Урок "Путешествие Шахмат в удивительный мир Математики»

Разделы: Математика, Профессия — педагог


Цель:

  • развивать умение решать простые задачи на сложение и вычитание;
  • повторить сложение и вычитание чисел в пределах 10;
  • воспитывать интерес к математике и игре в шахматы, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах;
  • расширять кругозор, мышление, воспитывать характер через игру в шахматы, формировать алгоритм рефлексивного мышления.

УУД:

  • Познавательные УУД - обеспечивают развитие общеучебных, логических действий, а также действий по постановки и решению проблем.
  • Регулятивные УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка;
  • Коммуникативные УУД - обеспечивают развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, развивают умение правильно распределять социальные роли в межличностных отношениях.

Оборудование:

  • учебник;
  • интерактивная шахматная доска;
  • рисунки шахматных фигур.
  • загадки.
  • раздаточный материал;
  • тетради по математике;
  • презентация по теме урока;

Ход урока

1. Приветствие

- Я приветствую Вас в Удивительном мире Математики!

Девиз урока: "Учимся - играем, считаем - побеждаем!"

2. Актуализация знаний

- У нас сегодня с Вами необычный урок - сегодня Математика пришла к нам вместе с Шахматами! И они приготовили для нас Сюрприз!

- Вместе с ними пришла и Главная Героиня сегодняшнего урока - одна из шахматных фигур. А вот какая Вы сейчас отгадаете….

3. Минутка Чистописания

- Для этого мы с Вами откроем наши зелёные тетради. И правильно расположим их на рабочем месте.

- Начнём мы с Вами, как и всегда с минутки чистописания. - Кто мне скажет: какое сегодня у нас число? - 25 декабря!

- Правильно! А если мы сложим цифры, которые используются для записи числа 25. Какое число мы получим? - 7 - Верно!!!

- Вот именно это число мы сегодня и потренируемся ещё раз писать. Это число необычное - Сказочное!! Встречается во многих сказках (« Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик», «Белоснежка и 7 гномов»….).

- Давайте вспомним: как оно пишется….( учитель проговаривает, а дети прописывают в тетради);

4. Графический диктант

- Ну, а теперь пришло время узнать: что за Фигура у нас в гастях! Для этого мы с Вами в наших тетрадочках напишем графический диктант. Обратите внимение на красную точку в Ваших тетрадях - это начало нашего Пути. Итак, в путь!

(От начальной точки - 1клеточка вправо, 1 - вниз, 1 - вправо, 1 - вверх, 1 - вправо, 1 - вниз, 1 - вправо, 1 - вверх, 1 -вправо, 3 - вниз, 1 - влево, 4 - вниз, 1 - вправо, 2 - вниз, 5 - влево, 2 - вверх, 1 - вправо, 4 - вверх, 1 - влево, 3 - вверх)

- Что у нас получилось? - ЛАДЬЯ - Молодцы! Конечно, это фигура называется Ладья! (открываю закрытый лист А4);

- Наша Гостья приготовила Вам много интересных заданий!

- В шахматах так же, как и в Математике тоже используются числа и цифры. Давайте с Вами вспомним: в чём между ними разница?

- Цифры нужны для записи чисел.

- Сколько всего цифр ? - от 0 до 9;

4. Повторение числового ряда

- Ребята, давайте с Вами посчитаем от 2 до 10 - прямой счёт.

От 9 до 3 - обратный счёт.

- Молодцы!

5. Соседи числа

- Ребята, что-то наша Гостья заскучала…

- Давайте мы её порадуем: Мы почитаем стихи о цифрах! А заодно и назовём соседей этих чисел!

№1: «5»

Если ДВА перевернуть
И внимательно взглянуть,
Так и сяк взглянуть опять,
То получим цифру ...

№2: «7»

Она похожа на топор,
Но не колит дров во двор.
Как коса, но не совсем,
Просто это цифра...

№3: «9»

Ах, какая запятая
На листе лежит большая!
Можно ею даже мерить,
Просто это цифра...

(дети называют соседей этих чисел)

5. Закрепление знаний - решение равенств/неравенств

- Наша Ладья пришла к нам не одна. Она пришла вместе с Друзьями! Они приготовили для вас интересное задание…

- Внимательно посмотрите на доску;

1. Поставь знаки < , > , =

2. На доске написаны неравенства (дети их решают) в виде наглядного материала;

(выходят к доске и расставляют нужные знаки)

6. Физминутка (музыкальная про шахматы)

7. Решение задач

- Вы, ребята, молодцы! Со всем справляетесь! Все фигуры узнали, задание выполнили.

- Но, Наша Ладья на этом не успокоилась и приготовила Вам ещё одно Задание!

(внимание на экран) - на экране появляется слайд с задачей, дети читают текст и её решают; 1 ученик - у доски, остальные - в тетради); выполняют геометрическую схему к задаче, решение и записывают ответ:

4+6=10 (п.)

Ответ: 10 партий

8. Физминутка

Пешка устала, задачки трудны,
Привал, силы сегодня нужны.

(Ведущий показывает движения, дети повторяют.)

9. Шахматная задача

- Мы решили с Вами математическую задачу, а теперь решим - Шахматную!

Наша Ладья принесла каждому из Вас миниатюрную шахматную доску. Вот на них Вы нам и покажите: какие Вы - знатоки Шахмат!

(на экране появляется интерактивная шахматная доска,

- Ребята, в шахматах во время игры используются такие понятия, как «вертикаль», «горизонталь» и «диагональ».

- Кто может выйти к доске и показать нам, где находится любая вертикаль?

- А сколько всего вертикалей? - 8

- А кто покажет нам - горизонталь?

Ребята, а сколько можно горизонталей всего показать? - Правильно - тоже 8!

- А вот я Вам сейчас кое-что покажу (показываю - диагональ); - Что это такое? - Это Диагональ! Правильно! - Самая большая. - А кто покажет самую маленькую диагональ? (ребёнок выходит и показывает)

10. Центр шахматная доски

- Я знаю,что Вы на уроках по шахматам с Елизаветой Юрьевной подробно изучали шахматную доску. Вы умеете находить центр шахматной доски.

- У Вас на столах лежат распечатанные миниатюрные доски. Вам нужно показать Центр Шахмат - нужно закрасить эти клетки разными цветными карандашами.

- Но, для этого нужно вспомнить Адрес Центра!

- Давайте, закрасим, а потом проверим. (ребята закрашивают на своих досках)

- Так, а теперь давайте сверим с экраном. Наша Гостья Ладья приготовила Вам правильный ответ.

- У кого также?

- Давайте вспомним адрес нахождения шашего Центра Доски. Кто правильно назовёт? - е4, е5, d4, d5

- Правильно!

11. Подведение итогов

Ладья благодарит всех ребят за помощь, желает успеха в учёбе и победы в игре в шахматы.

В чудесной шахматной стране
Всё это приключилось,
Ребята помогали мне
У нас всё получилось!

Спасибо всем!