Пояснительная записка
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального образования, целью образования является не только вооружение ребёнка некой суммой теоретических знаний, но и создание условий для развития универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, то есть способность к самостоятельному развитию и совершенствованию. Учащийся теперь не просто овладевает системой знаний, умений и навыков, но и учится самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, учится её контролировать, совершенствовать свои коммуникативные способности, что в целом способствует личностному развитию ребёнка. Обучение в школе становится процессом взаимодействия учеников с учителем и одноклассниками. Учащийся должен стать активным участником образовательного процесса и, в сотрудничестве с педагогом или другими учениками, решать поставленные перед ним проблемы реальной жизни.
Цель начального и основного уровней образования - научить школьника учиться. Однако эту цель можно интерпретировать по-разному. Умение учиться для начальной школы - это умение решать познавательные задачи, в какой-то степени получать конкретные учебные знания, умение контролировать и оценивать свои достижения.
Обоснование выбора диагностического инструментария
Выбор диагностического инструментария основывался на следующих положениях:
Для успешного формирования универсальных учебных действий необходимо обеспечить переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, то есть саморегуляции.
Ф.Г.Мазитова пишет, что в достижении личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД огромна роль образовательных технологий деятельностного типа. В соответствии с данными технологиями на уроках в ходе специально выстроенного учителем диалога организуются постановка учебной проблемы и поиск её решения.
Попова Е.В. пишет, что для формирования у учащихся познавательных УУД необходимо спроектировать на уроке следующие этапы:
- Формирование первичного опыта выполнения действия и мотивацию.
- Основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД.
- Сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости - коррекцию.
- Организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Т.А.Денисова пишет, что для развития познавательных умений на каждом уроке, необходимо, прежде всего вовлечь каждого учащегося в работу, обеспечить заинтересованность в изучении нового. Сочетание различных видов познавательной деятельности может быть достигнуто в результате организации групповой работы.
Переход из начальной школы в основную, по праву считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в пятом классе - один из труднейших периодов школьного образования.
Четвероклассники - это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют педагоги во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на формирование у четвероклассников УУД.
Поэтому, в качестве диагностического инструментария, мной представлен проект одного урока из серии уроков математики в 4 классе по программе Л.Г.Петерсон, практическая часть которого даёт возможность группе специалистов отслеживать динамику развития и формирования у ребенка УУД на протяжении ряда уроков которые построены на принципах деятельностного подхода.
Исходя из вышесказанного, наиболее удобной для мониторинга ситуацией, может быть конкретная практическая деятельность, в которой ребёнок может проявить себя, связывающая предметную направленность и реальную жизнь(В данном случае с валеологическими знаниями, с использованием практического опыта учащихся, опыта выполнения ими практических заданий.
Основная цель уроков по теме:
- Уточнить представления о шкале и цене деления шкалы, сформировать умение определять по шкале значение величин.
- Уточнить понятие числового луча, ввести понятие координатного луча, сформировать умение определять координаты точек и находить расстояние между точками по их координатам.
- Тренировать способность к сложению и вычитанию смешанных чисел, исследование закономерностей движения объектов по координатному лучу.
Со шкалами приходится иметь дело в жизни любому человеку независимо от сферы его деятельности. Учащиеся уже встречались со шкалами на линейках, часах, градусниках, весах и других приборах.
На 1 уроке этого цикла (урок актуализации знаний) уточняется одно из важнейших понятий для практических приложений математики - понятие шкалы, цена деления шкалы.
Доминирующая форма организации на уроке - групповая работа. т.к. именно она создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет учителю получить адекватные результаты диагностики УУД.
Спецификация диагностической работы для учащихся четвёртых классов Работа предназначена для проведения процедуры диагностики УУД в 4 классе начальной школы.
Цель работы: мониторинг формирования универсальных учебных действий.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что её содержание может быть использовано в работе учителей начальных классов, направленной на мониторинг универсальных учебных действий в рамках практической деятельности, организованной учителем в рамках урока, соответствующего принципам деятельностного подхода.
Метод диагностики: наблюдение. Данный метод позволяет получить важную диагностическую информацию. Наблюдение - это планомерный и целенаправленный сбор необходимой информации с дальнейшей систематизацией фактов и формулированием выводов по внешним признакам. Наблюдение - объективный метод и не требует специального оборудования, при этом, исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку на ученика.
Для реализации поставленных целей и задач разработаны технологические карты мониторинга сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД обучающихся начальных классов.
Таким образом, результаты исследования представляются в табличной форме. Для того, чтобы процесс обработки данных был несложным и недолгим можно использовать программу Excel.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД.
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
- сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Работает группа специалистов: администратор, учитель, педагог-психолог.
Критерии проявления качества:
- 5 - однозначно да
- 4 - скорее да, чем нет
- 3 - не систематически, навык только формируется
- 2 - очень редко
- 1 - можно сказать, что нет, либо навык проявляется при непосредственном участии и контроле взрослого человека
- 0 - однозначно нет
Карта результатов диагностики УУД