Класс: 1.
Место проведения: Палеонтологический памятник природы «Красная горка».
Цель: создать условия для формирования представления у младших школьников о палеонтологическом памятнике природы «Красная горка».
Задачи:
- Воспитательные: воспитание бережного, ответственного отношения к окружающей среде, окружающему миру; воспитание необходимости соблюдения частоты, самоопределения в вопросах экологического воспитания.
- Развивающие: развитие творческой активности, умения рассуждать, сопоставлять и сравнивать; развитие внимания и мышления; развитие познавательного интереса; развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей; развитие личности ребёнка, художественного вкуса, творческих способностей.
- Образовательные: формирование представления о палеонтологическом памятнике природы «Красная горка»; привлечение внимания обучающихся к большому значению в жизни необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении.
Оборудование: пакеты, перчатки, 4 листа А4, фломастеры.
Требования безопасности перед проведением экскурсии:
- Внимательно выслушать инструктаж по технике безопасности.
- Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движения и соответствующую сезону и погоде.
- При жаркой солнечной погоде надеть головной убор.
- Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности обходимыми медикаментами и перевязочными материалами.
- Не начинать движение без указания педагога.
Правила поведения во время экскурсии на природу:
- Не трогать руками животных, пресмыкающихся, насекомых, посторонних предметов, не пробовать на вкус какие-либо растения;
- Не пить сырую воду из открытых водоемов;
- Употреблять питьевую воду из бутылки, которую необходимо взять с собой;
- Сбор растений, листьев и т.п. производить только с разрешения педагога, ни в коем случае не пробовать их на вкус;
- Не разжигать костер, не ломать деревья;
- Бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры.
- Соблюдать дисциплину, выполнять все указания педагога, самовольно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы.
- При движении обучающиеся не должны нарушать построения группы: не перебегать, не обгонять товарищей, не кричать, не толкаться.
- При переходе улиц, перекрестков соблюдать правила дорожного движения.
- Своевременно информировать педагога об ухудшении состояния здоровья или травмах.
Ход занятия
1 локация «Чистота - красота»
- Ребята, первая локация нашего квеста-экскурсии хочу начать со слов Маленького принца, автором книги является Антуан де Сент-Экзюпери: «Есть такое твердое правило, встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». (Обучающиеся заранее распределены 4 команды (подготовлено название, девиз, выбран капитан)).
- Как вы думаете, о чем говорит Маленький принц? И чем мы сейчас будем заниматься?
- Помните, что мы собираем мусор в два пакета. В первый - пластик (бутылки, крышки от бутылок, одноразовая посуда), во второй пакет - остальной мусор, который не перерабатывается. Обязательно наденьте перчатки!
Итак, собираем мусор по командам. Выиграет та, которая за короткое время уберет свой участок качественно!
2 локация «Тайны красной горки» (вопрос-ответ)
За каждый правильный ответ - 1 балл. Команды отвечают по очереди, если команда допускает ошибку, вопрос переходит к следующей.
- Ребята, вы же готовились к этому квесту, проверим ваши знания о Красной горке!
- Почему «Красная горка» имеет такое название? (Каменные породы темно-красного цвета)
- Сколько миллионов лет памятнику природы «Красная горка»? (140-150 миллионов лет)
- Что находилось на территории Красной горки много миллионов лет назад? (Лесное озеро окруженное непроходимым лесом)
- В каком районе находится «Красная горка»? (Черновский район)
- Как образовался памятник природы? (На одном участке произошло подземное естественное возгорание углей)
- Что мы можем увидеть на сланцах? (Отпечатки растений и животных)
3 локация «Что делать хорошо, а что - плохо»
- Ребята, наша локация называется «Что делать хорошо, а что плохо». Как вы думаете, о чем пойдет речь?
- Давайте вспомним, где левая рука, а где правая. Левая рука будет означать ответ «нет», а правая «да». Запомнили? Давайте проверим! (первое задание на проверку понимания). Итак, та команда, где все быстро и правильно поднимут руки, получает 1 балл!
1. Бросай, куда попало мусор (Нет).
2. Дай вещи «вторую жизнь» (Да).
3. Оставляй мусор в лесу, около водоёма, на месте отдыха (Нет).
4. Сортируй мусор правильно (Да).
5. Экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону). (Да)
6. Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда (Нет).
7. Оборудовать и очищать места отдыха (Да).
8. Ломать растения, срывать цветы (Нет).
9. Оберегать и подкармливать животных и птиц (Да).
10.Участвуй в субботниках (Да).
4 локация «Нарисуй и расскажи»
- А сейчас мы посоревнуемся в эстафете, но не простой! Вы уже разделены на команды. Каждая команда должна нарисовать животное, рыбу или насекомое, которое обитало или обитает на территории природного памятника «Красная горка» (например, крокодил, ликоптера, кузнечик, комар, жук и т.д.). При этом один участник имеет право нарисовать только одну часть животного (морду, тело, лапу, нос и т.д.). Выберите в команде того, кто будет держать лист бумаги. При подведении итогов выставка рисунков, маленький рассказ от капитана об обитателе «Красной горки».
5 локация «Поиск артефакта»
- А теперь самое главное в нашей квест-экскурсии! Это поиск отпечатков ископаемых растений и животных. Помните, что это памятник природы, поэтому сланец мы не собираем и не забираем к себе домой, а сфотографируем и расскажем о своих находках на следующем занятии. А пока мы с вами ищем отпечатки растений и животных, давайте найдем послание от главного зеленого агента планеты Земли. Послание может находиться, под камнем, деревом. Я буду направлять вас, говоря «тепло» или «холодно». (4 конверта - каждый капитан команды читает строчку стихотворения, обсуждение). (приложение А).
Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,
Что Землю тоже нужно охранять,
Она как мы - такая же живая.
А. Лопатина
Подведение итогов
- Каждая команда отлично потрудилась! Давайте подведём итоги нашей квест-экскурсии. Посчитаем баллы. (Награждение каждый команды номинацией, вручение медалей (Приложение Б)).
Номинации:
- «Самые трудолюбивые»;
- «Самые любознательные»;
- «Самые сообразительные;
- «Самые находчивые».