Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с творчеством К.И.Чуковского. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту. Вспомнить знакомые произведения автора. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию слушать сказки.
- Формировать умение отличать русскую народную сказку от авторской, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;
- Закреплять умение детей угадывать название произведения по иллюстрациям, отрывку из сказок;
- Закреплять умение работать по мнемотаблице (обувь)
- Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения;
- Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Интеграция образовательных областей:
- "Речевое развитие",
- "Социально-коммуникативное развитие",
- "Познавательное развитие".
Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой.
Просмотр презентации: «Путешествие в волшебную страну сказок К.И.Чуковского», приветствие, сюрпризный момент-путешествие, рассматривание портрета К.И.Чуковского, беседа, чистоговорка, игра "Узнай героя", игра: «Узнай сказку по картинке», физкультминутка "Крокодил", упражнение « Волшебная коробка с потерянными вещами», словарная работа по сказке «Путаница», рассматривание иллюстраций к сказке "Чудо-дерево", художественное слово, волшебный сундучок с подарками, знакомство с новой сказкой «Топтыгин и медведь».
Предварительная работа: беседы, просмотр иллюстраций к сказкам, рассказывание сказок детям, заучивание отрывков наизусть.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, указка, презентация, волшебная палочка, волшебная коробка с потерянными вещами, чудо-дерево, подарки детям, выставка книг и рисунков, мнемотаблица(обувь).
1. Вводная часть. Организационный момент
Воспитатель: Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева. Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня. Давайте улыбнемся и подарим им свою теплую улыбку.
Психогимнастика (установка на занятие).
Наши глаза внимательно смотрят.
Наши уши внимательно слушают.
Наши ноги нам не мешают.
Наши руки нам помогают.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Послушайте, что я вам расскажу. Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими. Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными?
Дети: Потому что, их сочинил народ. Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Воспитатель: Почему сказки называют авторскими?
Дети: Потому что, их сочинил и написал один человек - автор.
Слайд 1
Звонит телефон.
Воспитатель: Здравствуйте, кто говорит? Кто- кто? Сказочные герои? А что вы хотите? Да не галдите, а пусть скажет кто-нибудь один. Кто говорит? Слон. А что вам надо? Что-то? Послушайте, ребята, что слон говорит? Сейчас я переключу на громкую связь.
Звучит запись.
В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей!
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
Ведущий: А кто догадался из какой сказки звонили звери? (Телефон)
Воспитатель: Ребята, а вы поняли к какому автору замечательных сказок нас приглашают в гости?
Воспитатель: Хотите отправиться в волшебную страну сказок Корнея Чуковского?
Звучит музыка.
Воспитатель:
Взмахом палочки волшебной
Я чудесный мир открою,
Вместе мы перенесемся
В гости к сказочным героям.
Воспитатель: Вот мы и оказались в волшебной стране сказок. Давайте подойдем к выставке его книг.
Дети проходят к выставке, где расположены книги и рисунки к произведениям К.И.Чуковского.
Воспитатель: Ребята, Корней Иванович очень любил детей, часто приходил в детские сады и школы, чтобы почитать свои веселые стихи и сказки. Ребята, посмотрите, сколько сказок нам написал К.И.Чуковский. Давайте, еще раз назовем их (перечисляют).
(Мойдодыр, Муха-Цокотуха, Тараканище, Путаница, Доктор Айболит, Краденое солнце, Телефон, Чудо- дерево, Федорино горе, Бармалей, Крокодил).
- Почему, вам, ребята, нравятся эти сказки?
Дети. Потому что они добрые, веселые, интересные, поучительные.
Путешествие продолжается ребята мы сядем и отдохнем.
Садятся на стульчики.
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран.
Слайд 2
Портрет Чуковского
Воспитатель: Посмотрите на портрет К.Чуковского. Ребята, Корней Иванович очень любил детей, часто приходил в детские сады и школы, чтобы почитать свои веселые стихи и сказки. За это его назвали «дедушка Корней», «дедушка Чуковский».
Слайд 3
Воспитатель: А вы знаете, что рядом с нами в - в небольшом доме на своей даче в Переделкино много лет назад жил Корней Иванович Чуковский. Теперь там находится музей Чуковского.
В этом доме все сохранилось, как при Чуковском. В его кабинете по-прежнему серьезные книги соседствуют с детскими игрушками и подарками от юных читателей из самых разных стран.
- Дом напичкан чудесами. Некоторые попали сюда прямо из стихов Корнея Чуковского. Если у вас будет возможность, то посетите этот музей.
Дети встают возле стульчиков.
Воспитатель: Молодцы, дети! А сейчас предлагаю вам произнести чистоговорки, для того, чтобы чисто и красиво разговаривать:
Он-он-он - у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр - любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил - Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца - нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит - добрый доктор Айболит.
Дети садятся на стульчики
Игра «Узнай героя». (показ героев картинки)
Стол для картинок
Я буду называть вам определения, а вы должны догадаться о ком идёт речь:
- Гадкий, нехороший, жадный (Бармалей)
- Зелёный, грозный, зубастый (Крокодил)
- Добрый, внимательный, заботливый (Айболит)
- Кривоногий, строгий, хромой (Мойдодыр)
- Весёлая, гостеприимная, добрая (Муха-Цокотуха)
- Неопрятная, неряшливая, ленивая (Федора)
- Маленький, бесстрашный, храбрый (Комарик)
- Рыжий и усатый, страшный великан (Таракан)
Кто запомнил повтори:
Какая муха-Цокотуха? Весёлая, гостеприимная, добрая
Какой Крокодил? - Зелёный, грозный, зубастый
Воспитатель: дети давайте отдохнем и отправимся в гости к Крокодилу.
