Технологическая карта урока "Культура России XVIII в."

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Предмет: история.

Класс: 8.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-игра.

Цель: сформировать представления о наиболее значимых достижениях и деятелях культуры XVIII в.

Задачи:

  • Воспитательные: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе; содействовать развитию эстетического вкуса; содействовать формированию патриотических чувств.
  • Обучающие: актуализировать знания о российской культуре XVIII; обеспечить в ходе урока закрепление основных исторических терминов и культурологических понятий.
  • Развивающие: создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности; содействовать развитию аналитических способностей учащихся; содействовать формированию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Прогнозируемые результаты:

  • Личностные: формирование российской гражданской идентичности, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре России; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; создание эстетическое сознание через освоение художественного наследия России.
  • Предметные: умение раскрывать характерные, существенные черты художественной культуры России XVII; анализировать информацию различных источников по отечественной истории XVIII в.; составлять описание памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории XVIII в.
  • Метапредметные: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; заполнять и дополнять таблицы, тексты.

Дидактические средства: карточки с заданиями, списки членов команд.

Оборудование: секундомер, проектор, экран, презентация с заданиями.

УМК: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я. История России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / под. ред. А.В.Торкунова. - Москва: Просвещение, 2016. - Ч. 2. - 208 с.

Опережающее задание: повторить главу V «Культурное пространство Российской империи в XVIII в.»; поделиться на 5 команд; придумать названия командам.

Ход урока

Этап

Формы работы, виды, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Фронтальное информирование класса

Приветствие учащихся. Перекличка. Проверка готовности к уроку. Создание благоприятной атмосферы.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Задает вопросы по пройденному материалу. Примерные вопросы:
- Какой период в отечественной истории мы изучаем?;
- Какие правители находились у власти в данный период?;
- Какие особенности культурного развития Российской империи в XVIII в. вы можете выделить?
Подводит к формулированию темы и цели урока: Исходя из моих вопросов, можете ли вы понять, о чем сегодня пойдет речь?
Организует представление команд: В качестве предварительного задания вам необходимо было поделиться на команды и выбрать названия.
Записывает на доске названия команд. Из числа сильных учеников назначает трех экспертов. Объясняет условия игры.

Высказывают свою точку зрения. Оценивают ответы других учащихся, дополняют. Оценивают рамки знания и незнания. Принимают учебные задачи. Обозначают границы знания/ незнания. Представляют свои команды.

Проведение игры

Групповая работа
(работа в клмандах)

Раздает каждой команде маршрутные листы (См. Приложение 1). Организует поисковую деятельность. Направляет и корректирует деятельность учащихся. Наблюдают за ходом игры. В случае затруднения дает подсказки.

Участники команд: Выполняют задания в маршрутных листах. Организуют и участвуют в обсуждениях. Распределяют роли и функции для выполнения задания. Делают выводы. Уточняют неясные моменты. Анализируют информацию из различных источников.
Эксперты: наблюдают за ходом игры. Контролируют процесс работы. После завершения игры, собирают маршрутные листы.

Первичное закрепление изученного материала

Фронтальная беседа.

Демонстрирует здания на экране (см. Приложение 2).
Выявляет проблемные моменты, пробелы в знаниях обучающихся. Обсуждает наиболее интересные и сложные задания. Выставляет оценки. Резюмирует проведение игры: «На мой взгляд, игра прошла успешно. Вы все показали прекрасное знания учебного материала, умение работать в команде. Все большие молодцы».

Эксперты: Подсчитывают балы, объявляют победителя и результаты за каждое задание.
Все: Высказывают мнение. Слушают одноклассников. Анализируют трудности и способы их дальнейшего преодоления. Выявляют пути успеха. Делают выводы. Уточняют спорные и проблемные моменты.

Домашнее задание

Фронтальное информирование класса

Объясняет домашнее задание, записывает на доске. Разъясняет критерии. Поясняет сложные моменты.
Домашнее задание:
Общее (устно): прочитать § 27, ответить на вопросы после §.
На выбор (письменно): 1) Прочитать документ на стр. 109 и ответить на вопросы к нему;
2) ДСР № 2 стр. 110;
3) Рассмотрите картинки на с. 106 -107 и составьте таблицу «Изменения в одежде в XVIII в.».

Выбирают уровень сложности. Уточняют критерии. Записывают домашнее задание.

Рефлексия

Фронтальная беседа

Обобщает итоги урока. Задает вопросы:
Что мы хотели выяснить на уроке? Что нам удалось узнать?
Мы ответили на поставленный вопрос?
Проводит соответствие между целями и результатами урока.

Участвуют в обсуждении. Оценивают себя. Высказывают свою точку зрения. Делают предположения. Оценивают эмоциональное состояние. Делают выводы. Формулируют итог урока.