Цель:
- познакомить учащихся с происхождением фразеологизмов,
- учить понимать их значение и употреблять в речи,
- способствовать формированию образности речи, развивать устную речь учащихся, воспитывать интерес к родному языку, истории и культуре русского народа.
Оборудование: карточки с крылатыми выражениями, картинки, фразеологические словари, мультимедийная презентация.
Ход игры
Организационный момент
Давайте уточним, что такое фразеологизмы.
Фразеологизмы - устойчивые неделимые сочетания слов, употребляемые в переносном значении.
Что относится к фразеологизмам?
- Пословицы и поговорки
- Меткие яркие выражения
- Афоризмы (фразы из литературных произведений, фильмов, и т.д.)
Откуда появляются фразеологизмы?
- Наблюдения человека (Много снега - много хлеба)
- Античная мифология («Ахиллесова пята», «Сизифов труд»)
- Исторические факты («пусто, как Мамай прошёл»)
- Литературные произведения («А Васька слушает да ест»)
- Библейские («козёл отпущения», «блудный сын»)
- Традиции и обычаи («носить на руках»)
Русский язык по запасу слов и фразеологизмов является одним из богатейших в мире. Фразеологизмы русского языка отражают жизнь нашего народа, его обычаи и традиции. Изучает образные выражения фразеология - особый раздел лингвистической науки.
Начнём викторину
Участие принимают 4 команды:
- 1 команда - «Ума палата»
- 2 команда - «Голова на плечах»
- 3 команда - «Семь пядей во лбу»
- 4 команда - «Тертый калач»
1-е задание. Объяснить значение названия команды.
2-е задание. Прочитать стихотворение, найти фразеологизмы и объяснить их значение.
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
3-е задание. Знаешь ли ты фразеологизмы?
Вставить пропущенное слово и объяснить значение.
1 команда
- Толочь ________________ в ступе
- Как в ________________ глядел
2 команда
- Вилами по __________________ писано
- Как ___________________ канул
3 команда
- Как рыба ______________________
- Концы в __________________
4 команда
- Выйти сухим из _______________
- Много _____________ утекло
4-е задание. Ответь крылатым выражением.
1 команда
Его вешают, приходя в уныние;
его задирают, задаваясь;
2 команда
Не цветы, а вянут;
не ладоши, а ими хлопают;
3 команда
Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить;
он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко;
4 команда
Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела…
не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
5-е задание. Объясните значение крылатых слов, значение которых не понял художник.
6-е задание. Полминутки для шутки. Слайд 13.
Прочитать рассказ, вставив пропущенные слова.
7-е задание. Игра "Доскажи словечко"
Нужно продолжить стихотворение и объяснить значение фразеологического сочетания
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой… (не разольешь)Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек,
И так устали мы в дороге,
Что еле… (волочили ноги)Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь… (медвежью услугу)Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес… (кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши… (вянут)Ежатки - детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых… (рукавицах)Мне сказали: "Ваш Алеша
На уроке сел в … (калошу)"
Я смеюсь: "Ведь это ложь,
Нет таких больших калош!"Случалось с тобою: ты правил не знал
Молчал ты, как будто… (воды в рот набрал)
9 задание. Игра "Как об этом говорят?"
Ответить крылатым выражением (в помощь дается рисунок):
- Об очень большой тесноте в помещении (рисунок яблока) -яблоку негде упасть
- О полной тишине (рисунок мухи) -слышно, как муха пролетит
- Об удачливом человеке, счастливом человеке (рисунок рубашки) -в рубашке родился
- Об очень вкусном блюде (пальчики оближешь)
10 задание. Что означают эти афоризмы? А, может, вы сумеете назвать их автора?
- «Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!»
- «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь...»
- «Да только воз и ныне там...»
- «А ларчик просто открывался…»
Подведение итогов. (Подсчёт баллов)
- Для чего нужны фразеологизмы?
- Родятся ли крылатые слова в наше время?
- Что станет, если они исчезнут из нашей речи?
Используйте в своей речи фразеологизмы. Они сделают её яркой, образной, живой и эмоциональной!