Технологии интерактивного и дистанционного обучения как средство повышения эффективности и качества образования

Разделы: Начальная школа


Переход на дистанционное обучение в марте 2020 года стал неожиданностью для всех учителей. Нам пришлось быстро перестраиваться и менять свои методы работы. Я работаю учителем начальной школы и, наверное, как и многие оказалась перед выбором платформы для удаленной работы. Среди множества вариантов я остановилась цифровой образовательной платформе Яндекс.Учебник.

Яндекс.Учебник - это бесплатный образовательный сервис с заданиями по русскому языку, математике и окружающему миру для 1-5 классов с автоматической проверкой ответов и мгновенной обратной связью для учеников. Задания соответствуют ФГОС начального и среднего общего образования. Все материалы Яндекс.Учебника разработаны экспертами. Для предметной экспертизы привлекаются такие профильные организации, как Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН и Центр педагогического мастерства (Москва). Также в команде Яндекс.Учебника работает детский нейропсихолог Ксения Вотякова, которая отвечает за психологическое сопровождение обучения и соответствие материалов нормам Института возрастной физиологии РАО.

Компания «Яндекс» гарантирует полную безопасность персональных данных. Яндекс.Учебник содержит только образовательный контент - на сайте нет рекламы и посторонних материалов.

Яндекс.Учебник прост в использовании: достаточно компьютера, ноутбука или планшета с подключением к Интернету. Познакомившись с возможностями ресурса, мне сразу захотелось работать в новом формате. Сначала я зарегистрировалась на платформе и зарегистрировала своих первоклассников. Сделать это было совершенно несложно: на платформе хороший путеводитель. Затем я распечатала и раздала учащимся данные, необходимые для входа на платформу: логин и код. Вскоре учащиеся приступили к выполнению заданий.

Я попросила родителей в группе класса оставить свои комментарии по выполнению заданий: понравилось ли ребёнку работать на платформе, насколько легко он разобрался, с какими трудностями столкнулся. Последовали положительные отзывы: задания понравились детям, было интересно, дети выразили желание выполнять больше карточек. После этого я объяснила родителям, что допустимое время работы за компьютером младшего школьника - 15 минут, этим пренебрегать нельзя в целях сохранения здоровья детей.

Очень удобно для учителя, что с платформой есть обратная связь. После выполнения задания мне на электронную почту приходит статистика, которая сообщает, как ученики справились с заданием: процент учащихся, выполнивших задания, результативность выполнения, количество попыток, сделанных учащимися при выполнении заданий, а также информацию о том, кто из учащихся совсем не приступил к занятию.

Ориентироваться в Яндекс. Учебнике легко: внутри каждого предмета есть оглавление - тематический рубрикатор. Русский язык включает такие разделы: морфемика, лексика, морфология, синтаксис, фонетика, правописание. Математика имеет следующие разделы: натуральные числа и действия с ними, доли и дроби, текстовые задачи, величины, работа с информацией. Окружающий мир представлен такими разделами как растения и животные, страноведение, тело человека, география, космос и природные явления. К каждому занятию по окружающему миру есть короткий видеоурок продолжительностью 6-18 минут, после этого предлагается выполнить карточки с заданиями (количество карточек для каждого занятия разное - от 1 до 10).

Яндекс.Учебник содержит инструменты для организации и проведения онлайн-уроков. Я могу записать свой видеоурок, который будет доступен детям. Трансляция видео только в одну сторону - от учителя к ученику. Это очень удобно, когда тебя не перебивают. Отвечать на вопросы можно в чате. Очень важное преимущество - это устойчивая связь во время видеоконференций.

В зависимости от технических условий школы учитель может использовать Яндекс.Учебник наиболее удобным для него образом:

  • в классе выводить карточки на интерактивную доску;
  • в классе выдавать задания детям на устройства для индивидуального решения или решения в парах/группах;
  • в классе для проведения контрольных и проверочных работ;
  • в качестве домашнего задания.

Исходя из своих условий работы, я чаще всего использую 1 и 4 варианты. Независимо от выбранного варианта работы с Яндекс.Учебником, основной алгоритм состоит из следующих этапов:

  1. Выбор предмета
  2. Создание занятия из карточек. Средний ориентир - 6-10 карточек в одном занятии. Работа с ними, как правило, занимает у ребенка 10-15 минут.
  3. Название занятия.
  4. Выдача занятия (всему классу или отдельным ученикам).
  5. Работа учеников на платформе.
  6. Обратная связь для ученика и учителя.

