Природа – наш общий дом

Разделы: Биология, Экология, Дополнительное образование


ДЕВИЗ: «Береги свою планету, ведь другой на свете нет!»

Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся в области экологии.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализация и расширение представлений обучающихся о живой и неживой природе, закрепить понятия «экология», «заповедник», «Красная книга».

Развивающие:

  • коррекция и развитие у обучающихся пространственного, слухового и зрительного восприятия;
  • коррекция и развитие внимания, мышления, памяти;
  • продолжить работу по сплочению коллектива;

Воспитательные:

  • формирование у обучающихся способности к самостоятельному выполнению учебно-познавательных заданий;
  • формирование целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде, экологического и эстетического сознания.
  • воспитание бережного и заботливого отношения к природе, понимания того, что все в мире связано друг с другом.

Оборудование: записи звуков природы, картинки животных и птиц, выставка книг, интерактивная доска, презентация.

Предварительная подготовка: заучивание наизусть стихотворений и загадок, знакомство с интересной информацией о природе на стенде.

Ход мероприятия

I. Оргмомент

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рады видеть вас на экологическом уроке «Природа - наш дом родной». Вы узнаете много нового и интересного о природе.

II. Послушайте стихотворение

(Слайд 1-10)

Много есть чудес на свете, (чтение стихотворения и показ слайдов)
Человек их всех чудесней.
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа - наша мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды...
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.

- Ребята, посмотрите, во что мы превратили наш Земной шар, он весь загрязнён. Мы сегодня постараемся его очистить от мусора, а в конце урока мы увидим результат нашей работы. (на полу мусор - скомканная бумага).

- Вспомните, какая наука подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу? (Экология)

Экология - это … (слайд 11).

III.

- Учёные экологи, биологи всего мира забили тревогу: природа в опасности! Сегодня вы узнаете, что нужно сделать, чтобы очистить нашу Землю от мусора.

- Посмотрите картины прекрасного мира природы, послушайте удивительные его звуки. (Звуки природы и слайды 12-17)

- Лес - наше богатство. Как выдумаете, почему? (Зелёный наряд нашей земли, чистый воздух, дом зверей и птиц). (Слайд 18)

Викторина «Лес - наше богатство»

  1. Что сделано из берёзы: спички или лыжи? (Слайд 19)
  2. Что сделано из ели: лыжи или пианино? (Слайд 20)
  3. Что сделано из осины: пианино или спички? (Слайд 21)
  4. Какое дерево считается символом России? (берёза)
  5. Сок какого дерева сладок? (сок берёзы)
  6. Сколько было названо деревьев? (три)

Птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему? (Птицы уничтожают вредителей лесов, поедают семена сорняков, радуют нас своим пением, красивым видом). Слайд 22

Всего на Земле насчитывают более 2000 птиц. Каких птиц вы знаете?

Теперь прочтите загадки о птицах, а другие дети их будут отгадывать. (Слайды - птицы) сл. 22-28

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
А зовётся птица …
(грач)

Эту птицу всякий знает.
На шесте её дворец:
Червяков птенцам толкает
Да трещит весь день …
(скворец)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплые края не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …
(воробей)

Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нижней?
Кто же это?
(соловей)

Тихой ночью лес уснул.
Кто-то ухнул и вспорхнул.
Да, не зря идёт молва -
В ночь охотится …
(сова)

Ходит птица по болоту,
Хочет высмотреть кого-то.
«Кап!» - сорвётся с клюва капля,
«Цап!» - лягушку схватит …
(цапля)

Я в любую непогоду
уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый …
(гусь)

Игра «Прилетели птицы»

Ведущий читает стихотворение, обучающиеся должны найти лишние слова, затем на экране появляется слайд для проверки.

1.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы, мухи и стрижи.
(слайд 29)

2.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(слайд 30)

3.

Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
(слайд 31)

4.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
(слайд 32)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы.

