Тип урока |
Комбинированный |
||
Цель урока |
Рассказывать об этапах и основных событиях Первой мировой войны. Характеризовать цели и планы сторон. Оценивать взаимодействие союзников. Объяснять причины поражений в сражениях Первой мировой войны. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного материала. |
||
Образовательные ресурсы |
|
||
План урока |
|
||
Личностно значимая проблема |
Какие принципы лежали в основе Версальско-вашингтонской системы? В чем заключались ее недостатки? |
||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
|
||
Основные понятия |
Позиционная война, репарации, Версальско-Вашингтонская система. |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться:
- работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы;
|
Познавательные:
- устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами;
Коммуникативные:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного |
- проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой;
|
Организационная структура урока
Страна |
Цели в войне |
Франция |
1) Вернуть утраченные в 1871 г. территории Эльзаса и Лотарингии.
|
Великобритания |
1) Сокрушить Германию как главного соперника на море.
|
Австро-Венгрия |
1) Удержать захваченные в 1908 г. Боснию и Герцеговину.
|
Германия |
1) Переделить колонии Франции и Великобритании.
|
Россия |
1) Обеспечить контроль над черноморскими проливами, присоединить к западным губерниям территории со славянским населением (Галиция).
|
Военные действия Первой мировой войны
Годы |
Основные события на фронтах |
Итоги и значение |
1914 |
Наступление русских войск в Восточной Пруссии и Галиции |
Поражение России в Восточной Пруссии, поражение австро-венгерской армии в Галиции. Установился позиционный фронт |
Сентябрь 1914 г. - битва на Марне (Франция) |
Германские войска отступили. Угроза Парижу ликвидирована. Война приобрела позиционный характер |
|
Октябрь 1914 г. - Турция закрыла черноморские проливы для стран Антанты |
Образование Закавказского фронта (русско-турецкого) |
|
Декабрь 1914 г. - разгром англичанами немецкой эскадры у Фолклендских островов |
Океаны очищены от германских рейдеров |
|
Итоги: срыв молниеносной войны (план Шлиффена) Германии против Франции; установление позиционной войны; перспектива ведения войны на два фронта |
||
1915 |
Апрель 1915 г. - переход Италии на сторону Антанты |
Изменение состава противоборствующих блоков |
Май 1915 г. - открытие итало-австрийского фронта |
Война приобрела позиционный характер |
|
Сентябрь 1915 г. - образование Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария) |
Изменение состава противоборствующих блоков |
|
Итоги: война приобретает всё большие масштабы. Переломить ситуацию на Восточном фронте Четверному союзу не удалось. Морская война Германии с Великобританией безуспешна. |
||
1916 |
Февраль-декабрь 1916 г. - Верденское сражение («Верденская мясорубка») |
Германским войскам не удалось прорваться к Парижу |
Май 1916 г. - Ютландское сражение английского и германского флотов |
Подтвердило превосходство английского флота, блокада германского флота сохранилась |
|
Лето 1916 г. - Брусиловский прорыв на Восточном фронте (в Галиции) |
Помог англо-французским войскам устоять под Верденом и на Сомме |
|
Осень 1916 г. - битва на р. Сомме |
Германским войскам не удалось прорваться к Парижу |
|
Итоги: Германия и страны Четверного союза утратили стратегическую инициативу в военных действиях, которая перешла к Антанте |
||
1917 |
Неограниченная война германских подводных лодок против английских кораблей |
Потоплено значительное количество британских судов. Апрель 1917 г. - США объявили войну Германии |
Апрель 1917 г. - операция в районе Арраса и Реймса («Бойня Нивеля») |
Неудачное наступление французской армии |
|
Лето 1917 г. - наступление России на Восточном фронте |
Неудача русской армии, политический кризис в России |
|
Итоги: переломить ситуацию на Западном фронте Антанте не удалось. Ликвидация Восточного фронта, рост недовольства населения воюющих стран |
||
1918 |
3 марта 1918 г. - заключение сепаратного мира России с Германией (Брестский мир) |
Выход России из войны, потеря ею огромных территорий и выплата контрибуции |
Весна-лето 1918 г. - последнее германское наступление |
Окончательное истощение материальных и людских резервов Германии, перевес склонился на сторону Антанты |
|
Август 1918 г. - контрнаступление войск Антанты на Марне. Сражение под Амьеном |
Поражение германской армии |
|
5 октября 1918 г. - обращение правительства Германии к США с просьбой о перемирии |
Условиями перемирия должны были стать «14 пунктов» В. Вильсона |
|
18 ноября 1918 г. - подписание капитуляции Германии |
Окончание Первой мировой войны |
Задания для учащихся
- Ллойд Джордж считал, что страны-победительницы должны выступать при подписании мирного договора «как объективные арбитры, забыв о страсти войны». Так ли было на самом деле? Обоснуйте ответ с помощью фактов.
- При подписании мирного договора по итогам Первой мировой войны Ллойд Джордж сформулировал его цели: «…Этот договор должен иметь в виду три цели. Во-первых, обеспечить справедливость в том, чтобы учесть ответственность Германии за возникновение войны и за способы, которыми она велась. Во-вторых, это должен быть договор, который ответственное германское правительство может подписать с уверенностью, что оно в состоянии выполнить предписанные ему обязательства. В-третьих, это должен быть договор, который не будет содержать никаких провокаций последующей войны и создаст альтернативу большевизму тем, что будет предлагать всем разумным людям настоящее урегулирование европейской проблемы…» В какой степени были реализованы эти цели? Аргументируйте своё мнение примерами.
Изучение исторического источника.
Версальский договор. Подписан 28 июня 1919 г. Статья 16. Если член Лиги прибегает к войне… то он… рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Статут, и прекратить всякие финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно членом Лиги или нет.
В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооружённых силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги. Члены Лиги соглашаются, кроме того, оказывать друг другу взаимную поддержку при применении экономических и финансовых мер, которые должны быть приняты в силу настоящей статьи...
Может быть исключён из Лиги всякий член, оказавшийся виновным в нарушении одного из обязательств, вытекающих из Статута. Исключение выносится голосами всех остальных членов Лиги, представленных в Совете…
Статья 22. Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, ещё не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляет священную миссию цивилизации, и подобает включить гарантии осуществления этой миссии в настоящий Статут.
Лучший метод практически провести этот принцип - это доверить опеку над этими народами передовым нациям, которые, в силу своих ресурсов, своего опыта или своего географического положения, лучше всего в состоянии взять на себя эту ответственность и которые согласны её принять: они осуществляли бы эту опеку в качестве Мандатариев и от имени Лиги...
Вопросы и задания к источнику
- На основе статьи 16 определите, какие действия должна была предпринимать Лига Наций в случае войны.
- На основе статьи 22 определите: кому принадлежали раньше колонии и зависимые страны, упомянутые в тексте; какие государства подразумеваются под названием «передовые нации»; кому была выгодна такая статья договора; как изменилось положение колоний и территорий, упомянутых в тексте; что такое мандатная система. Означала ли эта система независимость территорий, на которые она распространялась?