Использование логоритмических упражнений на логопедических занятиях. Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте с использованием элементов логоритмики в подготовительной логопедической группе

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: обучение грамоте, логоритмика, подготовительная группа


Цель: обобщить навыки детей по обучению грамоте на итоговом занятии по теме «Африка» с использованием элементов логоритмики.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • обобщение знаний по лексической теме ««Животные жарких стран»;
  • расширение кругозора детей;
  • совершенствование навыка чтения.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствование слухового восприятия, чувства темпа и ритма;
  • совершенствование фонематических процессов;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и деления слов на слоги;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие пространственных ориентировок и двигательно-моторной координации.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • формирование умения работать в команде.
  • формирование положительного настроения на занятии.
  • Формирование умения доводить начатое до конца.

Оборудование: ноутбук, проектор, камешки «марблс», карточки-задания, фломастеры, клавесы, кусочки паззла, карта-паззл, султанчики, магнитная доска, символы-домики, предметные картинки для деления слов на слоги (зебра, слон, крокодил, черепаха, бегемот, носорог, жираф, лев), предметные картинки для звукового анализа (суриката, гиена, носорог, зебра).

Предварительная работа

На логопедических занятиях по развитию речи согласно календарно-тематическому планированию проводилась работа по развитию лексики, грамматических категорий и связной речи по теме: «Животные жарких стран». Проводился просмотр видео-уроков о континенте Африка, о жизни обитателей континента, о народах континента и их образе жизни, прослушивание музыкальных композиций: «FungaAlafia», «Танец духа», «Африканские барабаны». Проводилась логоритмическая работа: разучивание круговых танцев с использованием клавесов и султанчиков. На занятиях по обучению грамоте дети учились определять количество слогов в словах, выполняли звуко-буквенный анализ слов, учились навыку чтения слов по слогам, отрабатывали навык поиска пропущенных гласных в словах, а также тренировались в умении соотносить слова в группы по наличию твердого или мягкого согласного.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети заходят в зал и выстраиваются полукругом перед педагогом.

Логопед: здравствуйте, ребята.

Дети: здравствуйте!

Логопед: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: да!

Логопед: Хотели бы вы отправиться со мной в онлайн путешествие?

Дети: Да!

Логопед: давайте попробуем отгадать, куда же мы отправимся! Внимание на экран!

Видеопрезентация «Африка»

Логопед: Ребята, как вы думаете, куда мы попали? Кто догадался?

Дети: в Африку.

Логопед: Верно, ребята. Расскажем про Африку.

2. Речь с движением

Огромный этот континент
Известен людям много лет.
Там обитают крокодилы,
Львы, бегемоты и гориллы.
Жирафы тоже там живут.
Африкой континент зовут!

Развести руки в стороны «куполом»
Сжимаем/разжимаем пальцы рук
Загибаем пальцы обеих рук по названию животных

Поднять руки вверх.

Логопед: вот так Африка! Что за Африка!! Приглашаю вас танцевать африканский танец, вы такие сегодня нарядные и красивые!

3. Круговой марш с султанчиками. «Африканские барабаны»

После дети садятся за столы.

Логопед (удивленно смотрит на экран): что это за письмо к нам прилетело? Электронное? Давайте посмотрим?

Видеопрезентация. Экран. Тигренок Тик рассказывает детям о своей проблеме. У Тика испортилась карта Африки. Ребятам нужно помочь, восстановить потерянные кусочки карты. Предъявляется натуральная карта-паззл Африки без некоторых кусочков. Задача ребят - по мере выполнения заданий вставлять части паззла в карту Африки.

Логопед: у нас на столе есть кусочки этой карты. Когда вы выполните задание, кусочек карты можно возвращать на место.

4. Артикуляционная гимнастика с использованием жестов и музыки

Бегемот, Слоник-Лягушка, Обезьянка, Парус, Барабаны, Антилопа, Лев лакает воду.

Логопед: Отлично справились! Логопед предлагает ребенку добавить в паззл недостающий кусочек карты.

5. Чтение и звуко-буквенный анализ слова «АФРИКА»

На экране написано слово АФРИКА. У детей на столах карточки со словом.

Совместное чтение слова Африка по слогам с последующим звуко-буквенным анализом слова в своих карточках. Логопед контролирует выполнение задания.

Логопед: Прекрасно! Логопед предлагает ребенку добавить в паззл недостающий кусочек карты.

6. Деление слов на слоги

На доске представлены африканские животные. Логопед называет слово, дети выкладывают камешками на столе количество слогов в слове. После работы со всеми словами дети выходят к доске и распределяют животных согласно количеству слогов в слове в столбик 1, 2, 3 и 4 слога соответственно.

Логопед: Молодцы! Логопед предлагает детям добавить в паззл недостающий кусочек карты.

7. Дидактической упражнение «Вставь пропущенную букву». Отгадывание загадок

Логопед раздает детям карточки. Ребята, перед вами карточки со словами. Слова «сломанные». В них не хватает гласных. Я загадаю вам загадки, а вы отгадаете и поймете, какое слово «сломалось». Проверка задания на экране.

У него огромный рост,
Веер - уши, хобот - нос.
Он по весу чемпион,
Ну конечно, это - слон.
Он как кошка полосатый,
Весь пушистый и усатый,
Только вместо разных игр
Вам клыки покажет тигр.
Шелестя сухой травой,
Проползает кнут живой.
Приподнялся, зашипел,
Подходи, кто очень смел.

Кобра.

Вот живой подъемный кран.
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Он плоды срывает важно.

Жираф.

Дети вставляют пропущенные гласные в словах.

Логопед: Отлично справились! Логопед предлагает ребенку добавить в паззл недостающий кусочек карты.

8. Физкультурная пауза. FungaAlafia. Клавесы

Под музыку с помощью клавесов дети выполняют ритмические упражнения.

После упражнения дети садятся за столы.

Логопед: У вас отлично получилось! Логопед предлагает детям добавить в пазл недостающий кусочек карты.

9. Работа в парах. Дидактическая игра «Суперсортировка»

На доске представлены: картинки африканских животных, домики с обозначением твердых и мягких согласных. Задача детей: распределить слова-названия африканских животных правильно в соответствии с набором согласных звуков в слове. Работа ведется в парах. Дети определяют твердость/мягкость согласных и отправляют картинки к нужным символам.

Логопед: Прекрасно! Логопед предлагает детям добавить в паззл недостающий кусочек карты.

Логопед: - Ребятам, как вы думаете, вы помогли тигренку Тику справиться с его проблемой?

Ответы детей. Дети дают оценку своей работе.

Логопед: - Тигренок Тик будет очень рад! Ребята, а Вам понравились онлайн путешествие?

Ответы детей.

Логопед: Какие вы у меня молодцы. Такие сложные задания выполнили.

10. Подведение итогов занятия

На экране тигренок Тик благодарит ребят. Все прощаются. Занятие окончено.