Работа логопеда в условиях дистанционного обучения

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: дистанционное обучение


Мы живем в интересное время стремительного развития компьютерных технологий. Сегодня у логопеда появилось множество возможностей для проведения дистанционных занятий с детьми, не посещающими образовательные учреждения. Для организации логопедических занятий на дому педагогам доступны следующие формы дистанционного обучения:

1. Чат - обмен текстовыми сообщениями и файлами между участниками образовательного процесса в режиме реального времени. Может быть организован в групповых беседах ВКонтакте, WhatsApp.

2. Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.) Мне очень нравится такая форма обучения. Может быть использована логопедом для знакомства детей с какой-то лексической темой, для развития грамматического строя речи, автоматизации звуков. Я создаю обучающие видеоролики в программе Movavi.

3. Вебинар - обучающее онлайн-занятие с односторонней видеосвязью, обычно на стороне ведущего (в частности, педагога). Доступен общий чат.

Можно организовать через прямые трансляции в ВКонтакте или YouTube.

4. Видеоконференция - обучающее онлайн-занятие в двустороннем режиме.

5. Подкаст (голосовые сообщения) - аудиозапись обучающего материала. Наибольшую популярность подкасты набрали в 2019 году. Организовать можно в любом мессенджере: в групповых беседах Вконтакте, Telegram, WhatsApp.

Для меня же, самой удобной формой проведения дистанционных занятий оказались конференции, организованные на платформе программы Zoom.

Zoom - это облачная платформа для проведения видеоконференций, вебинаров и других подобных онлайн мероприятий.

Количество участников - 100, есть возможность демонстрации экрана, стоимость - бесплатно с ограничением 40 минут, больше от $14.99 в месяц.

Организовать встречу может любой, создавший учетную запись. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут.

Зарегистрироваться в Zoom можно на сайте - zoom.us. Регистрация бесплатная и простая. Затем можно скачать саму программу и настроить ее по своему усмотрению.

Программа отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий, учащиеся могут заходить из разных устройств - с компьютера, с планшета, с телефона. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции. Причем участнику конференции не обязательно иметь учетную запись на сайте Zoom, и даже не нужно скачивать саму программу. Он может войти на конференцию через браузер по выданной ему ссылке.

Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного урока в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.

Возможности Zoom:

  • Видео и аудио связь с каждым участником. У организатора есть возможность выключать и включать микрофон, а также выключать видео и запрашивать включение видео у всех участников. Можно войти в конференцию как участник с правами только для просмотра.
  • Интерфейс сервиса позволяет всем пользователям смотреть на собеседников и слушать их. Картинка автоматически переключается на того, кто говорит.
  • Можно делиться экраном со звуком. Демонстрацию экрана можно поставить на паузу. Более того, можно делиться не всем экраном, а только отдельными приложениями, например, включить демонстрацию браузера. В настройках можно дать всем участникам возможность делиться экраном, либо включить ограничения, чтобы делать это мог только организатор.
  • Возможность делиться своим экраном позволяет нам демонстрировать обучающие презентации и интерактивные игры. Более того, учитель может отдать право управления мышкой ученику, и тогда ребенок получает возможность собственноручно выполнять игровые дидактические задания, подготовленные для него учителем.
  • В платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску.
  • Есть чат, в котором можно писать сообщения, передавать файлы всем или выбрать одного учащегося. Чат можно настроить на автоматическое сохранение или сохранять вручную при каждой конференции (Чат → Подробнее → Сохранить чат).
  • Можно производить запись урока как на компьютер, так и на облако. Удобно, что можно настроить автовключение записи, а также ставить ее на паузу.
  • Во время конференции можно назначить со-организатора, у которого будут такие же возможности, как и у организатора: включать и выключать микрофон у отдельных студентов, переименовывать и делить на сессионные залы (комнаты, мини-конференции).
  • Деление сессионные залы - это как на офлайн занятии разделить учащихся и дать отдельные задания. Можно учащихся разделить на пары и группы и распределить их в отдельные комнаты, где они будут общаться только друг с другом, остальные их не будут ни видеть, ни слышать. Количество комнат определяет учитель, участников можно распределить автоматически или вручную. У организатора есть возможность ходить по комнатам и проверять, что там происходит. Также можно перемещать участников из комнаты в комнату.
  • Включать виртуальные фоны для создания хорошей атмосферы на онлайн-занятии. Можно различными интересными фонами удивлять участников, тем самым удерживая их внимание.
  • Во время демонстрации экрана есть инструмент «Комментировать» (Co-annotation), то есть можно рисовать, выделять, стирать и т.д. Это может делать как учитель, так и учащиеся, но при необходимости в настройках можно выключить данную функцию у учеников.
  • Участники могут рисовать на виртуальной доске, но нет возможности ничего передвигать. Но преподаватель может включить демонстрацию своего экрана и передать управление своей мышью, то есть ученик со своей стороны будет двигать мышью преподавателя и управлять, например презентацией, выполняя приготовленные учителем задания.

