Цель: формирование навыков вычислительной деятельности.
Обучающие задачи:
- упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10, знание соседей чисел первого десятка;
- закреплять в речи количественные и порядковые числительные;
- закреплять навыки ориентировки в пространстве, во времени;
- закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры;
- обучать самоконтролю во время проведения дидактических игр, умению находить и исправлять ошибку самостоятельно;
- закреплять у детей общепринятые нормы поведения, общения.
Развивающие задачи:
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать воображение, смекалку, зрительную память;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к математическим заданиям;
- воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.
Методические приемы:
- организационный;
- игровой;
- словесный (вопросы, беседа, логические задачи);
- наглядный (демонстрационный материал);
- проблемный;
- личностно-ориентированный подход;
- анализ занятия;
- рефлексия;
- поощрение.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие,
- Физическое развитие,
- Социально-коммуникативное развитие,
- Речевое развитие.
Демонстрационный материал: картинки дом, изображение цветка с 7 лепестками, карточки с цифрами, мяч.
Раздаточный материал: индивидуальные карточки с заданием, цветные карандаши, чистые листы.
Предварительная работа: чтение сказки «Цветик-семицветик»
Ход занятии
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся.
- Здравствуйте!
А теперь встали в круг
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
Ребята, посмотрите, друг на друга улыбнитесь, а теперь посмотрите на гостей и тоже улыбнитесь. Молодцы!
Сели на свои места.
- Сейчас, ребята, я вам расскажу необычную историю, как-то раз я попала в королевство математики на красивую лужайку, там было множество цветов. Поляна была необычной красоты. Но среди этих цветов я увидела необыкновенный красивый цветок с разноцветными лепестками. Этот цветок мог исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок?
- Цветик-семицветик.
Правильно это цветик-семицветик из сказки Валентина Катаева. Я хотела его вам показать. Но вдруг в ту страну ворвался ветер ,он подул на лепестки волшебного цветка и они стали прозрачными,а самое главное потеряли волшебную силу. А чтобы вернуть, волшебство цветку нужно выполнить задание каждого лепестка. Вы поможете мне?
- Да!
Надо в путь нам отправляться
Ума разума набраться
Лепестки расколдовать,
Чтоб желанье загадать,
Перед тем как выполнить это задание нужно произнести волшебные слова из сказки.
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели.
Вот первый лепесток и его задание. Ребята, вот это дом из волшебной математической страны. Здесь живут жители математической страны т.е цифры, они нас просят помочь им.
Дело в том что они перепутали свои этажи, вы должны расставить их по порядку от меньшего к большему.
РАССТАВЬ ЦИФРЫ
А теперь давайте посчитаем. Дети считают…
- Правильно!
А обратно кто сможет посчитать.
- Молодец!
Ребята, а скажите мне, пожалуйста, какое число вы поставили между числами 3 и 5.
- 4
- Молодец! А между 7 и 9
- 8
- Правильно! А соседи числа 6, какие числа?
- 5 и 7.
- Молодцы! А соседи числа 5.
4 и 6.
Ребята, а сколько этажей в этом доме?
-10.
Значит этот дом какой?
- Десятиэтажный.
- Молодцы, ребята! Справились с первым заданием и теперь посмотрите каким цветом стал первый лепесток.
Берем следующий лепесток. Здесь нам предлагают отгадать загадки про геометрические фигуры. А давайте сначала вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете?
- Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб.
Отгадай загадки
А сейчас внимательно слушаем и отгадываем:
Не овал я и не круг
Треугольнику я друг
Прямоугольнику я брат
А зовут меня …
- Квадрат.Встал квадрат на уголок
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос еще дней пять.
Как теперь его назвать?
- РомбНет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой друзья?
- КругТри вершины,
Три угла,
Три сторонки-
Кто же я?
- Треугольник.Два квадрата близнеца -
Половинки их отца
Сторонами приложи,
Имя их отца скажи.
