Солнечные батареи, или солнечные панели, сегодня всё больше используются в мире для получения электрической энергии. Их часто можно увидеть на крышах домов, особенно в странах с большим количеством солнечных дней в году. А некоторые крупные корпорации не только используют солнечные батареи для своих нужд, но даже продают избытки электроэнергии, полученные таким способом.
1.1. Кто-то из вас, возможно, уже обсуждал с родителями, стоит ли поставить на крыше вашего дома или дачи солнечные панели для получения электроэнергии.
На каком превращении форм энергии основано действие солнечных батарей?
Отметьте один верный вариант ответа
- Химической энергии в электрическую.
- Тепловой энергии в электрическую.
- Световой энергии в электрическую.
- Механической энергии в электрическую.
1.2. Паспорт сформулированной задачи
Компетенция |
Научное объяснение явлений |
Тип заданий |
Содержательное |
Контекст |
Местный |
Когнитивный уровень |
Низкий |
Тип вопроса |
Закрытый |
Дидактическая единица |
Физические системы |
1.3. Система оценивания
Содержание критерия |
Баллы |
Световой энергии в электрическую. |
1 |
Другие ответы. |
0 |
2.1. Электрическую энергию, получаемую с помощью солнечных батарей, часто называют «экологически чистой энергией».
Отметьте все верные варианты ответа.
- При производстве солнечных панелей не используются ископаемые виды топлива, такие как нефть, газ и уголь.
- Получение электрической энергии от солнечных батарей не сопровождается выделением вредных веществ в атмосферу.
- Получение электрической энергии от солнечных батарей позволяет экономить запасы нефти и газа на Земле.
- Применение электрической энергии от солнечных батарей позволяет получить больше электроэнергии, чем использование электростанций на угле, нефти и газе.
- Солнечные электростанции занимают меньше по площади территории, чем тепловые электростанции такой же мощности.
2.2. Паспорт сформулированной задачи
Компетенция |
Научное объяснение явлений |
Тип заданий |
Содержательное |
Контекст |
Глобальный |
Когнитивный уровень |
Средний |
Тип вопроса |
Открытый |
Дидактическая единица |
Науки о Земле |
2.3. Система оценивания
Содержание критерия |
Баллы |
|
1 |
Другие ответы. |
0 |
3.1. Для эффективного использования солнечной энергии расположение солнечной панели в средних широтах должно меняться в зависимости от времени года.
Определите, каким временам года, зиме или лету, соответствуют положения панели А и Б на рисунке выше.
Объясните своё решение.
Положение А: ________________
Положение Б: ________________
Запишите своё объяснение.
3.2. Паспорт сформулированной задачи
Компетенция |
Научное объяснение явлений |
Тип заданий |
Содержательное |
Контекст |
Глобальный |
Когнитивный уровень |
Средний |
Тип вопроса |
Открытый |
Дидактическая единица |
Науки о Земле |
3.3 Система оценивания
Содержание критерия |
Баллы |
Выбрано:
|
2 |
Выбрано:
|
1 |
Выбрано неправильно:
|
0 |
3.4. Данное задание может применяться на уроке физике в 8 классе по теме «Энергия топлива». На уроке желательно обсудить вопрос «Почему в настоящее время всё чаще в разных странах мира для получения электрической энергии использую солнечные панели?». Во внеурочное время можно предложить создать проект «Солнечные панели, их недостатки и преимущества». Учащиеся найдут информацию по теме «Солнечные панели», проанализируют, сделают выводы о недостатках и достоинствах солнечных панелей.
Самокат
3.1. У Серёжи и Лизы одинаковые самокаты. Они захотели узнать, кто дальше проедет на своём самокате до полной остановки, после того как они стартуют с места, оттолкнувшись ногой только один раз. Для своего соревнования они выбрали ровную асфальтовую дорожку без всякого уклона. _____________________
Какие причины приводят в конце концов к остановке самоката?
Выберите две причины из списка.