Выходят в середину зала
Физкультминутка «Крокодил»
Нынче с визитом ко мне приходил - Шаг на месте
Кто бы вы думали? - сам Крокодил. Две руки вперед, изображают пасть.
Я усадил старика на диванчик, Приседание
Дал ему сладкого чаю стаканчик. Пьют чай из стакана
Вдруг неожиданно Ваня вбежал Бег на месте
И, как родного, его целовал. Воздушные поцелуи двумя руками
Вот и каникулы! Славная ёлка Руки вверх, показать елку.
Будет сегодня у серого Волка. Показать волка
Много там будет весёлых гостей. Бег на месте.
Едемте, дети, туда поскорей!
Дети садятся на стулья
Слайд 2
Игра: «Узнай сказку по картинке и вспомни отрывок»
Воспитатель: (обращает внимание детей на экран)
Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?
Дети:
«Муха-Цокотуха»
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.Пошла Муха на базар
И купила самовар:«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница.
Воспитатель.: Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?
Дети:
«Тараканище»
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую».Звери задрожали,
В обморок упали.
Воспитатель: А эта иллюстрация из какой сказки?
Дети:
«Федорино горе»
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?
Дети:
«Мойдодыр»
Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут -
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!»
Дети:
«Доктор Айболит»
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Продолжаем наше путешествие по страницам сказок Корнея Ивановича Чуковского. К нам на занятие прилетела бабочка. Однажды случилась странная история. Звери и птицы поменялись голосами, перепутались. В какой сказке это произошло? (Путаница). Как бабочка помогла в этой сказке зверям и птицам?
Воспитатель: Кто прочитает отрывок?
Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать -
И потухло.
Дети подходят к стенду (картинки)
Словарная работа.
Воспитатель: объясним значение слов, которые могут быть для вас непонятными. Послушайте отрывок из этой сказки.
Только заинька
Был паинька:
Не мяукал
И не хрюкал -
Под капустою лежал,
По-заячьи лопотал
Воспитатель: Как понимаете слово «Паинька»?
Паинька - ласковое название послушного ребёнка
«Лопотал»?
Лопотал - говорить много, быстро, неясно
Воспитатель: Послушайте отрывок.
Приплывали два ерша,
Поливали из ковша.
Воспитатель: Как понимаете слово «Ковш»?
Ковш - округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего. (Показ картинки).
Воспитатель: Послушайте отрывок
Прибегали лягушата,
Поливали из ушата.
Воспитатель: Как понимаете слово «Ушат»?
Уша́т - большой сосуд для воды или других жидкостей, на верхней стороне которого с противоположных сторон расположены выступы с отверстиями или ручки («уши»), которые используются для переноски двумя или более людьми (Показ картинки)
Ребенок читает отрывок.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Воспитатель: Как вы понимаете, что такое башмачок?
Это лёгкая кожаная низкая обувь с каблуками и пряжками.
Дети давайте подойдем к нашему чуду дереву к дереву.
Воспитатель: отрывок из какой сказки вы услышали? Дети давайте подойдем к нашему чуду дереву к дереву. Какую обувь вы видите на нашем Чудо-дереве? Давайте по таблице опишем САПОГИ.
Мнемотаблица.
А под Чудо-деревом стоит коробка. На ней написано «Коробка с потерянными вещами).
ИГРА «Коробка с потерянными вещами». (поставить рядом стол)
В коробке любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».
- Что это? (Калоша)
В коробке то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».
- Что это? (Мочалка)
В коробке то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-Цокотуха».
- Что это? (Варенье)
В коробке то, чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит».
- Что это? (Шоколад)
В коробке то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище».
- Что это? (Шарик)
Отгадайте загадку
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… (Луна)
Показ картинки луна
Садятся на стульчики
Воспитатель: много сказок мы с вами прочитали. А сегодня мы познакомимся с новой для вас сказкой К.Чуковского «Топтыгин и луна».
Включить видеосказки.
Куда захотел полететь медведь? (на луну)
Удалось ему это? Почему?
Воспитатель: Вот такой интересный и познавательный мир сказок К.И.Чуковского.
Звучит музыка.
А нам, ребята пора возвращаться в детский сад.
Взмахом палочки волшебной,
Глазки дружно мы закроем
И вернемся в детский сад.
3. Заключительная часть. Подведение итогов
(вопросы к детям)
Воспитатель: Ребята, куда мы сегодня с вами совершили путешествие?
Давайте назовем автора сказок, у которого мы были в гостях?
Что запомнилось вам на занятии?
Что нового вы узнали?
Воспитатель: Закончилось сегодняшнее путешествие по сказкам К.Чуковского. Впереди нас ждет еще много других сказок, которые мы прочитаем.
За то, что вы так хорошо знаете сказки, сегодня вы получаете раскраски по К.Чуковского и книгу «Топтыгин и луна» в нашу библиотеку.