В журнале я могу отследить, сколько времени ученики тратят на выполнение одного задания, и достаточно точно определить, какие задания просты для учеников и требуют меньше времени, а какие вызывают затруднения. Сложность выполнения также зависит от темы.

В подборке лучше использовать разные карточки с разными типами заданий. По опыту работы с этой платформой, могу сказать, что выполнение более 5 однотипных заданий подряд снижает мотивацию ребенка.

В первое время в подборки лучше включать меньше карточек, чтобы приучить ребенка в процессе обучения работать с цифровым инструментом. Свои ученикам я давала 3-4 карточки в неделю. Когда ученики привыкли к использованию онлайн-сервиса, я определила оптимальный для своего класса сценарий и перешла в режим регулярной работы с Яндекс.Учебником. Например, мы с классом работаем с сервисом 2-3 раза в неделю: 1 раз в классе и 1-2 раза дома.

Яндекс.Учебник позволяет выдавать ученикам разные задания, помогая реализовать индивидуальные образовательные траектории. Можно выдать несколько тематических подборок для групп с разной успеваемостью, например: базовый уровень - для учеников, достаточно усвоивших материал или продвинутый уровень - для сильных учеников.

Я использую задания Яндекс.Учебника и во внеурочной деятельности. На платформе в каждом предмете есть раздел «Кружок». Там можно найти подборки развивающих нестандартных заданий на разные темы. Их также можно использовать в качестве материала для подготовки и проведения олимпиад. Например, в октябре этого года я организовала внутриклассную олимпиаду "Я люблю математику вместе с Фиксиками», используя Яндекс.Учебник. Необычные задания мотивируют школьников заниматься математикой. Они побуждают учеников мыслить логически и находить нестандартные решения.

Следует отметить, что сервис не стоит на месте и методисты «Яндекс.Учебника» постоянно пополнят темы новыми и новыми карточками с заданиями, также появляются новые предметы. Ярким примером тому служит появление курса «Работа с информацией». Он построен таким образом, что учитель может наладить постепенную работу по формированию функциональной грамотности у учеников начальной школы уже с 1-го класса. Курс состоит из нескольких блоков:

  • Блок А - направлен на работу с умением ориентироваться в источнике информации.
  • Блок Б - на умение извлекать нужную информацию.
  • Блок В - посвящён умению определять характер недостающей информации и способам её восполнения.

В совокупности эти блоки помогут детям не бояться текстов, графиков, схем и других источников информации, понимать их, уметь вникать в суть данных и успешно искать ответы на поставленные вопросы. Задания этого курса метапредметные, поэтому их можно выдавать на любых удобных вам уроках.

Мне кажется, что Яндекс.Учебник - это идеальный сервис для дополнительных заданий на каникулы, чтобы повторить и закрепить знания. Задания в Яндекс.Учебнике делаются быстро, проверяются сразу и больше похожи на игру.

Подводя итоги, хочется обобщить, что же даёт Яндекс.Учебник учителю:

  • Бесплатный аналог рабочих тетрадей.
  • Дополнение к любому УМК.
  • Экономия времени на проверку заданий и подготовку к урокам.
  • Подробная статистика по каждому ребенку и всему классу.
  • Поддержка индивидуальных траекторий внутри одного класса.
    Что Яндекс.Учебник дает ученику:
  • Красиво оформленные и увлекательные онлайн-задания, которые детям интересно решать.
  • Право на ошибку. Дети знают, что не обязаны решить правильно с первого раза, и что у них есть дополнительные попытки. Благодаря этому у детей снижается тревожность.
  • Мгновенная обратная связь. Результат видно сразу, не нужно ждать, когда задание проверят взрослые. Обратная связь поступает сразу в момент ошибки, и поэтому максимально эффективна.
  • Способ легко наверстать пропущенные уроки во время болезни или отсутствия в школе.
  • Формирование навыка обучения в цифровой среде.

В начальных классах электронная среда и электронные инструменты не заменят учителя, но они могут сделать обучение более интересным, эффективным и насыщенным. Яндекс.Учебник - это качественный образовательный продукт. Он объединяет в себе методику преподавания и современные технологии, помогает в работе учителям, упрощает взаимодействие с учениками и их родителями и, самое главное, раскрывает потенциал каждого ребёнка.