Дети, игра, детство - чаще всего эти слова вызывают ассоциации с детьми дошкольного возраста и, конечно же, с детским садом. Сегодня на дошкольные учреждения возлагают огромные надежды, как государство, так и родители, заботящиеся о будущем своих детей. Одна из важных задач дошкольного учреждения - развитие активной, интеллектуально-развитой, творческой личности. Для достижения данной цели используются эффективные технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Существует тонкий мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом - игра. Игра способна развивать личность, используя естественные познавательные способности ребенка, физиологические и психологические аспекты. В последнее время наблюдается тенденция к снижению уровня познавательного развития, что приводит к возникновению таких проблем как: слабо развиты память, внимание, логика, мышление, речь. У вновь поступающих в детский сад детей отсутствуют навыки самообслуживания и самостоятельности в целом. Дети стали равнодушными к познанию и изучению нового для них мира, увлекаясь практически с младенчества гаджетами, компьютерами и телевидением. Но все же дети во все времена остаются детьми и при грамотно простроенном образовательном процессе их достаточно легко вернуть в беззаботное легкое состояние открытости, увлеченности и детской уникальной одаренности, которая присуща каждому ребенку с рождения. Самое главное не стоит забывать, что ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игра именно на ней и должен строится весь дошкольный цикл взросления.
Для плодотворной работы в группе были созданы развивающие центры: речевой, математический, исследовательский. В речевом центре находится подборка различных игр, способствующих развитию речи детей, таких как: «Чей малыш?», «Загадай загадку по картинке», «Угадай и расскажи», «Чей дом?», «Угадай сказку по контуру», «Половинки», «Чья буква?», «Посмотри, разложи, расскажи», «Собери сказку», «Где спрятался звук?» и так далее. В математическом центре находиться подборка дидактических и настольно печатных развивающих игр предназначенных для развития математических представлений таких как: «Цифровое лото», «Схемы графических изображений», «Найди по цвету», «Кто быстрее?», «Шашки», «Лабиринты», «Бродилки», «Цветовое лото», «Сделай такую же фигуру», «Что снаружи, что внутри?» и так далее. В исследовательском центре находиться подборка развивающих игр для всестороннего развития личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозоре, интеллекта, личностных качеств таких как: «Ассоциации», «Что кому?», «Мнемография», «Что из чего?», «Что хорошо, что плохо?», «Что перепутал художник?», «Времена года», «Где я это видел?», «Найди по контуру», «Что к чему?» и так далее. Игры, находящиеся в развивающих центрах, меняются с учетом возрастных особенностей и конечно же доступны детям. Новые игры вводятся постепенно, обязательно проигрывая каждую игру с детьми и учитывая структуру образующую основные компоненты, к которым относятся: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия, дидактический материал и результат и дополнительные компоненты к которым относятся роль и сюжет. Обязательно включаем в проведение развивающих игр: ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала; объяснение хода и правил игры; показа игровых действий; определение роли взрослого в игре (игрок, болельщик, арбитр - направляющий действия играющих своим советом, напоминанием, вопросом); подведение итогов игры.
Помимо настольно-печатных, дидактических, предметных игр, находящихся в развивающих центрах, собраны картотеки словесных игр, разной направленности, которые можно использовать при формировании культурно-гигиенических навыков, навыков культурного поведения, а также на решение задач различных образовательных областей. Например, словесная игра «Что внутри?», помогает детям непросто знакомиться с окружающими их предметами, но и исследовать содержимое этих предметов. Игра «Скажи правильно» развивает умение детей внимательно слушать, анализировать и исправлять свои и чужие ошибки. Игра «Так бывает или нет» формирует умение отличать реальность от вымысла, закрепляя представления об окружающем мире. Игра «Этот человечек» развивает у наших дошкольников наблюдательность, речь, умение в точности описывать внешность свою и другого ребенка, при этом обращая внимание на цвет, материал, опрятность, красоту одежды и всего внешнего вида в целом. Игра «Что с начала, что потом?» помогает закрепить у детей правильную последовательность выполнения различных действий (одевания, умывания, приготовления пищи, поведения в различных ситуациях, и так далее).
Развивая познавательные способности детей, огромное внимание уделяется подвижным играм, способствующим формированию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. С этой целью в центе физической активности собраны картотеки и атрибуты подвижных игр, которые также находятся в свободном доступе детей и с легкостью используются в любых режимных моментах.
Используя развивающие игры для развития познавательных способностей, анализируя развивающие игры, у педагога появляется возможность выявить: индивидуальные способности в поведении и характере детей; эффективность игры для использования детьми в
самостоятельной игровой деятельности и правильности в организации индивидуальной работы с ними.
Важно помнить, что весь педагогический процесс должен способствовать удовлетворению потребностей ребёнка.
Литература
- Дидактические игры-занятия в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.Н.Панова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
- Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Тихомирова Л.Ф. - Ярославль: Академия развития, 1996.
- Развитие у детей старшего возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности: учебно-методическое. Пособие/ авт.-сост. А.Ю.Кузина. - Тольятти ТГУ, 2009.