- ПрямоугольникНа фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла три стороны
Меж собой соедини
Получился не угольник
А красивый ….
- Треугольник.Обведи кирпичик мелом
На асфальте целиком,
И получится фигура -
Ты конечно с ней знаком.
- Прямоугольник.Треугольник с полукругом
Круг дразнили толстым другом
Круг расстроившись до слез
Уже встал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут…
- Овал.
Пока мы с вами отгадывали загадки, наш лепесток стал желтым.
А теперь берем следующий лепесток, а здесь, ребята, нам предлагают сесть за столы и выполнить задание. Перед вами лежат листы. Скажите, что на них изображено?
Цифры и предметы. В этом задании нужно пересчитать предметы и соединить с цифрой.
Дети выполняют. Проверяем.
- Молодцы! и следующий лепесток стал ….
- Ребята, а сколько заданий нам осталось выполнить?
А этот лепесток предлагает нам отдохнуть, давайте проведем физминутку.
ФИЗМИНУТКА
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали .
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
Молодцы! Сели на свои места
Посмотрите пока мы отдыхали этот лепесток стал…
Берем следующий лепесток, а здесь математические загадки.
Математические загадки
Дедушка выкопал 5 картошек. Из 2 бабушка приготовила щи. Сколько картошек осталось?
-3.
Молодцы!
Героям сказки "Теремок" я раздала фрукты
2 яблока - лягушке
1 банан - зайчику
1 апельсин - лисичке
Сколько всего фруктов раздали?
-4.
Молодцы!
На грядке было 5 морковок. Маша для мишки собрала 3 морковки.
Сколько морковок осталось на грядке?
-2.
В сказочном лесу выросло необычное дерево. На этом дереве выросло 4 мандарина. Один мандарин сорвал Иван царевич. Сколько осталось мандаринов на дереве?
-3.
Высоко задравши нос
Заяц шесть морковок нес
Спотыкнулся и упал
Две морковки потерял.
Сколько морковок у зайца осталось?
-4.
Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?
-8.
Молодцы и с этим заданием мы справились. А теперь сколько заданий нам осталось выполнить?
- Два. Итак, следующее задание здесь нам предлагают поиграть. Игра называется мяч лови быстро говори.
Игра с мячом
Солнце светит днем, а луна…
- Ночью.
Спим мы ночью, а делаем зарядку…
- Утром.
Ужинаем мы вечером, а спим ночью.
Сколько дней в неделе?
-7
А какой сегодня день недели?
Какой был вчера?
Какой день недели завтра?
Как называются выходные дни?
- Суббота, воскресенье.
Сколько месяцев в году
-12.
Сколько месяцев длится весна ?
-3.
А лето?
-3.
Весело поиграли и этот лепесток загорелся зеленым цветом
Последний лепесток предлагает нам выполнить задание на листочках.
Ориентировка в пространстве
Перед вами лежат цветные карандаши и чистые листы. Возьмите в руки красный карандаш и нарисуйте в правом верхнем углу квадрат. Теперь возьмите в руки синий карандаш и нарисуйте в нижнем левом углу треугольник. Потом берем в руки зеленый карандаш и нарисуем в нижнем правом углу круг. Далее берем в руки голубой карандаш и рисуем в верхнем левом углу овал. Затем берем в руки желтый карандаш и нарисуем в центре прямоугольник. Посмотрите, ребята, пока мы с вами выполняли это задание лепесток наш стал голубым цветом.
Молодцы! Справились мы со всеми заданиями
- Вот и собрали мы свами цветик-семицветик.
Хочу теперь проверить исполняет ли желания, но для этого нужно сказать волшебные слова……
Хочу чтобы вы все, ребята, были здоровыми, счастливыми, красивыми, умными.
Спасибо вам, ребята, вы были внимательными, поэтому вы так хорошо справлялись со всеми заданиями. Но какое задание вам больше всего понравилось?
- Что было сложно для вас?
- Что было легко?
- Молодцы, ребята!