать больше деревьев
- Ходить и топтать на лугах цветы
- Ходить только по тропинкам
- Рвать большие букеты цветов
- Любоваться цветами
- Оставлять мусор в лесу
- Разжигать костры в лесу
Ребята, вы молодцы. Много знаете о природе. Вы добрые и воспитанные дети. Я очень надеюсь, что вы будете любить и беречь природу. Поэтому сегодня я принимаю вас в отряд «Юных экологов» и дарю на память эмблему экологов. Берегите природу!
Ну что же правила поведения в лесу вы знаете, поэтому можно поиграть в лесу, но только соблюдайте правила. (Переход в сюжетно ролевую игру «Туристы». Детям предлагается неоформленный материал для игры и изготовления атрибутов.)