Балет по произведению К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха". Проект "Волшебный мир балета"

Разделы: Литература, Музыка, Работа с дошкольниками, Работа с родителями, МХК и ИЗО, Дополнительное образование, Мастер-класс, Конкурс «Любимые произведения К. И. Чуковского»

Класс: д/с

Ключевые слова: К.И.Чуковский, К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»


Уровень культуры подрастающего поколения во многом зависит от решения проблем эстетического и нравственного воспитания. И помочь в этом может искусство. Искусство развивает ребенка эмоционально, помогает в эстетическом воспитании, развивает восприятие. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты. Очень важно, чтобы это формирование основывалось на лучших образцах мировой музыкальной культуры.

Проблема: Как привить ребятам чувство возвышенного отношения к классической музыке, к балету?

Цель проекта: Способствовать приобщению детей к мировой классической культуре, к одному из видов искусства - балету.

Задачи проекта:

  • Способствовать формированию у детей представление о понятии искусство, балет;
  • Способствовать развитию любознательности, познавательных интересов, внимания, памяти, речи, наблюдательности;
  • Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, творческого воображения детей, их способности к самовыражению.

Тип проекта: творческий.

По количеству участников: групповой.

Сроки реализации: долгосрочный (октябрь-апрель).

Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, дети 6-7 лет, родители.

Ожидаемые результаты:

  • Дети знакомятся с понятиями: театр, балет, композитор, дирижер, оркестр;
  • Умеют узнавать на слух звучание новых музыкальных инструментов (труба, скрипка, арфа и др.);
  • Определяют на слух музыкальные фрагменты из балетов П.И.Чайковского;
  • Способны выражать настроение сказочных героев через разные виды искусства (театрализация, танец, изобразительная деятельность);
  • Родители заинтересованы в образовательной деятельности, участвуют вместе с детьми в праздниках.

Предметно-развивающая среда:

  • Онлайн-занятие «В гостях у феи Музыки». <Приложение1>;
      • Альбом «Балет в живописи»;
      • Альбом «Знакомство с театром»;
  • Аудиозаписи отрывков из балетов;
  • Составление альбома о балете;
      • Изготовление атрибутов и костюмов к сказке;
      • Аппликация декораций к сказке. <Приложение2>;
  • Постановка сказки-балета по произведению К.И.Чуковского «Муха-цокотуха»;
  • Посещение театров Москвы (балетные спектакли).

Результат проекта:

  • Выставка рисунков «Рисуем музыку балета». Выставка рисунков детей «Мои впечатления» <Приложение3>;
      • Книжка своими руками К.И.Чуковский «Муха-цокотуха». <Приложение4>;
      • Балет-сказка по произведению К.И.Чуковского «Муха-цокотуха». <Приложение5>;
      • Совершенствование художественно-музыкальных исполнительских навыков детей в музыкальной деятельности;
      • Обогащение знаний детей о музыкальных жанрах, о способах получения и распространения информации о музыке;
      • Познавательный альбом о балете.

Способ презентации:

  • Балет-сказка по произведению К.И.Чуковского «Муха-цокотуха». <Приложение5>;
  • Посещение Московского академического музыкального театра имени Н.Сац. Балет

«Три поросенка»; театра «Корона русского балета» Балет «Дюймовочка». <Приложение6>, <Приложение7>.

Тематическое планирование проекта. Постановка балета-сказки по произведению К.И.Чуковского «Муха-цокотуха».

Срок

Мероприятие

Результат

сентябрь

Опрос воспитанников, направленный на определение уровня знаний о классической музыке, композиторах и балете:

  • Что такое балет?
  • Где можно увидеть балет и балерин?
  • Под какую музыку танцуют балерины?
  • Как называют человека, который сочиняет музыку?
  • Название каких балетов ты знаешь?
  • Хотел бы сходить в театр (на балет)?
  • Хочешь попробовать себя в роли артиста балета?
  • Как называется обувь балерин?
  • Как называется юбка, в которой танцуют балерины?
  • Ты когда-нибудь был на балете?
  • Ты видел балет по телевизору?
  • Хочешь вместе со мной посмотреть отрывок из балета?

Информирование родителей о проекте и его продолжительности

Выявлен уровень заинтересованности детей.
Родители информированы о планировании проекта.

октябрь

Театральная импровизация Игра «Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же я». Ряженье в костюмы. <Приложение8>

Воспитанники активно включаются в игру контактируют с педагогом
и другими детьми.

октябрь

Волшебные превращения. Театральная мастерская. Великая сила пластики и движения. <Приложение9>

Дети знакомятся с понятиями: балет, костюм балерины, декорации, оркестр.