Однако, в использовании программы Zoom на логопедических занятия есть и определенные минусы.

1.Чаще всего логопед работает с маленькими детьми, а они плохо ориентируются в компьютере, не умеют переходить из одного открытого окна браузера в другое, переходить по ссылкам.

В каких-то ситуациях решить эту проблему можно присутствием и помощью родителя.

Но далеко не все родители готовы участвовать в занятиях. И далеко не все родители сами уверенно справляются с компьютером.

2. Дети занимаются с разных устройств: у кого-то компьютер/ноутбук, у кого-то планшет, а у кого-то (что крайне нежелательно!) и просто смартфон. Разные устройства - разные возможности.

3. К сожалению, такой формат занятий подходит не всем детям. Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки (особые трудности возникнут у детей с СДВГ). Ребенок должен понимать плоскостные изображения. Сложно проводить занятия с детьми с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития), с нарушением эмоциональной-волевой сферы (особенно дети с РАС). В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель становится тьютором, нашим незаменимым помощником, «руками» педагога по ту сторону экрана.

4. Дистанционная форма проведения логопедических занятий ставит под сомнение возможность качественной звукопостановки, т.к. аппаратура не всегда транслирует педагогу качественный звук, и логопед может пропустить искаженное произнесение звука ребенком.

5. Необходимость подготовки принципиально новых материалов для проведения занятий. Багаж готовых, проверенных временем конспектов, к сожалению, при переходе из оф-лайна в он-лайн оказывается бесполезным. Невозможно вовлечь ребенка в занятие, просто показывая картинки с экрана. Экран съедает часть энергетики логопеда. Поэтому удержать внимание ребенка, особенно дошкольника дистанционно очень сложно. Чтобы ребенок не сбежал с урока, не потерял к нему интерес оно обязательно должно быть гораздо эмоциональнее, увлекательнее, чем обычное оффлайн занятие.

Для вовлечения ребенка в занятие, привлечения его внимания к теме я активно использую на дистанционных занятиях игры-презентации. Без них я не представляю себе проведение ни одного логопедического занятия он-лайн. Я использую интерактивные игры по лексическим темам, автоматизации звуков, развитию грамматических категорий. Они стали для меня палочкой - выручалочкой. Мне важно, чтобы ребенок мог «управлять» игрой. Чтобы включился в соревновательный процесс. И, конечно, обязательно в игре должны быть сюрпризные моменты. Словом, я стараюсь реализовать «коммуникативно-деятельностный подход».

В своей работе я использую игры со следующих ресурсов:

При проведении занятий онлайн логопеду необходимо учитывать некоторые «секреты» работы в прямом эфире. Например, дикторы ТВ советуют надевать какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания. Темп занятия должен быть достаточно высокий, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном. К работе привлекается яркая наглядность, куклы, игрушки, мультимедийные пособия. В конце занятия желательно предусмотреть поощрительный приз, например, короткий мультфильм или интерактивная игра.

При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:

  • Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка)
  • Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия
  • Подбор и подготовка игр и заданий
  • Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий
  • Обговаривание с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.)
  • Проведение занятия
  • Домашнее задание
  • Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)

Правила обучения изменились. И изменились они быстро. Похоже, дети теперь всё чаще будут учиться удаленно. Обучение может полностью перейти в дистанционный формат или стать сочетанием занятий он-лайн с привычными школьными уроками. Кто знает, каким будет обучение в скором времени? Но я надеюсь, что одно остается неизменным - дети будут с удовольствием учиться, а учителя - с любовью учить. И неважно в каком это будет формате: очном или удаленном.

Список использованных источников

  1. Бен Парр: Ловушка для внимания: Как вызвать и удержать интерес к идее, проекту или продукту. - Москва: Альпина Паблишер, 2015 г.
  2. Фишер Д., Фрей Н., Хэтти Д.: Учим в любых условиях: Онлайн-образование на каждый день / Дуглас Фишер, Нэнси Фрей, Джон Хэтти. - М.: Альпина Паблишер, 2021.

Электронные ресурсы

  1. Дети учатся онлайн. Блог методиста. https://vk.com/deti_uchatsa_online
  2. Школа ИКТ для современного педагога. https://vk.com/it_school_teacher