Программа краткосрочного курса внеурочной деятельности учащихся 1-х классов «Все дороги ведут к дому»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 1


Пояснительная записка

Программа краткосрочного курса внеурочной деятельности учащихся 1 классов «Все дороги ведут к дому» разработана на основе:

  • Приказа Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 31.12.2015г.);
  • Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897;
  • Приказа "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (ред. от 31.12.2015г.);
  • Приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 31.12.2015г.).

Цели и задачи

Цель: приобщение обучающихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.

Задачи:

  • Формировать чувство уважительного отношения к членам семьи, гордости за семью.
  • Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории своей семьи и её традициям.
  • Вовлекать младших школьников в поисковую деятельность, направленную на познание семейных традиций, развивая творческие способности и инициативу.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • осознавать себя членом семьи, проявлять интерес к её традициям, обычаям и желание участвовать в её делах;
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • формировать уважительное отношение к мнению других;
  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развивать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • формулировать и ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса;
  • совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работать по составленному плану;
  • оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу;
  • оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • читать и слушать, извлекая нужную информацию;
  • осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
  • работать с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
  • работать в паре, в группе;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Предметные результаты:

  • совершенствование представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций;
  • осмысление понятий, связанных с темой «Семья», осознание своей роли в семье;
  • ценностное отношение к своей семье, толерантность в отношениях с другими людьми;
  • любовь к своему народу, родному языку, к своим родным и близким;

Содержание краткосрочного курса внеурочной деятельности

Все дороги ведут к дому. Значение слова «семья». Что такое семья. Роль семьи в жизни человека. Пословицы о доме и семье.

Кто друг мой самый? МАМА. Роль мамы в жизни семьи. Пословицы, игры, сказки о маме.

Без хозяина дом - сирота. Роль папы в жизни семьи. Пословицы, поговорки, игры, народные песни, сказки об отце.

«Жили-были дед да баба…» Роль бабушки и дедушки в семье. бабушек. Песни, игры, сказки бабушек для внуков.

Брат и сестра. Роль брата и сестры в нашей жизни. Сказки и пословицы о братьях и сестрах.

Дорожи своим именем…. Значение имен. День рождения и именины. Как родители выбирают имя ребёнку. Имена и прозвища в Древней Руси. Откуда к нам пришли наши имена. Тайны наших имён. Имя и ангел-хранитель.

«Семейный котел всегда кипит» Семья и семейные праздники. Правила проживания в семье. Современные отношения к родителям. Традиции дома. Традиции семьи. Семейные обязанности.

Тематическое планирование

Кол-во часов

Тема

Форма учебного занятия

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Все дороги ведут к дому

обучающие игры - моделирование различных жизненных обстоятельств с дидактической целью

расшифровывают знаково-символическое значение букв в словах и формулируют определения понятий «дом», «семья». Работа в парах: анализируют пословицы о доме и семье.

1

Кто друг мой самый? МАМА

урок-инсценировка

рисуют портрет мамы, разыгрывают сценки из сказки, принимают участие в играх.

1

Без хозяина дом - сирота

урок-путешествие

Знакомятся со сказками об отце, подбирают пословицы и поговорки о папе, разучивают народные песни и игры.

1

«Жили-были дед да баба…»

урок-экскурсия

Рисуют портрет, составляют рассказ; слушают сказку; разучивают песни и игры.

1

Брат и сестра

проблемный урок

Выясняют зачем нам братья и сестра; выясняют, что об этом говорят русские народные сказки; пословицы и поговорки, игры.

1

Твоя фамилия, твое имя

урок-исследование;
проблемный урок

Через игру знакомимся с понятием и традициями именин. Знакомимся со «Святцами». Смотрим происхождение своего имени, перевод, когда празднуются именины.

1

«Семейный котел всегда кипит»

урок-диалог

Тематическое планирование уроков

Литература

  1. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор». М.: Просвещение, 2014.
  2. А.Лазарев «Народоведение» Челябинск, 1997.