Интегрированное занятие в подготовительной группе «Математические тайны космоса»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Задачи:

  • закреплять счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
  • совершенствовать умение правильно отвечать на вопрос - какой по счету;
  • закреплять знание геометрических фигур (плоских и объемных);
  • совершенствовать умение называть последующее и предыдущее число;
  • упражнять детей в решении задач, примеров на сложение и вычитание;
  • развивать интерес к познанию космического пространства;
  • развивать навыки ориентировки в пространстве;
  • воспитывать интерес и уважение к людям первооткрывателям космоса.

Предварительная работа: рассмотрение демонстрационного материала; беседа на тему «космос»; разучивание физкультминутки; изготовление наглядного материала.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня утром, когда я шла в детский сад увидела звезду, которая упала с неба. Я взяла ее с собой. Она не простая, кто ее в руках подержит тому она передаст тепло, радость и веселое настроение. (дети передают звезду по кругу и говорят какое у них настроение).

Воспитатель: А вы знаете где живут звезды? (В космосе) А что такое космос (Это пространство, которое не имеет ни начала ни конца) Что в космосе есть интересного? (Планеты, звезды, кометы, метеориты) Кто был первым космонавтом (Юрий Гагарин) (На мольберте появляется фото Ю.Гагарина)

- Ребята, звездочка приглашает нас в космос, вы хотите отправиться? Я вам предлагаю совершить полет в космос к дальним планетам.

- На чем же мы отправимся в космическое путешествие? (На ракете)

Посмотрите, на столе лежат конверты. Что внутри? (Геометрические фигуры, треугольники)

Правила игры: нужно построить ракету, используя все 7 фигур, которые не должны накладываться друг на друга. (показать образец)

Из каких частей состоит ракета? (корпус, основание и верхняя часть)

Из каких фигур состоит корпус? (из 3 треугольников)

А из каких фигур состоит верхняя часть (из 1 треугольника)

Из каких фигур выложено основание? (квадрат, прямоугольник, треугольник). Приступаем!

(В процессе строительства дети помогают друг другу).

- Молодцы! Ракеты готовы к взлету! Только осталось определиться со временем - во сколько нам отлетать. (проводиться игра с часами) Итак отлет назначен на … Последние приготовления: пристегнуть ремни. (приготовлен шар с нарисованной ракетой)

- Все готовы! Взлетаем! Приготовьте пульт управления, начинаем обратный отсчет. (от 10 до 1)

- Ой, что-то наша ракета не взлетает. Наверное, кто-то допустил ошибку. Давайте все вместе проверим! (выходит 1 ребенок к доске и отсчет повторяется) Полетели! (уууу) (Запустить шарик)

- Ура! Мы взлетели. Вот мы и в космосе! Посмотрите, какая красивая наша планета! (картинка с изображением Земли)

- Сейчас мы с вами находимся в состоянии невесомости, и уже далеко от земли. Давайте проверим, ничего не мешает ли нам порассуждать.

Игра «Что лишнее»

(Показываю детям карточки с геометрическими фигурами, цифрами, знаками)

Молодцы тут вы справились, а с задачами попробуем (ответы детей)

Дидактическая игра «Хитрые задачи»

Воспитатель:

  1. Сколько концов у палки? (2) У двух палок (4)
  2. Над лесом летели 3 рыбки, 2 приземлились. Сколько улетело (0)
  3. На столе 4 моркови и 3 огурца. Сколько фруктов на столе? (0)
  4. Сколько пальцев на руке (5), на обеих (10).
  5. Сколько дней в неделе (7)
  6. На столе стояло 3 стакана сока. Костя выпил один стакан сока. Сколько стаканов осталось? (3)
  7. Сколько орехов лежит в пустом стакане? (0)

Молодцы, вы рассуждаете верно.

- Внимание! Посадка! - Предлагаю сделать паузу.

Физкультминутка

Танец-игра с ускорением «Я ракета»

- Молодцы! Продолжаем наше путешествие! Заводим моторы! Полетели!

Воспитатель: Внимание! Поступил сигнал тревоги! К нашему кораблю приближаются осколки метеорита. Их много. Мы спасёмся, если правильно назовём на какую фигуру похож каждый осколок.

(Дети называют геометрические тела: конус,призма, цилиндр, шар, куб, параллелепипед, пирамиды).

- Сколько всего было осколков. Молодцы космонавты, нам удалось избежать столкновения с осколками метеорита.

Игра «Что на что похоже?»

- Ребята, сейчас я вам буду показывать фигуру, а вы должны найти на мольберте фигуру, на которую она похожа. В каких фигурах спрятался круг, квадрат, прямоугольник, треугольник? (на нижней стороне объёмной фигуру закреплена плоская с буквой. Надо составить название планеты Уран)

Нам пора в путь. Заводим моторы! Полетели!

- Вот мы приземлились на самой холодной планете солнечной системы Уран. А чтобы не замерзнуть давайте включим здесь солнышко. Но оно начнет светить только если вы правильно подберете к нему лучики.

