Системно-деятельностный подход в ФГОС 2021 года

Разделы: Начальная школа


Первые и пятые классы 2022-2023 учебный год начнут обучение по ФГОС ООО и НОО 2021 года. Стандарт обновили и дополнили. В основе Стандарта 2010 года лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В ФГОС ООО и НОО 2021 года мы видим единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего и начального образования на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а так же в течение жизни. Следовательно, прослеживается преемственность методологической основы Стандарта.

Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория «деятельности». Деятельность рассматривается как система, нацеленная на результат. Деятельность - игровая, учебная, трудовая, деятельность общения - специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Деятельность может носить активный и пассивный характер. Полноценное развитие личности обеспечивается только активной деятельностью. Поэтому основная задача педагога - организация учебной деятельности, позволяющая формировать у обучающихся потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент системно-деятельностного подхода: ситуация актуального активизирующего затруднения, организованная деятельность по выдвижению идей, версий, гипотез, целью которой является получение личного образовательного результата, выраженного в продуктах деятельности (схемы, таблицы, модели, проекты и т.д.). В процессе учебной деятельности ученик осваивает универсальные познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные действия.

Деятельность учителя в условиях системно - деятельностного подхода

Необходимо устранить

Нужно стремиться

Цель

Передача новых знаний

Развивать умения по открытию и применений знаний

Обучающая деятельность

Учитель - «транслятор» знаний.
Ориентируется на «среднего» ученика
Фронтальная работа с классом

Учитель - организатор учебной деятельности.
Дифференциация требований.

Групповая и индивидуальная работа

Учебные задания

Репродуктивные задания на повторение и запоминания

Продуктивные задания на применение знаний., интеграцию, формирование УУД.

Характер учебных заданий изменился. Ранее формулировки заданий нацеливали на репродуктивный уровень их выполнения (решите, спишите, сравните, найдите, выпишите и т.д.) По ФГОС 2021 года продуктивные задания - главное средство достижения результата образования. Формулировки заданий носят деятельностно-ориентированный характер, направлены на формирование УУД у обучающихся (проанализируйте, докажите (объясните), выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т.д.). Учебное задание (учебная задача) отвечает на вопрос «Как делать?», то есть учебная задача требует создания способа действия, другими словами, ответить на вопросы:

  • Какие учебные операции нужно провести?
  • Какая последовательность этих операций?
  • Как предугадать ошибки и трудности?

Педагогические технологии для реализации ФГОС ООО и НОО 2021 года:

  • Технология развивающего обучения
  • Технология системно-деятельностного метода обучения
  • Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ)
  • Технология исследовательского и проектного обучения
  • Технология коллективного способа обучения
  • Технология развития критического мышления
  • Информационно-коммуникационные технологии