Внеклассное занятие по русскому языку. Фразеологическая викторина (2–3-е классы)

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Классы: 2, 3

Ключевые слова: фразеологизмы


Цель:

  • познакомить учащихся с происхождением фразеологизмов,
  • учить понимать их значение и употреблять в речи,
  • способствовать формированию образности речи, развивать устную речь учащихся, воспитывать интерес к родному языку, истории и культуре русского народа.

Оборудование: карточки с крылатыми выражениями, картинки, фразеологические словари, мультимедийная презентация.

Ход игры

Организационный момент

Давайте уточним, что такое фразеологизмы.

Фразеологизмы - устойчивые неделимые сочетания слов, употребляемые в переносном значении.

Что относится к фразеологизмам?

  • Пословицы и поговорки
  • Меткие яркие выражения
  • Афоризмы (фразы из литературных произведений, фильмов, и т.д.)

Откуда появляются фразеологизмы?

  • Наблюдения человека (Много снега - много хлеба)
  • Античная мифология («Ахиллесова пята», «Сизифов труд»)
  • Исторические факты («пусто, как Мамай прошёл»)
  • Литературные произведения («А Васька слушает да ест»)
  • Библейские («козёл отпущения», «блудный сын»)
  • Традиции и обычаи («носить на руках»)

Русский язык по запасу слов и фразеологизмов является одним из богатейших в мире. Фразеологизмы русского языка отражают жизнь нашего народа, его обычаи и традиции. Изучает образные выражения фразеология - особый раздел лингвистической науки.

Начнём викторину

Участие принимают 4 команды:

  • 1 команда - «Ума палата»
  • 2 команда - «Голова на плечах»
  • 3 команда - «Семь пядей во лбу»
  • 4 команда - «Тертый калач»

1-е задание. Объяснить значение названия команды.

2-е задание. Прочитать стихотворение, найти фразеологизмы и объяснить их значение.

Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?

3-е задание. Знаешь ли ты фразеологизмы?

Вставить пропущенное слово и объяснить значение.

1 команда

  • Толочь ________________ в ступе
  • Как в ________________ глядел

2 команда

  • Вилами по __________________ писано
  • Как ___________________ канул

3 команда

  • Как рыба ______________________
  • Концы в __________________

4 команда

  • Выйти сухим из _______________
  • Много _____________ утекло

4-е задание. Ответь крылатым выражением.

1 команда

Его вешают, приходя в уныние;
его задирают, задаваясь;

2 команда

Не цветы, а вянут;
не ладоши, а ими хлопают;

3 команда

Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить;
он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко;

4 команда

Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела…
не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

5-е задание. Объясните значение крылатых слов, значение которых не понял художник.

6-е задание. Полминутки для шутки. Слайд 13.

Прочитать рассказ, вставив пропущенные слова.

7-е задание. Игра "Доскажи словечко"

Нужно продолжить стихотворение и объяснить значение фразеологического сочетания

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой… (не разольешь)

Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек,
И так устали мы в дороге,
Что еле… (волочили ноги)

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь… (медвежью услугу)

Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес… (кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши… (вянут)

Ежатки - детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых… (рукавицах)

Мне сказали: "Ваш Алеша
На уроке сел в … (калошу)"
Я смеюсь: "Ведь это ложь,
Нет таких больших калош!"

Случалось с тобою: ты правил не знал
Молчал ты, как будто… (воды в рот набрал)

9 задание. Игра "Как об этом говорят?"

Ответить крылатым выражением (в помощь дается рисунок):

  1. Об очень большой тесноте в помещении (рисунок яблока) -яблоку негде упасть
  2. О полной тишине (рисунок мухи) -слышно, как муха пролетит
  3. Об удачливом человеке, счастливом человеке (рисунок рубашки) -в рубашке родился
  4. Об очень вкусном блюде (пальчики оближешь)

10 задание. Что означают эти афоризмы? А, может, вы сумеете назвать их автора?

  1. «Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!»
  2. «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь...»
  3. «Да только воз и ныне там...»
  4. «А ларчик просто открывался…»

Подведение итогов. (Подсчёт баллов)

  1. Для чего нужны фразеологизмы?
  2. Родятся ли крылатые слова в наше время?
  3. Что станет, если они исчезнут из нашей речи?

Используйте в своей речи фразеологизмы. Они сделают её яркой, образной, живой и эмоциональной!

Презентация

Оценочный лист