Пояснительная записка
Программа краткосрочного курса внеурочной деятельности учащихся 1 классов «Все дороги ведут к дому» разработана на основе:
- Приказа Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 31.12.2015г.);
- Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897;
- Приказа "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (ред. от 31.12.2015г.);
- Приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 31.12.2015г.).
Цели и задачи
Цель: приобщение обучающихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.
Задачи:
- Формировать чувство уважительного отношения к членам семьи, гордости за семью.
- Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории своей семьи и её традициям.
- Вовлекать младших школьников в поисковую деятельность, направленную на познание семейных традиций, развивая творческие способности и инициативу.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознавать себя членом семьи, проявлять интерес к её традициям, обычаям и желание участвовать в её делах;
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- формировать уважительное отношение к мнению других;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развивать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- формулировать и ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса;
- совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
- работать по составленному плану;
- оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
- осознавать познавательную задачу;
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию;
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
- работать с дополнительной литературой.
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
- работать в паре, в группе;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Предметные результаты:
- совершенствование представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций;
- осмысление понятий, связанных с темой «Семья», осознание своей роли в семье;
- ценностное отношение к своей семье, толерантность в отношениях с другими людьми;
- любовь к своему народу, родному языку, к своим родным и близким;
Содержание краткосрочного курса внеурочной деятельности
Все дороги ведут к дому. Значение слова «семья». Что такое семья. Роль семьи в жизни человека. Пословицы о доме и семье.
Кто друг мой самый? МАМА. Роль мамы в жизни семьи. Пословицы, игры, сказки о маме.
Без хозяина дом - сирота. Роль папы в жизни семьи. Пословицы, поговорки, игры, народные песни, сказки об отце.
«Жили-были дед да баба…» Роль бабушки и дедушки в семье. бабушек. Песни, игры, сказки бабушек для внуков.
Брат и сестра. Роль брата и сестры в нашей жизни. Сказки и пословицы о братьях и сестрах.
Дорожи своим именем…. Значение имен. День рождения и именины. Как родители выбирают имя ребёнку. Имена и прозвища в Древней Руси. Откуда к нам пришли наши имена. Тайны наших имён. Имя и ангел-хранитель.
«Семейный котел всегда кипит» Семья и семейные праздники. Правила проживания в семье. Современные отношения к родителям. Традиции дома. Традиции семьи. Семейные обязанности.
Тематическое планирование
Кол-во часов |
Тема |
Форма учебного занятия |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 |
Все дороги ведут к дому |
обучающие игры - моделирование различных жизненных обстоятельств с дидактической целью |
расшифровывают знаково-символическое значение букв в словах и формулируют определения понятий «дом», «семья». Работа в парах: анализируют пословицы о доме и семье. |
1 |
Кто друг мой самый? МАМА |
урок-инсценировка |
рисуют портрет мамы, разыгрывают сценки из сказки, принимают участие в играх. |
1 |
Без хозяина дом - сирота |
урок-путешествие |
Знакомятся со сказками об отце, подбирают пословицы и поговорки о папе, разучивают народные песни и игры. |
1 |
«Жили-были дед да баба…» |
урок-экскурсия |
Рисуют портрет, составляют рассказ; слушают сказку; разучивают песни и игры. |
1 |
Брат и сестра |
проблемный урок |
Выясняют зачем нам братья и сестра; выясняют, что об этом говорят русские народные сказки; пословицы и поговорки, игры. |
1 |
Твоя фамилия, твое имя |
урок-исследование;
|
Через игру знакомимся с понятием и традициями именин. Знакомимся со «Святцами». Смотрим происхождение своего имени, перевод, когда празднуются именины. |
1 |
«Семейный котел всегда кипит» |
урок-диалог |
Тематическое планирование уроков
Литература
- Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор». М.: Просвещение, 2014.
- А.Лазарев «Народоведение» Челябинск, 1997.