Воспитанники играют знакомую сказку, самостоятельно импровизируя в театре смешанного типа.

ноябрь

П.И.Чайковский и его балеты.
Знакомство с композитором П.И.Чайковским. Просмотр м/ф «Щелкунчик».
<Приложение10>

Дети воспринимают классическую музыку в мультфильме, знакомятся с понятием композитор;
с портретом и биографией П.И.Чайковского.

Воспитанники учатся различать музыкальные фрагменты.

декабрь

Подготовка к новогоднему празднику - балет «Муха-цокотуха». <Приложение11>
Чтение сказки К.И.Чуковского «Муха-цокотуха».
Знакомство с классической музыкой известных композиторов: Шутка - И.С.Бах; Баба Яга - А.К.Лядов; Полет шмеля - Н.А.Римский-Корсаков; Рондо - В.А.Моцарт; К Элизе - Л.В.Бетховен; Юмореска - А.Дворжак; Вальс игрушек - Ю.Е.Ефимов; Па-де-труа из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковский; Полька - И.Дунаевский; Новогодний праздник - балет «Муха-цокотуха» по сказке К.И.Чуковского. <Приложение5>

Работают в танцевальных группах, создавая выразительный образ героев.

В театрализованной деятельности представляют танцы, создавая образы героев сказки.

январь

Случайные встречи. Прекрасное рядом.
Д/и «Угадай музыку» - музыкальные загадки.
Искусство в жизни человека. Сюжетно-ролевая игра «Иду на балет».
<Приложение12>

Дети продолжают знакомиться с театром (какие бывают театры), рассматривают иллюстрации театров оперы и балета.
Дети учатся передавать характер героев в движениях, эмоциями; учатся отгадывать муз.фрагменты: «Увертюра», «Марш», «Вальс цветов».

февраль

Я-культурный слушатель. Посещение Московского дома Музыки. Театр «Корона русского балета». Балет «Дюймовочка». <Приложение6>

Организация выхода детей в театр балета.
Вовлечение родителей в образовательную
деятельность.

февраль

Музей. На экскурсии.
Музыкально-дидактическая игра «Звучащие картины».
Ритм в жизни и искусстве «Оркестр в балете». <Приложение13>

Воспитанники продолжают знакомства с новыми музыкальными инструментами (на музыкальных фрагментах балетов).

март

Играем сказку. Игра «Угадай мелодию» <Приложение14>

Развитие памяти и музыкального слуха

апрель

Я - культурный слушатель.
Чтение сказки С.Михалкова «Три поросенка».
Посещение Московского академического музыкального театра имени Н.Сац. Балет
«Три поросенка». <Приложение7>

Организация выхода детей в театр оперы и балета.
Вовлечение родителей в образовательную деятельность.

апрель

Путешествие по театру «В гостях у балерины». Квест-игра «В поисках потерянных звуков».

Выводы:

  • Балет - это красивое искусство, где передают эмоции и чувства героев через танцевальные движения.
  • В балет принимают и девочек и мальчиков, которые любят танцевать.
  • Танцоры нужны в балете, чтобы поднимать балерин и играть мужские роли.
  • Чтобы стать хорошим артистом балета нужно много тренироваться.
  • В постановке балета участвуют композиторы, танцоры, балетмейстеры, художники.
  • Зрители ходят на балет для радости и удовольствия.

Формируется умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Список литературы

  • Балет. Альбомная раскраска с заданиями. Издание для досуга. ООО Вейс Групп Медиа, 2020.
  • Карп П. Младшая муза. - М: «Детская литература», 1986.
  • Киселёва Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/ Киселёва Л.С., Данилина Т.А.- М: АРКТИ, 2003.
  • Клёнов А.С.Там, где музыка живёт. - М: Педагогика, 1986.
  • Курчатовская Н.В., Посевная Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
  • Коменская И.П. Театр в детском саду. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  • Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста./ Коренева Т.Ф. Часть1-М: Гуманист, изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  • Коренева Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста./ Коренева Т.Ф. Часть 1-М: Гуманист, изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
  • Коренева Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста./ Коренева Т.Ф. Часть 11-М: Гуманист, изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
  • Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для педагогов и родителей. - М: Баласс, 2014.
  • Рыбкина В. Учебно-методическое пособие для детей дошкольного возраста. Мюзиклы для детей. - Санкт-Петербург: Композитор, 2009.
  • Чуковский К.И. Муха-цокотуха.- М.: ОНИКС, 2000.
  • Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. - М: Аквариум, 1999.
  • http://music-fantasy.ru/skazka-v-muzyke - сайт «Музыкальная фантазия»
  • Ссылка на балет «Муха-Цокотуха» https://youtu.be/aZJxlX9GyLI