Дидактическая игра «Солнышко»

На столах у детей лежит по 3 лучика, нужно посчитать пример и найти правильный. Крепят на мольберте. Работа в парах)

Работа по аналогии «Собери цветок».

- Летим дальше. Отгадайте на какую планету мы сейчас попадем? Заводим моторы!

Воспитатель: Дети мы попали на планету Сатурн, где прошла буря и все разрушила.

Игра с лего-конструктором «Собери цифру»

Цель: сложить цифру из конструктора по образцу.

Воспитатель: Все цифры рассыпались, мы должны собрать их образцу. Вы готовы? Только сначала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика "Будем в космосе летать"

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)
1,2,3,4,5.
(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
Будем в космосе лететь.
(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
1 - комета.
2 - планета.
3 - луноход.
4 - звездолет.
5 - земля,
(Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)
До свидания друзья!

(То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе).

- Приступаем к работе. (Дети выкладывают цифры из конструктора «Ник» согласно образцу ,в парах).

Воспитатель: отлично, и с этим заданием мы тоже справились. Выложите из них числовой ряд и не забывайте, что выкладываем слева на право. (Спросить соседей чисел 2.5.7.9). Назовите число на один больше чем 3,5,7,9, на один меньше чем 3,6,9.

- Молодцы! Справились с заданием. А нам пора лететь дальше. Отгадайте. На какую планету мы приземлимся?

В телескоп скорей взгляните -
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей Солнечной системе
Никого крупнее нет.
(Ответ: Юпитер)

- Заводим моторы! Полетели!

Воспитатель. И вот мы с вами попали на планету Юпитер - самую большую планету Солнечной системы. Многие исследователи и ученые считают, что на ней возможна жизнь, поэтому часто организовывают космические экспедиции. И вот у космонавтов случилась беда, они не могут найти свои ракеты. Поможем им? (да)

Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты, в середине цифра. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

Ждут нас быстрые ракеты,
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим, места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (количество детей соответствует цифре).

- Отправляемся в полет. На какую планету предстоит нам путешествие?

«Космическая лаборатория»

(слышится детский плач)

Воспитатель: - Ребята, слышите детский плач? Что же могло произойти на Марсе? (предположения детей)

В детском саду работает два повара - один кормит марсиан-малышей, а другой - старших-марсиан. Но повара поссорились и кашу не приготовили, и детишки-марсиане остались без завтрака. Давайте накормим марсиан - приготовим кашу. Детей в группах поровну, поэтому каши надо сварить одинаковое количество.

Что нам с вами потребуется для работы? (2 кастрюли, крупа, вода.)

Вы знаете как варить кашу? (ответы) Для начала надо налить в кастрюли одинаковое количество воды. Как это сделать? (взять одинаковые мерки и отмерить нужное количество воды. Чем меньше мерка, тем большее количество раз придется наливать воду и наоборот. Отмеривают и наливают. Считают фишками)

(на столах у детей 2 емкости с крупой, 2 пустых стакана и несколько мерок (чайная ложка и столовая)

- Какая крупа находится на ваших столах?

Как будет называться, сваренная вами каша? (дружба) (Воспитатель напоминает, что в кастрюлю надо положить одинаковое количество риса и пшена. Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:

  1. взять мерку (выбираем самую большую - столовую ложку, так как, чем больше мерка, тем меньшее количество раз ее надо использовать);
  2. наполнить мерку до отметки, откладывая фишки;
  3. насыпать сначала в один стакан нужное количество мерок крупы;
  4. насыпать в другой стакан столько же мерок крупы.

Дети выполняют работу самостоятельно. После выполнения задания высыпать крупу в воду, «сварить» кашу.

Игра-физкультминутка «Варим кашу»

Раз, два, три,
Кашу наш горшок вари!
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Наливаем молоко…
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Сыпем соль…
Сыпем сахар…
Насыпаем мы крупу…
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Все продукты поместили.
Каша варится: «Пых - пых!» -
Для друзей и для родных.
А теперь все друг за другом
Размешаем кашу кругом!
И попробуем - ка нашу
Вместе сваренную кашу!
Её вместе поедим,
Всех - всех кашей угостим.
Ведь варилась - то: «Пых - пых!» -
Для друзей и для родных».

-Вот наша каша и готова! Дети накормлены. Как же помирить нам поваров? (надо накормить их кашей «дружба».

(Воспитатель хвалит, благодарит детей за активность, инициативность, самостоятельность в выполнении заданий)

- Ребята, в 11 часов наша ракета возвращается на Землю. (выставляют время на часах) Занимаем свои места! Заводим моторы!

Возвращение на планету Земля.

Воспитатель: Внимание! Из космического центра планеты Земля поступил сигнал о возвращении домой. Займите свои места. Считаем 10.9.8.7.6.5.4.3.2. … (Звучит музыка)

Итог. Рефлексия

Вот мы с вами уже и в группе.

  • Дети вам понравилось путешествовать?
  • А где мы с вами побывали?
  • Что вам понравилось больше всего?

Возможно, что-то не понравилось? (дети выбирают шар)

Я вами очень довольна и хочу вручить вот эти звездочки за вашу смекалку, внимательность и отвагу. (раздаю детям звездочки.)