Дистанционные образовательные технологии в дополнительном образовании детей

Разделы: Дополнительное образование


Дистанционное обучение - процесс взаимодействия ученика и учителя на расстоянии с сохранением всех присущих обучению компонентов (целей, содержания, методов, организационных форм, средств обучения) и с применением специфических технических средств (интернет-технологий или других интерактивных сред).

Благодаря современным информационным технологиям воспитанники могут использовать разные информационные ресурсы и площадки. Это очень востребовано на сегодняшний день. Обучающиеся самостоятельно используют самые разные источники информации, таким образом приобретают знания, сами определяют способы познавательной деятельности. Познавательная деятельность носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов каждого обучающегося. Сегодня время диктует свои условия и педагогам и обучающимся творческих объединений, приходится строить всю работу в условиях онлайн по средствам интернет-технологий.

Мой опыт дистанционной работы

Занятия проходят на платформе социальной сети ВКонтакте, в закрытых группах. В группу добавлены родители и дети (зарегистрированные в социальной сети). Также в каждую группу добавляется зам. директора по учебной части, для контроля учебного процесса. На странице сообщества публикуется задание, по времени в соответствии с расписанием, в виде мастер-класса. Посещаемость отмечается по количеству «лайкнувших» запись. Ниже в комментариях прикрепляются этапы работы, вопросы и итоги.

Итог: работа на площадке социальной сети удобна тем, что не нужно специально регистрироваться на новых площадках, у подавляющего большинства есть аккаунты на данной площадке. Все выходит очень оперативно и комфортно.

Рекомендации педагогу дополнительного образования для организации дистанционного обучения за 4 шага

Шаг 1. Определить цели, задачи и содержание программы дистанционного обучения.

Можно выделить следующие цели дистанционного образования:

  • Цель дистанционного образования сделать работу педагога творческой, более свободной, предоставить возможность самому решать, как выстроить систему преподавания предмета, дать возможность автоматизировать весь процесс. У педагога высвобождается больше времени для создания методических пособий, повышения уровня профессиональной подготовки.
  • Цель дистанционного образования заключается в процессе внедрения в обучение новейших современных информационных технологий, приобщение обучающихся к творческому подходу к процессу обучения, самостоятельной деятельности.
  • Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано».

Достоинства дистанционного обучения:

  • Отсутствие географических ограничений
  • Доступность, открытость и гибкость взаимодействие участников учебных программ
  • Индивидуальный график обучения
  • Экономия времени и материальных затрат
  • Технологичность
  • Возможность доступа к различным источникам информации
  • Возможность получения информации разнообразной по объему и содержанию

Недостатки дистанционного образования:

  • Недостаточно тесное общение педагога с обучающимся
  • Сильная зависимость качества дистанционного обучения от технической оснащенности оборудования
  • Отсутствие должного внимания к вопросам информационной безопасности
  • Субъективное ощущение обучающегося перегруженностью информацией
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий
  • Недостаток практических знаний.

Тем не менее, исходя из выше перечисленного, учреждению дополнительного образования необходимо адаптироваться к тем условиям, в которых оно оказывается, и найти способы реализации своих образовательных программ в формате дистанционного образования. Таким образом, основные цели педагога дополнительного образования - это научиться обучать в системе дистанционного образования, а основная задача любого педагога не просто занять обучающегося или группу, а выдавать учебный материал последовательно, реализуя образовательную программу. Анализируя свою образовательную программу необходимо точно определить содержание программы. Выделите темы, которые необходимо изучить, оцените насколько реально выдать материал по этой теме не только в теоретической, но и практической форме.

Шаг 2. Выбрать программное обеспечение для организации дистанционного обучения.
Арсенал обучения напрямую зависит от целей. Как правило, для дистанционного обучения используются следующие инструменты компьютерных и интернет технологий:

Вебинар - это семинар или лекция, урок в онлайн - режиме посредством видео. (Skype, ВКонтакте, Zoom и др.)

Единой универсальной системы дистанционного обучения нет. Каждое решение подходит для определенных задач. Чтобы создать дистанционное занятие, необязательно быть программистом.

Возможные формы занятия и программы для их создания.

  • занятия в формате презентации;
  • занятия в формате видео ролика, (скаченный по теме, созданный вами);
  • тесты, анкеты;
  • лекция;
  • игра;
  • конференции
  • мастер-класса;

Итог, шага 2 заключается в определении, какие инструменты и формы работ больше подходят для учреждения и педагога.

Шаг 3. Подготовить обучающий «контент»

Определив программное обеспечение, нужно наполнить его контентом, содержанием. Загрузите презентации, мастер-классы, схемы, таблицы, инструкции, видеоролики - все, что нужно изучить обучающимся. В идеале на этом этапе у вас должен быть план развития на определенный период вперед и список материалов, необходимых для изучения.

Итоги шага 3: Вы наполнили свой курс содержанием.

Шаг 4. Оцените эффективность дистанционного обучения

Итак, после запуска дистанционного обучения, убедитесь, в его эффективности:

  • собирайте отзывы обучающихся и родителей
  • сравнивайте достижения тех, кто учится дистанционно и очно;
  • отслеживайте, как меняются успехи обучающихся, улучшаются ли показатели работы.

Итог шага 4: Вы провели анализ эффективности вашей дистанционной работы.