Острый ритм – джаза звуки

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Ключевые слова: джаз


Цель:

  • познакомить с характерными особенностями стиля;
  • историей возникновения этого музыкального направления;
  • со знаменитыми исполнителями джазовой музыки.

Задачи:

  • коррекционно-обучающие: познакомить со стилем «джаз»; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;
  • коррекционно-развивающие: развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию
  • коррекционно-воспитательные: воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Тип урока: комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала, этап изучения фактического материала и закрепляющий этап.

Класс - 3 (ЗПР).

Предмет: музыка, ИКБ.

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование: автоматизированное рабочее место учителя, мультимедийная презентация, демонстрационный материал «Музыкальные инструменты», карточки «Музыкальные инструменты», видеофрагменты: «Острый ритм - джаза звуки», Пальчиковая игра для детей «Оркестр», Р.Зиганов «Умырзая», Г.Гладков «Мистер Жук»; музыкальные аудио фрагменты: «Хелло, Долли» Луи Армстронг, С.Джоплин «Регтайм», блюз в исполнении Э.Фицджеральд «Too Young for The Blues - 1956», спиричуэлс «Go down, Moses» - Луи Армстронг.

Ход урока

I. Организационный момент

СЛАЙД 1

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья? Да

Музыкальное приветствие. Распевка попевки.

II. Вхождение в урок. Мотивация к учебной деятельности

СЛАЙД 2

Ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. (Обучающиеся выполняют). Видите, от ваших улыбок стало уютнее, светлее в классе! Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки и приобрели знания, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями.

III. Актуализация опорных знаний

СЛАЙД 3

Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной - таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя.

(Звучит музыкальный фрагмент «Хелло, Долли» Луи Армстронг)

У.: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.

На слайде ребус-буквы. Составьте слова. (Ответ: Острый ритм джаза).

IV. Сообщение темы и целей урока

У.: Сегодня на уроке мы познакомился с новым направлением в музыке - джаз, узнаем, какие существуют виды джаза, с помощью каких средств музыкальной выразительности можно определить джаз.

Итак, откройте тетради, запишите тему урока «Острый ритм - джаза звуки». СЛАЙД 4

IV. Открытие новых знаний

СЛАЙД 5

Просмотр видео по ссылке https://youtu.be/woR5wiM5EVY (4.58)

- С какими новыми терминами вы познакомились во время просмотра видеоролика?

Словарная работа: спиричуэлс, блюз, регтайм.

СЛАЙД 6

Спиричуэлс - песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев. (Слушание фрагмента)

СЛАЙД 7

Блюз - народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. (Слушание фрагмента)

СЛАЙД 8

Регтайм - танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение. (Слушание фрагмента)

V. Физминутка

СЛАЙД 9

Пальчиковая игра для детей «ОРКЕСТР» https://youtu.be/5Ep482f2X3g

VI. Проверка усвоения нового материала

СЛАЙД 10

1. Игра «Выбери инструменты»

У вас на парте лежит карточки с музыкальными инструментами. Вам нужно отобрать инструменты, характерные для музыкального направления джаз.

Вывод: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные - барабаны, тарелки.

У.: Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает?

(Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов).

2. Игра «Музыкальный диктант»

СЛАЙД 11

Сейчас вы должны послушать музыкальный фрагмент и поднять карточку с названием жанра джаза. Карточки лежат у вас на парте.

VII. Слушание музыки

Искусству джаза чуть больше 100 лет. Он моложе других музыкальных жанров, но по многоликости, разнообразию своих проявлений опережает любые музыкальные направления. В нашу республику Башкортостан джаз проник в 30-е годы. Это были небольшие оркестры, которые выступали в парках культуры, в клубах. Организатор профессионального башкирского джазового ансамбля саксофонист Марат Юлдыбаев. Коллектив уже с первых дней своего основания в 1982 года уверенно заявил себя на фестивалях в Ярославле, Ленинграде, Ереване, Тбилиси, Самаре, Москве.

Джаз ансамбль «Дустар» (в переводе с башкирского-друзья) приобрёл широкую популярность не только своими выступлениями на фестивалях, а удивительной музыкой, «замешанной» на джаз-роке и элементах башкирского фольклора - этно-джаз. Ансамбль «Дустар» записывал также эстрадную музыку башкирских авторов.

СЛАЙД 12

Просмотр видеоролика Р.Зиганов «Умырзая» (4,17) https://youtu.be/2xUk1KThy38

VIII. Вокально-хоровая работа

У.: Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача - определить стиль, в котором она написана. Просмотр видео https://youtu.be/XZjJIrxlOkg

Разучивание песни «Мистер Жук» музыка. Г.Гладкова, слова Дж.Чиарди.

1) Исполнение учителем СЛАЙД 13

Анализ:

  1. Итак, в каком стиле прозвучала песня? (Джазовом.)
  2. С помощью, каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль? (Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, игривость)
  • разучивание по фразам;
  • первый куплет со словами;

Я увидела в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился. Я слышу среди Ваших голосов голоса звёзд джаза - Луи Армстронга, Майла Девиса, Бэсси Смит, Леонида Утёсова - одного из первых исполнителей джаза в России, Ларисы Долиной и Ирины Отиевой, которые известны как джазовые певицы.

IX. Подведение итогов. Рефлексия

СЛАЙД 14

Ребята, наш урок подходит к концу.

  • С чем мы сегодня познакомитесь?
  • Какие жанры джаза вы знаете?
  • Какие инструменты солируют в джазовом ансамбле?
  • Кто помнит, как зовут руководителя башкирского ансамбля «Дустар»?

Х. Оценивание

СЛАЙД 15

Учитель. Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали. Я довольна вашими ответами и знаниями. А Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства.

    Домашнее задание -выучить 2 куплета песни.