Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи

Разделы: Коррекционная педагогика, Патриотическое воспитание


Историческое значение каждого русского
великого человека измеряется его заслугами родине,
его человеческое достоинство - силою его патриотизма.

Николай Гаврилович Чернышевский

Воспитание обучающихся в современном обществе реализуется в условиях политических и экономических реформ, в результате которых существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование коррекционных образовательных учреждений, средств массовой информации, общественных объединений. Реформирование одновременно вызвало резкое социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия.

Молодежные объединения действуют за пределами образовательных учреждений и их педагогический потенциал в полном объеме не востребован. В этих условиях образовательные учреждения остаются основным действующим фактором, выполняющим воспитательный процесс в гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.

Педагогические работники ГОКУ СКШ № 2 г. Ангарска, встревоженные за юное поколение, пришли к выводу о необходимости создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы патриотического воспитания учащихся, которая помогает использовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели воспитания - развития физически и нравственно здоровой личности, выполняя социальный заказ государства.

Такой программой в ГОКУ СКШ № 2 г. Ангарска стала долгосрочная программа «Патриоты», утвержденная на педагогическом совете школы в августе 2021 года. Срок реализации программы с 2021 до 2026 года.

Единой для всех концепции воспитания быть не может, так как ее реализация зависит от многих объективных и субъективных факторов (специфики специального коррекционного образовательного учреждения, финансовых возможностей, кадрового потенциала и др.), необходимо учитывать, что школа не может взять только на себя всю полноту ответственности за воспитание в гражданско-патриотическом направлении. Это задача всего общества, родителей обучающихся, государства.

Необходимо:

  • Первое: Это создать программу воспитания обучающихся, которая всеми своими задачами, целями, методами деятельности способствовала организации воспитания - патриотов, людей нравственных и порядочных.
  • Второе: Провести глубокий анализ прошлого воспитательного опыта, чтобы понять, что приемлемо в новых условиях, а что и нет смысла возобновлять. Воспитание нельзя откладывать на потом, воспитывать человека необходимо в процессе всей его жизнедеятельности.
  • Третье: Следует обратить особое внимание на выработку педагогических действий в нестандартных, нетипичных, непривычных воспитательных ситуациях, выработку способов поведения педагога в условиях социальных перемен. Найти новые педагогические позиции и наиболее эффективные условия развития личности обучающихся, их эмоционально-ценностной сферы.

В нашей специально (коррекционной) школе задачи патриотического воспитания реализуются на всех этапах учебно-воспитательного процесса, начиная с ситуационных и тематических классных часов и до волонтёрских отрядов, при активной совместной деятельности с общественными объединениями, системой образования города. При активной поддержке руководства управления образования города, учащиеся участвуют в реализации долгосрочных муниципальных программ «Волонтёры Ангарска», «Мир без наркотиков» «Патриот России» и т.п.

Основное направление деятельности программы «Патриот» и «Патриот России».

  • Работа с ветеранами.
  • Работа с молодежью.
  • Поисково-исследовательская деятельность по развитию музеев боевой и трудовой славы.
  • Обобщение и распространение опыта по реализации программ.

Особенностью реализации программы является тесное социальное взаимодействие с административными структурами города, с управлением образования, с советом ветеранов войны «Отечество», все это в итоге обеспечивает высокий уровень эффективности программы. Стало системой проведение месячников патриотического воспитания с целью экспертизы программы и отслеживания динамики развития воспитания.

Для ветеранов ежегодно проводятся праздники, отмечаются дни воинской Славы России, день Победы (9 мая), и День защитника отечества. В системе проводятся уроки мужества, встречи поколений, тематические классные часы, согласно плана мероприятий по реализации программы.

Наши ученики принимают активное участие в акциях «Письмо солдату», «Посылка солдату».

Учащиеся с удовольствием участвуют в школьных и городских военно-спортивных сборах, спартакиадах, в играх «Зарница» и «Орленок», в ежегод­ных фестивалях солдатской и патриотической песни.

Развитие нашего общества не стоят на месте. Позитивные тенденции - это первые шаги на сложном пути воспитания детей и молодежи. Анализ деятельности программы «Патриот» показывает, что в лице патриотически воспитанной молодежи общество приобретает ценнейший компонент сознательного потенциала, который возьмет на себя ответственность за наше будущее. Надеюсь, что наш опыт внесет частицу положительного в сложный процесс воспитания детей и молодежи.