Современные школьники всё чаще решают поставленные перед ними цели и задачи коллективно. Обучающиеся школы постоянно принимают участие в различных конкурсах, проектной деятельности. Для этого они создают школьные группы. Им нравится выполнять задания вместе. Ребята становятся дружнее и общительнее. Также командная работа позволяет им делиться друг с другом мыслями и идеями, сообща достигать желаемого результата. Именно коллективный разум выделяет самое лучшее в участниках команды: умение анализировать, быстро принимать решения. При этом весь процесс должен контролировать грамотный наставник - лидер.
Лидер - человек, который организовывает работу в коллективе, управляет процессом, помогает объединять членов команды, направлять в нужную сторону их мысли, чтобы не отклониться от заданной цели. В школьных классах также есть свои лидеры: староста, активист, спортсмен, отличник. Все они влияют на атмосферу в команде по-своему. Например, староста следит за порядком и занимается организационной деятельностью, отличник помогает одноклассникам в учёбе, спортсмен поддерживает ребят на занятиях по физической культуре, активист пробуждает интерес к творческой работе. Но не всегда лидер становится лидером самостоятельно, его замечают педагоги и помогают ему. Ведь грамотный лидер - залог успеха в создании дружеской, благоприятной атмосферы в коллективе. Учителя для выявления скрытого лидера используют различные методы: опрос-тестирование, диалог, наблюдение, игра. Проведение опроса позволяет установить наличие лидерских качеств у ребенка и узнать, есть ли у него желание руководить, управлять каким-либо процессом. Общаясь на уроках и переменах с ребятами, учитель замечает, кто из них стремится привлечь внимание одноклассников. Также благодаря стороннему наблюдению удается определить лидера в команде. Самым интересным методом является игра. Школьники любят познавать окружающий мир в игре, поскольку находятся в комфортной для них среде. Весь процесс происходит легко и непринужденно. Как правило, все эти методы используются учителем одновременно, в совокупности, чтобы точнее найти лидера класса.
В нашей педагогической практике случалось, что ребенок, будучи отличником, спортсменом не был лидером класса, а вот его друг, у которого по учебе не всегда все шло гладко и на уроках физической культуры не получалось выполнять многие упражнения, в результате становился наставником и организатором. Он стремился стать лучше, приобщить одноклассников к коллективной работе, задействовать всех в решении предстоящих перед ними задач с целью упрощения работы и получения мгновенного решения. Ребенок проявлял явные качества лидера, позволяющие ему привлечь внимание других школьников и создать единую команду. Так какие черты характера нужны лидеру?
Прежде всего лидеру необходимо быть уверенным в себе: знать, какого результата он хочет добиться, что ему нужно для достижения цели. Немало важным для лидера является коммуникабельность. Быстро находить контакт с одноклассниками, налаживать общение с ребятами, располагать к себе окружающих. Также лидер должен быть целеустремлённым и решительным. Данные качества заставляют не сдаваться перед любыми трудностями, предотвращают ненужные колебания, переживания. Кроме этого лидер всегда учитывает мнения участников команды, их интересы. Ведь каждый хочет, чтобы его труд ценили и уважали. Лидер может разглядеть в своих одноклассниках те способности, которые помогли бы улучшить командную работу.
Таким образом, роль лидера связана с высокой ответственностью. Грамотно построенная работа всегда дает положительный результат. Поэтому каждому участнику важно понимать, какие обязанности возлагает на себя лидер команды.