«Экологические загадки»

- Вопросы задаются командам по очереди:

  • Что теряет лось каждую зиму?
  • Кто меняет шубу 2 раза в год?
  • Какие животные зимой спят?
  • Кто спит вниз головой?
  • Животное российских лесов, похожее на кошку.
  • Какая птица подбрасывает своё яйцо в чужое гнездо?
  • Зимуют ли птицы в скворечнике?
  • Пингвин - это птица или нет?
  • Представительница пресмыкающихся, которая спасаясь, может отбросить часть хвоста.

Конкурс «Найди лишнее»

- Какие меры по спасению исчезающих животных и растений приняты в нашей местности?

  • Разрешена охота
  • Создан заповедник им. Алёхина
  • Забота об их размножении
  • Не ведётся борьба с браконьерством.

Конкурс «Учимся сочинять стихи»

Вы хорошо читали отрывки из стихотворений, загадки. А сами сочинять стихи или загадки умеете? Дело это непростое. Давайте попробуем. На интерактивной доске соедините линиями рифмующиеся слова из разных столбцов. (Слайд 34)

Конкурс «Знаете ли вы?»

  1. Какая птица живёт дольше всех? (Ворон, живёт около 200 лет, обитает в лесах)
  2. Какая птица самая маленькая на Земле? (Колибри)
  3. Какая самая крупная птица? (страус, высота 2,5 метра, вес около 100 кг.)
  4. Где в лесу вьют гнёзда соловьи? (в лесу под кустами).
  5. Нельзя разорять гнёзда птиц.
  6. Какая птица спит вниз головой? (сова)
  7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (кукушка)

Закрепление

  • Что вы узнали нового? Что запомнили? (ответы детей)
  • Что мы можем сделать с вами, ребята, чтобы птицам жилось легче? (ответы детей).

Обзор выставки книг «Дом по имени Земля».

Слово о Красной книге.

Кра́сная кни́га -список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. (Слайд 35)

Красные книги бывают различного уровня - международные, национальные и региональные. (Слайд 36, 37, 38)

Красная книга - это несколько толстых томов (книг). Цвет переплётов этих томов красный. А вот страницы разных цветов. На страницах красного цвета расположены сведения об исчезающих видах и видах, которым грозит полное исчезновение. Этих животных осталось на Земле очень мало, их численность продолжает сокращаться. Страницы красного цвета сообщают нам о видах, численность которых ещё достаточно велика, но продолжает сокращаться. На страницах белого цвета мы можем прочесть о животных, которые редко встречаются или потому что их всегда было мало на Земле, или потому что они живут на небольших (ограниченных) территориях. Страницы серого цвета рассказывают о видах, малоизученных и очень редко встречающихся. На страницах зелёного цвета расположены сведения о животных, которые были редкими, которым угрожала опасность исчезновения, но теперь численность этих животных, благодаря усилиям человека, восстановлена настолько, что они находятся уже вне опасности.

Слово о заповеднике

Заповедник - участок территории, на котором сохраняются в естественном состоянии ценные в природные объекты (виды растений и животных, типы ландшафтов, минералы т.п.). (Слайд 38)

На территории Курской области располагается Центрально-Чернозёмный заповедник имени В.В. Алехина, который является одним из старейших в России. Главной достопримечательностью здесь являются целинные чернозёмы. Центрально - Черноземный заповедник носит имя своего основателя профессора В.В. Алёхина. Профессор В.В. Алёхин называл луговые степи заповедника "Курская растительная аномалия". А всё из-за присущей только этим участкам высокой видовой насыщенности - более 80 видов растений на одном квадратном метре. (Слайд 39-40)

IV. Итог урока

- А мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? Давайте с вами составим правила друзей природы.

Правила друзей природы

Не нарушай тишину леса.
Не ломай ветки деревьев.
Не рви цветы.
Не разоряй птичьи гнёзда.
Не бери домой животных и птиц.
Не разоряй муравейники.

V. Рефлексия

- С каким настроением вы заканчиваете занятие?

- Что нового вы узнали?

Итоги: Как мы можем помогать природе. Что мы должны сделать, чтобы сберечь её? (Слайд 44)