А. Притяжение Земли |
□ |
Б. Сопротивление воздуха |
□ |
В. Трение между вращающимся колесом и осью |
□ |
Г. Движение самоката по инерции |
□ |
Д. Давление человека на площадку (деку) самоката |
□ |
2. Паспорт сформулированной задачи
Компетенция |
Научное объяснение явлений |
Тип заданий |
Содержательное |
Контекст |
Личный |
Когнитивный уровень |
Средний |
Тип вопроса |
Открытый |
Дидактическая единица |
Физические системы |
3. Система оценивания
Содержание критерия
|
Баллы |
Трение между вращающимся колесом и осью Сопротивление воздуха Другие варианты не выбраны. |
1 |
Другие ответы. |
0
|
3.2. Итогом этого испытания стало то, что Лиза проехала дальше, но Серёжа не согласился с этим результатом. Он сказал, что ему надо смазать свой самокат, а уже потом повторить попытку. ______________________________________
Куда Серёжа должен нанести смазку, чтобы проехать дальше после отталкивания?
Запишите свой ответ и объясните его.
_______________________________________
2. Паспорт сформулированной задачи
Компетенция |
Научное объяснение явлений |
Тип заданий |
Содержательное |
Контекст |
Личный |
Когнитивный уровень |
Низкий |
Тип вопроса |
Открытый |
Дидактическая единица |
Физические системы |
3. Система оценивания
Содержание критерия
|
Баллы |
Говорится, что смазку нужно нанести между осью и колесом (или
|
1 |
Другие ответы. |
0 |
3.4. Данное задание может применяться на уроке физике в 7 классе по теме «Сила трения». На уроке желательно обсудить вопрос «Как изменяется сила трения после нанесения смазки?». Во внеурочное время можно предложить создать проект «Смазки для лыж», « Как влияют смазки на скольжение лыж». Учащиеся найдут информацию по теме «Сила трения при скольжении лыж, коньков», проанализируют, сделают выводы о недостатках и достоинствах смазки. Участвуют в дебатах по теме «Применение различных смазок в технике и быту».
4.1.У папы Лизы есть свой самокат, колеса у которого намного больше, чем у самоката Лизы. Диаметр колеса у самоката Лизы - 10 см, а у самоката папы - 30 см (см. рисунок ниже).
Какой самокат лучше использовать на неровной дорожной поверхности, профиль которой показан под изображениями самокатов? Размер неровностей показан в том же масштабе, что и колеса самокатов.
Определите самокат, который больше подходит для езды по этой неровной поверхности и объясните свой выбор.
Запишите свой ответ.
__________________________________
2. Паспорт сформулированной задачи
Компетенция |
Интерпретация данных для получения вывода |
Тип заданий |
Содержательное |
Контекст |
Личный |
Когнитивный уровень |
Высокий |
Тип вопроса |
Открытый |
Дидактическая единица |
Физические системы |
3. Система оценивания
Содержание критерия |
Баллы |
Выбран самокат папы (с большим диаметром колеса) и дано объяснение, смысл которого в том, что маленькое колесо будет проваливаться в каждую впадину и наталкиваться на каждый бугорок, а большое колесо будет катиться поверх впадин, по верху бугорков.
|
2 |
Выбран самокат папы (с большим диаметром колеса), но в объяснении говорится только об одном из самокатов (нет сравнения в явном виде). |
1 |
Другие варианты: Выбран самокат Лизы (с меньшим диаметром колеса) ИЛИ Выбран самокат папы (с большим диаметром колеса), но нет объяснения или объяснение неверное. |
0 |
4.4. Данное задание может применяться на уроке физике в 7 классе по теме «Сила трения». На уроке желательно обсудить вопрос «Как изменяется сила трения после нанесения смазки?». Во внеурочное время можно предложить создать проект «Смазки для лыж», « Как влияют смазки на скольжение лыж». Учащиеся найдут информацию по теме «Сила трения при скольжении лыж, коньков», проанализируют, сделают выводы о недостатках и достоинствах смазки. Участвуют в дебатах по теме «Применение различных смазок в технике и быту».
