Рабочая программа внеурочной деятельности «Радуга здоровья» для младших школьников

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники


Пояснительная записка

Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, а также формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, развитие культуры здорового питания.

В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ программа формирования здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; соблюдение здоровьесозидающих режимов дня; формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся; формирование потребности у обучающихся с ОВЗ обращения к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья; развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Основной целью системы работы по формированию здорового образа жизни в условиях деятельности образовательной организации является сохранение здоровья детей, формирование у воспитанников потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение мотивации к этому.

Программа «Радуга здоровья» по адаптивно-спортивному направлению воспитательной работы позволяет сформировать у детей навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания. Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для воспитанников. Ведущими формами достижения воспитательных результатов являются рисование, игра, анализ ситуаций, отгадывание кроссвордов, мозговой штурм, исследовательская деятельность, просмотр и обсуждение видео, беседы.

Программа составлена на основе следующих программ: «Разговор о здоровом и правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова).

Программа предназначена для работы с воспитанниками 3 класса в возрасте 10-11 лет, рассчитана на один учебный год, включает 21 занятие. Время проведения каждого занятия составляет 1 академический час. Занятия проводятся с периодичностью 1 раз в 1-2 недели. Общий объём программы - 21 академический час.

Цель программы - формирование у воспитанников ценностного отношения к собственному здоровью, освоение навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Задачи:

  • формирование и развитие представления воспитанников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
  • формирование у воспитанников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
  • освоение воспитанниками практических навыков рационального питания;
  • формирование у воспитанников представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
  • информирование воспитанников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов;
  • развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

Планируемые результаты освоения программы

  • Результаты первого уровня: приобретение воспитанниками представлений о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, о правилах этикета, связанных с питанием; формирование интереса к народным традициям, связанным с питанием; расширение знаний о правилах питания, направленных на укрепление здоровья.
  • Результаты второго уровня: умение оценивать свой рацион питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни; получение опыта составления меню, рецептов блюд; развитие ценностного отношения обучающихся к своему здоровью.
  • Результаты третьего уровня: получение воспитанниками навыков правильного питания; формирование готовности соблюдать правила питания; формирование навыков сознательного выбора наиболее полезных продуктов питания.

Содержание программы

Раздел 1. «Полезные продукты» (2 часа)

Вводная часть. Анализ пословиц и поговорок о здоровье. Создание рисунков любимых продуктов и блюд. Рассмотрение картин, обсуждение вопроса - как люди, изображенные на картинах, заботятся о своём здоровье. Задание на разделение продуктов. Создание продуктовой тележки с полезными продуктами. Отгадывание кроссворда.

Раздел 2. «Здоровое питание» (8 часов)

Анализ пословиц. Составление распорядка дня для любимого героя. Выполнение задания на установление последовательности. Отгадывание кроссворда. Составление меню обеда, полдника. Создание рисунков блюд на обед, десертов, молочных продуктов. Создание загадок про любимые молочные продукты. Написание рецепта запеканки, создание её рисунка. Составление меню для ужина. Проведение эксперимента (на распознавание вкуса). Анкетирование. Обсуждение вопроса: вода в нашей жизни. Отгадывание кроссвордов. Обсуждение способов приготовления рыбы. Составление рецептов блюд из рыбы на обед и ужин. Составление меню на день для обучающихся школы, его анализ.

Раздел 3. «Правила здоровья» (7 часов)

Заполнение дневника любимых продуктов. Создание плаката «Заботимся о своём здоровье». Обсуждение правил здоровья. Составление режима дня. Разгадывание ребусов. Создание и заполнение таблицы «Физическое развитие». Создание коллажа о составе нашей пищи. Создание рисунка пищевой тарелки. Обсуждение пословиц. Создание плаката о пользе закаливания. Выполнение задания «Собираем рюкзак». Отгадывание кроссвордов. Знакомство с различными торговыми предприятиями. Выполнение задания «О чем нам рассказывает упаковка».

Раздел 4. «Кулинарные традиции и обычаи» (4 часа)

Выполнение заданий, ответы на вопросы. Обсуждение правил поведения за столом, сервировки стола. Сбор информации о кулинарных традициях, обычаях и праздниках разных стран. Варианты блюд из разных продуктов. Составление рецепта приготовления любимого блюда. Отгадывание кроссворда.

Форма промежуточной аттестации - тестирование.

Тематическое планирование

Тема, тематический блок

Количество часов

Аудиторных занятий

Внеаудиторных занятий

1

«Полезные продукты»

2

2

0

2

«Здоровое питание в течение дня»

8

8

0

3

«Правила здоровья»

7

7

0

4

«Кулинарные традиции и обычаи»

5

5

0

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата

Примечания

План

Факт

1

«Если хочешь быть здоров»

2

«Самые полезные продукты»

3

«Жизнь по часам»

4

«О пользе завтрака»

5

«Составляем меню обеда и полдника»

6

«Пора ужинать»

7

«На вкус и цвет товарищей нет»

8

«О пользе воды»

9

«Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты»

10

«О пользе рыбы»

11

«Праздник здоровья»

12

«Режим дня»

13

«Состав нашей пищи»

14

«Зарядка и закаливание»

15

«Где и как готовят пищу»

16

«Собираемся в поход»

17

«Ты - покупатель»

18

«Кухни разных народов»

19

«Кулинарная история»

20

«Рецепт приготовления любимого блюда»

21

«Олимпиада здоровья».

22

Промежуточная аттестация - тест

Список литературы

  1. Безруких М.М. Две недели в Лагере здоровья. Рабочая тетрадь. Часть 2 / М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. - М.: Nestle, 2020. - 55[1] с.
  2. Безруких М.М. Разговор о правильном питании: рабочая тетрадь. Часть 1 / М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. - М.: Nestle, 2020. - 55[1] с.
  3. Безруких М.М. Формула правильного питания: Блокнот для школьников / М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. - М.: Nestle, 2020. - 64 с.