1. Организационный момент
Приветствие.
2. Определение темы, целеполагание и мотивация
Сегодня у нас необычное занятие - финансовая грамотность. (1 слайд)
- Что значит это понятие?
- Почему оно такое важное? (Умение правильно распоряжаться своими финансами, вести учет доходов и расходов, владеть актуальной финансовой информацией и т.д.)
На этом занятии мы должны понять, что финансовая грамотность включает в себя знания уроков окружающего мира, математики, русского языка.
Определим тему занятия. Для этого прослушайте сценку из семейной жизни:
(слайд 2)
Мама: - Вроде мы неплохо зарабатываем, а денег всё равно не хватает.
Папа: - Сыну в подарок купили дорогой телефон, продуктами заполнили холодильник, заплатили коммунальные, отремонтировали машину.
Мама: - До конца месяца еще целых три недели, а деньги почти закончились.
О чем идет речь в этом диалоге? (о семейном бюджете)
Тема занятия: Семейный бюджет.(3 слайд)
Тема для вас не новая, т.к. в 3 классе на уроке окружающего мира в разделе «Экономика» с этой темой работали.
3. Как вы уже поняли сейчас будем выполнять задания по теме, связанные с уроком окружающего мира. Вспомним ,что такое семейный бюджет, из чего он состоит с помощью высказываний. Высказывания верные или неверные. Если вы согласны с высказыванием на белом листе под цифрой 1, ставите +, если не согласны. (4 слайд)
- Семейный бюджет можно сравнить с кошельком. Деньги, которые кладут в него - это доходы семьи. Деньги, которые тратят - расходы.(+)
- Все члены семьи зарабатывают и получаю деньги. (-)
- Семейный бюджет рассчитан верно, когда доходы превышают расходы (+)
- Во всех семьях одинаковые доходы и расходы.(-)
- У семьи могут быть незапланированные доходы и расходы(+)
Проверим результаты по образцу.( слайд 5) (+ - + - +)
Поднимите зелёные фонарики, кто выполнил без ошибок, красный фонарик - кто допустил ошибки.
И так, семейный бюджет состоит из доходов и расходов. Обычно семейный бюджет рассчитывают на месяц.
Выполним второе задание, из него мы узнаем из чего складываются доходы и расходы семьи. Для этого прочитайте самостоятельно текст на белом листе, обсудите с соседом по парте и заполните таблицу.
Прочитай рассказ о бюджете семьи Карповых.
Про доходы и расходы за месяц ноябрь в своей семье рассказывает Карпов Сергей ученик 4 класса одной из школ г. Кирова: «В моей семье 5 человек, трое взрослых и двое детей. Взрослые работают и за свой труд получают деньги. Папа работает водителем автобуса. Его зарплата за месяц составляет 50000 рублей. Моя мама воспитатель детского сада. Её зарплата за месяц - 25000 руб., но в этом месяце она получила премию 5000 руб. Мой дедушка - пенсионер. Он уже не работает, но получает пенсию - 20000 руб. Дедушка живет с нами, свою квартиру сдает другим жильцам в аренду и за это получает ещё дополнительно к пенсии 12000 руб. Мой брат и я школьники, поэтому денежного дохода в семейный бюджет не вносим.
А расходы в нашей семье, примерно, такие же как и во всех семьях. Ежемесячно мы платим за коммунальные услуги 7000 руб., еда в столовой и продукты - 36000 руб. На средства гигиены и косметику - 4000 руб. Сотовая связь - 1000 руб. На проезд и обслуживание машины уходит в месяц примерно 8 000 руб. С братом мы посещаем платные спортивные секции - 4000 руб в месяц. По выходным ходим в кино и на каток. Примерно на развлечения уходит из семейного бюджета 6000 руб. В этом месяце болел мой дедушка и брат, поэтому пришлось покупать лекарства и идти платно на приём к врачам. Потрачено за медицинские услуги 7000 руб. На одежду потратили в этом месяце 10000 руб. Ежемесячно откладываем 15000 руб. на летнее путешествие всей семьёй».
Запиши в таблицу данные о доходах и расходах семьи Карповых:
Доходы семьи за месяц |
рубли |
Расходы семьи за месяц |
рубли |
Проверим выполненное задание (слайд 6)
Сравните вашу таблицу с верной на слайде. Последовательность доходов и расходов может быть разной. 5 строчек заполнено про про доходы, 10 строк про расходы.
Поднимите фонарики:
- кто выполнил без ошибок - зеленый,
- с ошибками - красный фонарик.
Те, кто допустил ошибки, дописывают верные данные в таблицу, в соответствии с образцом.
Выполняя эти два задания вы убедились, что знания об окружающем мире важны для финансовой грамотности.
3. Сейчас настало время математики
- Какие вопросы можем поставить к данным таблицы, чтобы получилась задача? (Какой доход семьи Карповых за месяц? Какой расход средств за месяц?)
- Каким действием будем отвечать на поставленные вопросы? (Действием сложения, сложим отдельно доходы, сложим отдельно расходы)
Решение этой задачи запишите самостоятельно на листе синего цвета.
Проверка (слайд 7)
50000+25000+5000+12000+20000=112000 (руб.)
Ответ: 112000 рублей доход семьи Карповых за месяц.
- У кого совпал ответ, поднимает зеленый фонарик, у кого нет - красный.
7000+36000+4000+1000+8000+4000+6000+7000+10000+15000= 98 000 (руб.)
Ответ: 98 000 рублей расход средств семьи Карповых за месяц.
- Правильно ли был рассчитан бюджет семьи Карповых на месяц? (правильно, доходы превышают расходы)
Поставим к этой задаче еще 1 вопрос.
- Может ли папа купить в этом месяце телевизор, который стоит 25000 руб.?
Решаем вместе. Обсуждаем решение.
112000-98000=14000 (руб.) - остались непотраченными.
14000< 25000, значит телевизор купить нельзя
Ответ: телевизор не купить.
Вывод: Математика помогает рассчитать верно семейный бюджет.
5. О семейном бюджете в русском языке сложены пословицы, поговорки, фразеологизмы. Может, кто - нибудь вспомнит? (Копейка рубль бережет. Деньги - как вода: плывут неизвестно куда. Считай деньги в своем кармане. Здоров буду и денег добуду. и т.д.) (слайд 8)
Выполним задание, связанное с уроком русского языка и финансовой грамотностью.
На листе зеленого цвета.
Объясни, как ты понимаешь смысл фразеологизма «отложить деньги на чёрный день». Опиши ситуацию. Когда людям могут понадобиться эти деньги. Работаете письменно самостоятельно. Желающие зачитывают свои ответы.
- О чем сегодня узнали на занятии? Чему научились?
- Этот опыт и знания будут вам полезны?
- Где вы сможете их применить?
- Кому понравилось занятие, поднимите зеленый фонарик.