Данное задание может применяться на уроке физике в 7 классе по теме «Сила трение», а также можно создать проекты «Изучение зависимости силы трения тележки от силы толчка человека» и «Изучение зависимости силы трения тележки от массы экспериментатора». Учащиеся, работая над проектом, самостоятельно ставят цели и задачи проекта, проводят исследования, составляют таблицы и строят графики, анализируют данные исследований, делают выводы, выступают с публичной защитой перед одноклассниками. Оценивают себя сами и получают оценку одноклассников. Можно работать над проектами в мини группах.
Задание №3. Батарейки
Марк собрал электрическую цепь, чтобы проверить, как работает электромоторчик, который он хотел поставить в радиоуправляемый автомобиль. Электрический ток в цепи создаёт батарейка. Ток возникает благодаря тому, что от отрицательного (-) полюса батарейки к положительному (+) полюсу по металлическому проводу перемещаются частицы с отрицательным электрическим зарядом (электроны).
Почему отрицательно заряженные частицы (электроны) движутся по проводу от отрицательного полюса батареи к положительному полюсу батареи?
Запишите свой ответ.
________________________________
2. Паспорт сформулированной задачи
Компетенция |
Научное объяснение явлений |
Тип заданий |
Содержательное |
Контекст |
Личный |
Когнитивный уровень |
Средний |
Тип вопроса |
Закрытый |
Дидактическая единица |
Физические системы |
3. Система оценивания
Содержание критерия
|
Баллы |
1. Говорится, что отрицательно заряженные частицы (или электроны) движутся от отрицательного полюса к положительному, потому что отрицательные частицы отталкиваются от отрицательного полюса и притягиваются к положительному полюсу ИЛИ Электроны так движутся, потому что отрицательные частицы движутся в электрическом поле, создаваемом полюсами батареи в цепи, против силовых линий поля (возможный вариант объяснения в 8 классе). |
1 |
Другие ответы, в том числе «они движутся так из-за напряжения (или разности потенциалов)», «они движутся так из-за поля». |
0 |
3.1. В каком направлении должны двигаться положительно заряженные частицы внутри батарейки в то время, когда батарейка создаёт электрический ток во внешней цепи?
Отметьте один верный вариант ответа.
А) От положительного полюса к отрицательному.
В) От отрицательного полюса к положительному.
С) Из центра батарейки к её стенкам.
D) От стенок батарейки к её центру.
3.2. Паспорт сформулированной задачи
Компетенция |
Научное объяснение явлений |
Тип заданий |
Содержательное |
Контекст |
Личный |
Когнитивный уровень |
Средний |
Тип вопроса |
Закрытый |
Дидактическая единица |
Физические системы |
3.3. Система оценивания
Содержание критерия |
Баллы |
Выбрано: От отрицательного полюса к положительному. |
1 |
Другие ответы. |
0 |
4.1. Катя предложила Марку собрать цепь с двумя одинаковыми только что купленными батарейками, чтобы получить более сильный электрический ток. Но вначале она решила проверить, будет ли в такой цепи ярче гореть лампочка. Собранная Катей цепь показана на рисунке. Она замкнула цепь переключателем
4.2.Загорелась ли лампочка в цепи, которую собрала Катя?
Отметьте один вариант ответа.
ДА |
|
НЕТ |
|
Объясните свой ответ: ____________________________
4.3. Паспорт сформулированной задачи
Компетенция |
Научное объяснение явлений |
Тип заданий |
Содержательное |
Контекст |
Личный |
Когнитивный уровень |
Низкий |
Тип вопроса |
Закрытый |
Дидактическая единица |
Физические системы |
4.4. Система оценивания
Содержание критерия |
Баллы |
Выбрано «Нет» и говорится, что лампочка не загорится (или ток не потечет), потому что батарейки присоединены друг к другу одноименными полюсами |
1 |
Другие ответы. |
0 |